Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Стихи о весне"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Сапан Анжелика Алексеевна

"Литературная гостиная" - это нестандартная форма проведения урока по литературному чтению, которая позволила провести урок в конце изучения раздела "Стихи о весне" на более высоком уровне. Цель данного урока - познакомить с  четырьмя этапами весны; повторить пословицы, поговорки и стихи о весне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya._sapan_docx.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №28

Стихи о весне

Литературная гостиная

Семинар для учителей

Сергиево – Посадского муниципального района

на базе МБОУ CОШ №28

Учитель высший категории

Сапан А.А.

16.03.2016г.


Предмет: литературное чтение.

Класс:  2 «Б»

Тип урока: комбинированный урок

Учебник:  «Литературное чтение» 2 класс

Тема: Стихи о весне.

Цель: познакомить с  четырьмя этапами весны; повторить пословицы, поговорки и стихи о весне.

Задачи:

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • формирование навыков работы над выразительным чтением  поэтического произведения: умения самостоятельно подбирать для чтения произведений,
  • расширение  знаний о творчестве Бокова В.Ф., работе поселковой  библиотеки;
  • воспитание чувства прекрасного, эстетического восприятия произведений
  • развивать кругозор
  • коммуникативные навыки посредством работы в группах, потребность пользоваться литературным богатством.

Ожидаемые результаты        - раскрыть роль поэзии как средства создания и выражения настроения;

раскрепощение и раскрытие артистических, поэтических, художественных талантов и творческих способностей;

 учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, определять настроение, которым проникнуто стихотворение);

сближение и укрепление взаимопонимания во время творческого сотрудничества между учащимися, учителями, работниками культуры.

Формируемые УУД

        Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к различным культурным учреждениям, учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

   Познавательные:  ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем.

  Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в группе.

Планируемый результат

  Предметные:  учащиеся получат возможность обобщить свои знания о  произведениях  о весне; продолжить знакомство с творчеством Бокова В.Ф., работой  поселковой  библиотеки, развивать навыки выразительного чтения,  память;

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;  формирование положительного отношения к предмету.

Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель урока, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание,  учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Ресурсы:

        произведения о весне русских и советских писателей, проектор, презентация; листы для групповой работы с заданием , видеоролик с песней «Земная красота» Суслова, видеоролик для проведения физминутки «Весна красна идёт»

 Литературная гостиная.

Тема: «Стихи  о весне»

  1. Этап мотивации и самоопределения к деятельности и постановке задачи.

- Здравствуйте, дорогие гости нашей литературной гостиной. Наше заседание посвящено …. А лучше послушайте песню и посмотрите клип и сами скажите, о чём мы с вами будем сегодня говорить.

(Просмотр видеоклипа «Песня о земной красоте» сл. Суслова)

- Назовите время года, которое вы узнали из видео.

(Весна)

- Сегодня у нас необычный  урок поэзии. Поэзия  - мир чувств и настроений. Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постарались создать особую весеннюю атмосферу.

- На нашем уроке будут звучать полюбившиеся всем нам стихи. музыка. итак, отправляемся на встречу с Весной.

  1. Этап вхождения в тему занятия.

_ Люди всегда с нетерпением ждали весну, пели песни – заклички. веснянки. Давайте послушаем, как это было.

  • Вена, весна, весна красная

Приди весна, да с радостью!

  • С шёлковой  травой, с ясным солнышком!
  • Принеси весна тёплый дождичек,

 рассвети весна наш край родной!

(Раздаётся стук в дверь.  Входит Весна, отряхивая капли дождя с  зонтика)

Весна: - Здравствуйте, мои друзья! Звали меня? Хотела Вам в подарок цветов первых принести, но они ещё не успели появиться в наших лесах.

- Ничего Весна-красна, вы присаживайтесь, а ребята сами подарки приготовили. Давайте расскажем Весне пословицы   и поговорки.

