Статья "Формирование читательской грамотности"
статья по чтению (2 класс)

Дремина Татьяна Владиленовна

Потенциал УМК "Школа России" как ресурса формированияфункциональной грамотности школьника. От читательских действий к пониманию текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Практические методы развития инновационного поведения школьников.

Развитие исследовательских умений ребенка и создание условий для его исследовательской активности в начальной школе на уроках литературного чтения на основе работы с использованием УМК «Школа России». Из опыта работы.

Свою работу хочу начать с цитаты Василия Порфирьевича Вахтерова – российского учёного, методиста начальной школы, деятеля народного образования.

 «Многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остаётся привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть ценны не одни знания, а прежде всего способы, какими они зарабатываются» ( В. П. Вахтеров)

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Ученые выделяют исследовательские умения из обще-учебных, указывают на исследовательский характер деятельности,

 в которой они развиваются, и связывают эти умения с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение абстракция,

классификация, систематизация.

Исследовательские умения – это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знания и

 жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

Я хотела бы  показать на примере личного опыта, как эти умения мы формируем на основе использования УМК «Школа России» в начальной школе нашей гимназии на уроках литературного чтения.

 Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Мы уверены, что в учебниках данного УМК есть достаточно много заданий , направленных на развитие исследовательских умений у учеников начальной школы. Конечно эти умения формируются постепенно, от простого к  сложному, когда дети учатся выполняют мини-исследования вместе с учителем на уроках .

Мы провели своё мини-исследование, которое показало, что во всех учебниках с 1 по 4 класс данного УМК есть различное количество заданий , развивающих исследовательские умения детей, в частности на уроках литературного чтения. В представленной таблице можно увидеть результаты этого исследования.

Задания, развивающие

исследовательские умения в учебниках

по литературному чтению.

Программа «Школа России»

Школа России

1 класс

2 класс

3класс

4 класс

Задания, развивающие исследовательские умения

29 заданий

34 заданий

36 заданий

38заданий

 Приведу примеры заданий, направленных на

 развитие исследовательских умений в учебниках разных классов:

1 класс

3 класс

4 класс

Стр.37

Задание № 5

В чём отличие это сказки (Е.Чарушин «Теремок») от известной тебе народной сказки? Сравни героев, события, которые происходят, окончание сказки.

Стр 38

Задание №1

Сравни сказку и иллюстрации И. Билибина и репродукцию картин Е.Васнецова. Чем они различаются? Какое настроение создают? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь.

Стр. 11

Задание №5

Знаешь ли ты, что А. С. Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найди это стихотворение и прочитай его с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта : событиями, героями?

Остановлюсь подробнее на заданиях , которые развивают исследовательские умения  в учебнике для 2 класса из опыта своей работы.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока во 2 классе по учебнику №1.

Тема:»Русские писатели».                                                                                                                                                                                                                                    Рубрика: «Проверим себя и оценим свои достижения»                                                                                                                                                                                                Стр. 123                                                                                                                                                                                                                                                                        Задание №6

«Прочитай ещё один отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый                                                                                                                                                                                                                               Да цепью звонкою гремит.

Сравни это стихотворение со стихотворением на стр 89. Подумай, какая тема их объединяет.Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе? В деревне?»

Как мы видим, в самом задании уже предлагается план проведения исследования. Далее дети открывают стр. 89 и встречаются с уже изученным ранее отрывком из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

После этого учитель предлагает детям сравнить тексты двух отрывков с использованием таблиц и вопросов.

1.Работа может быть проведена в парах или группах. Первый вариант таблицы приведен ниже.

Таблица сравнения

(после разбора произведения)

автор

тема

Место действия

Время года

Время суток

люди

животные

Описание природы

Радостное или тревожное настроение создает чтение стихотворения

После того, как дети выполнили задание, таблица может выглядеть так:

автор

тема

Место действия

Время года

Время суток

люди

животные

Описание природы

Радостное или тревожное настроение создает чтение стихотворения

А.С Пушкин

Зима

деревня

зима

день

крестьянин

ямщик

мальчик мать

собака Жучка
лошадь, везущая кибитку,  лошадь, везущая дровни.

мороз, пушистый снег

радостное

( торжествуя, удалая, бегает, смешно)

А.С Пушкин

Зима

деревня

зима

ночь

Людей нет

(«покоится народ»)

страж дворовый – собака, люди спят

трескучий мороз, звёзды на небе

тревожное

( тёмно, тяжкие замки, покоится народ, лает собака, гремит

2.Возможно провести работу с использованием другой таблицы.

Сравнительная двухчастная таблица   «Найди общее и отличия»

общее

отличие

После заполнения, такая таблица может выглядеть так:

общее

отличие

1.Написал один автор - А. С. Пушкин.

2. Время года – зима.

3. Есть описание действий людей.

4. Есть  действующий персонаж – собаки.

5. Морозная погода.

6. Действие происходит в деревне.

1.Время суток-день и ночь.

2.В первом есть описание занятий  людей на улице, а во втором все люди спят.