Весна всё покажет. 

Весна днём красна.

Весна отмыкает ключи и воды.

Весна красна цветами, ну а осень снопами. 

Весна красна и голодна; осень дождлива и сыта.

Весна цветы рассыпает, а зима снег простилает.

Весна, зажги снега, заиграй овражки.
Весенний день — как ласковое слово.
Весна — наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Увидел грача — весну встречай.

-  А ещё посмотри, Весна, какие они тебе рисунки приготовили. (Выставка рисунков).

3. Основной этап – реализация  проекта.

Весна: - Спасибо! Я вижу, вы много знаете обо мне, но вряд ли кто из вас знает, что за один сезон мы встречаем четыре весны.

ВЕСНА СВЕТА

ВЕСНА

ВОДЫ

ВЕСНА ЗЕЛЕНИ

ПРЕДЛЕТЬЕ


Весна: - Помогут мне девочки, которые меня звали в гости.

1-я девочка: - Начало всей весны – Весна Света. Мы замечаем её появление с первых чисел марта. Вроде бы всё как всегда: снег, деревья. Вот только солнце – нестерпимо яркое, до боли в глазах. Воздух ранней весной прозрачный, чистый, морозный. По ярко-голубому небу плывут, точно льдины, белые облака. Начался небесный ледоход. Светлого времени  всё больше и больше. Настоящий праздник света!

      Очень любят эту весеннюю пору художники, поэты.

Тютчев Федор "Зима недаром злится"


Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

С.Маршак

Уже недолго ждать весны,
Но в этот полдень ясный,
Хоть дни зимы и сочтены,
Она еще прекрасна. 

Еще пленяет нас зима
Своей широкой гладью,
Как бы раскрытой для письма
Нетронутой тетрадью. 

И пусть кругом белым-бело,
Но сквозь мороз жестокий
Лучи, несущие тепло,
Ласкают наши щеки. 

Ирина Токмакова

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

 

Весна: - И начинается Вена Воды.

2-я девочка: - От яркого солнца тает снег. Пятнами проступает сквозь снег земля. Реки выходят из берегов – идёт половодье. Везде лужи. На солнце блестят разноцветные ручьи.

3-я девочка: - Беспокойна апрельская погода: яростно борется тепло с холодом и побеждает. Зеленеет трава, вылетают шмели, прыгают лягушки. Потоки воды уносят всю грязь, очищаю землю для Весны Зелени.

Тютчев Федор "Весенние воды"


Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
"
Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Ледоход - С.Маршак

Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.

Льдины движутся гурьбой
В страхе и в тревоге,
Будто стадо на убой
Гонят по дороге.

Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идет —
Нет ему возврата!

Кое-где на льду навоз
И следы полозьев.
Чьи-то санки лед унес,
Крепко приморозив.

Льдина льдину гонит в путь,
Ударяет в спину.
Не давая отдохнуть,
Льдина вертит льдину.

А ведь этой глыбой льда,
Толстой, неуклюжей,
Стала вольная вода,
Скованная стужей.

Пусть же тает старый лед,
Грязный и холодный!
Пусть умрет и оживет
В шири полноводной!

Стихи о весне («Двенадцать месяцев») - С.Маршак

Снег теперь уже не тот,
— Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи. 

Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше. 

Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки. 

Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи. 

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!


Весна: - А как хорошо отдохнуть весной на мягкой зелёной травушке. Давайте и мы отдохнём под мою песенку.

(Физкультминутка под песню «Весна-красна идёт»)

4-я девочка: Как только зазеленеет берёза, наступает Весна Зелени. Жарче становятся дни, теплее ночи. Распускаются листочки  всех оттенков зелёного цвета на  деревьях. Не смолкая поют птицы. А с цветением черёмухи всё вокруг становится весёлым и радостным.

Плещеев А.Н. «Ласточка»

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.


В.Боков, читает Кехлерова Ирина

В.Боков

Стоят в оврагах, как царевны,

Черемухи всея Руси.

А под Москвой, в моей деревне,

Они особенной красы.

Они не ломаны, не гнуты

И не были ни в чьих руках,

Они, как девушки, обуты

И на высоких каблуках.

В изящных, нежных крепдешинах,

с несмелым оголеньем плеч,

Стоят черемухи в лощинах

И ждут счастливых майских встреч.

- Чем примечательно последнее стихотворение?
(Его написал наш земляк В. Ф. Боков)

- И у нас сегодня в гостях  лектор из дома-музея.

Выступление лектора дома-музея поэта В.Ф.Бокова -  Булатовой Раисы Александровны.

1.Чтение детьми стихов В.Ф. Бокова о весне.

2.Выполнение задания по составлению стихотворных строчек. (Работа в группе)

Учитель: -   Скажите, пожалуйста, Весне, а где мы с вами можем взять и познакомиться с другими произведениями о весне.

(в библиотеке нашего посёлка)

- На нашем уроке присутствуют представители библиотеки пос. Богородское – Васильева Елена Валерьвна.

Выступление Васильевой Е.В.

- Ребята, я сегодня послушала, как вы хорошо умеете читать стихотворения. С вами мы сотрудничаем уже второй год. А ведь ровно год назад вы были у нас в библиотеке на встрече с известным детским писателем. Кто помнит, как его зовут?

(Виктор Лунин)

- Он пишет разные стихи, среди них есть и о весне.

Учитель: - Да, ребята подготовили несколько стихотворений В.Лунина.

(Чтение наизусть стихотворений В.Лунина о весне)

Весна придёт.

Еще зима. Еще искрится 
Снег на деревьях в вышине. 
Но с каждым днем все громче птицы 
Звенят, щебечут о весне. 
Еще порой мороз ярится, 
Еще стоит на реках лед, 
Но птицы знают, знают птицы 
— Весна придет, Весна придет!

Весна.

Пробудившись ото сна, 
Кистью мягкою весна 
На ветвях рисует почки 
На полях — грачей цепочки, 
Над ожившею листвой 
— Первый росчерк грозовой, 
А в тени прозрачной сада 
— Куст сирени у ограды.

Зелёные сны.

Зеленые сны,
Весенние сны.
Зеленые, мягкие
Иглы сосны,
Зеленые, липкие
Листья берез
И шелест
Зеленых стрекоз.
В зеленой листве
Зеленеют жуки,
Зеленые в небе
Летят мотыльки.
Зеленый кузнечик,
Трава зелена...
Как славно,
Что скоро весна!

- А давайте, мы с вами попробуем составить своё стихотворение.

Буриме о весне. (Раздать листочки на столы)

Проверка у тех, кто придумал четверостишье, чтение вслух.

-  Молодцы, но я пришла к вам не просто на урок , но ещё и пригласить вас на встречу с автором детских рассказов Инной Липовной Гамазковой, которая состоится прямо сегодня в нашей поселковой библитотеке.

4. Подведение итогов. Обобщающая беседа.

- На этом заседание нашей литературной гостиной можно считать закрытым. Понравилось ли тебе Весна у нас? А ещё ребята сделали весенние первоцветы на уроке технологии и хотят тебе подарить.

Весна: - Спасибо, очень скоро у вас в лесу появятся настоящие весенние цветы. Но, пожалуйста, вы их не рвите! Не губите земную красоту!

5. Рефлексия.

- Ребята, подумайте, кого бы вы хотели поблагодарить сегодня за хорошую работу?

(высказывания детей)

- Я в свою очередь хочу сказать спасибо всем вам!

- Давайте подарим нашим гостям и себе аплодисменты.

( Видеоролик с песней «Весна»)

- Спасибо всем. До новых встреч в литературной гостиной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»...

Разработка урока по литературному чтению 4 класс

Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...