3. В первом собачка весело играет с мальчиком, а во втором она сидит на цепи и лает.

4.В первом есть лошадки и транспорт, а во втором нет.

5. В первом просто мороз, а во втором трескучий (сильный) мороз.

6. В первом  автор передаёт нам радостное настроение, а во втором тревожное.

3. Возможно организовать исследование по заранее подготовленным наводящим вопросам учителя.

Сравнение по наводящим вопросам.

1.Кто автор первого стихотворения? А второго?

2.Какая тема объединяет или разделяет эти два стихотворения?

3.Какое время года описано в первом стихотворении? А во втором?

4.Какое время суток описано в первом стихотворении? А во втором?

5.Где происходит действие в первом стихотворении: в городе или

    в деревне? А во втором?

6.Кого из действующих лиц упоминает автор в первом

    стихотворении? А во втором?

7.Какие животные описаны в первом стихотворении? А во втором?

8.Как автор описывает погоду в первом стихотворении? А во втором?

9.Одинаковое или разное настроение передает нам автор

    в этих стихотворениях?

Какой бы вид работы  из трёх вариантов ни был выбран, после него необходимо сделать вывод, который может быть таким:

«Вывод: сравнение этих двух стихотворений показало нам, что с помощью слов поэт может показать нам различное состояние природы, передать нам своё настроение . Именно за это умение и ценят во всём мире поэзию А.С Пушкина.»

Хочу предложить вашему вниманию ещё один фрагмент урока литературного чтения во 2 классе по учебнику №2

Тема: « Я и мои друзья»                                                                                                                                                                                                                                                     Рубрика: «Проверим себя и оценим свои достижения»                                                                                                                                                                                                Стр. 106                                                                                                                                                                                                                                                                        Задание № 3

«Можешь ли ты преодолеть свою обиду? Какие произведения тебе помогли понять, что такое дружба?»

Возможно определить тему этого урока, как: «Исследование на тему: можно ли преодолеть обиду?». В этом разделе дети читали произведения о дружбе и о чувственийе обиды, которое испытывали герои произвед

Этапы работы.

1.Работа с толковым словарём .

Работа происходит в группах.

 Дети на прошлых уроках уже выяснили с помощью словаря, что такое чувство обиды. На этом уроке им предстоит выяснить, что значит «преодолеть». Во всех группах, кроме одной, идет обсуждение лексического значения слова «преодолеть». В последней группе дети ищут значение этого слова в толковом словаре Ожегова. После того, как  все группы высказывают свои предположения, последняя группа сообщает , что написано в толковом словаре : «преодолеть – пересилить, справиться с чем-нибудь»

2.Обсуждение в группах

(личный опыт детей), заполнение таблицы.

Дети  в группах (парах) обмениваются своим личным опытом , приводят примеры из жизни, когда им удалось ( не удалось) преодолеть свою обиду. Затем заполняют двухчастную таблицу. Если им удалось преодолеть обиду, ставят отметку в графе «да», если не удалось – в графе «нет». Отметка может быть любой : «плюсик», «крестик», «галочка», имя ребенка, фамилия (на усмотрение учителя)

да

нет

Затем происходит подсчет голосов и дети делают вывод о том, большинство (или меньшинство) детей в классе смогли (не смогли)

преодолеть свою обиду.

3 этап. Работа с оглавлением

« Я и мои друзья

«За игрой» В.Берестов

«Я ушёл в свою обиду…» Э. Мошковская

«Гляжу с высоты…» В. Берестов

«Я и Вовка» В.Лунин

«Анна, не грусти» Н. Булгаков

«Два пирожных» Ю.Ермолаев

«Волшебное слово» В. Осеева

«Хорошее» В. Осеева

«Почему» В. Осеева

Дети находят в огравлении  раздел «Я и мои друзья», в котором все произведения уже изучены на предыдущих уроках. Они вспоминают, с какими произведениями познакомились в данном разделе, вспоминают героев этих произведений и то, смогли или не смогли эти герои преодолеть чувство обиды.

4 этап. Работа с трёхчастной таблицей ( на основе произведений раздела)

В графу «да» дети записывают  названия произведений, герои которых смогли преодолеть свою обиду. В графу «нет» - названия произведений, герои которых не смогли преодолеть обиду. А в графе «?» оказались те произведения, герои которых по мнению детей могли бы обидеться при предложенных обстоятельствах, но автор умалчивает о том, обиделись ли они и смогли ли преодолеть свою обиду.

да

нет

?

В.Берестов. За игрой

Э.Мошковская. Я ушёл в свою обиду.

В.Берестов. Гляжу с высоты.

В.Лунин. Я и Вовка.

В Осеева. Волшебное слово.

В.Осеева. Почему?

Ю.Ермолаев. Два пирожных. ( Наташа могла бы обидеться на то, что мама не дала ей ни одного пирожного)

В. Осеева. Хорошее. (на Юрика  могли бы обидеться сестрёнка, няня, собачка)

После обсуждения дети делают вывод: в большинстве произведений данного раздела герои преодолевают свою обиду и им становится от этого легче на душе.

Дремина Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СтатьяФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....