Урок литературного чтения «Из истории школы»
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс)

Материалы данного урока знакомят с историей МБОУ "СОШ №12" г.Новокузнецка. Актуализируются краеведческие знания обучающихся о том,в честь кого названа школа ,что это за герой,какие подвиги он совершил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Урок литературного чтения «Из истории школы»        

        Цель: актуализировать краеведческие знания  обучающихся о           своей школе.  

      Задачи:

  • Работать над созданием  условий  для формирования активно-положительного отношения к малой Родине.
  • Воспитывать чувство гордости за свою родную школу, ее прошлое и  настоящее.    
  • Развивать речь детей, творческие способности и познавательные интересы учащихся.

                                        Ход урока.

1 Организационный момент

- О каком городе идет речь в этом стихотворении? Кто написал эти строки?

Я знаю -

         город

               будет,

я знаю -

         саду

              цвесть,

когда

      такие люди

в стране

         в советской

                     есть!

- Владимир Маяковский писал о людях Кузнецкстроя, о строителях, о тяжелом труде людей, строивших город. Имена таких людей увековечены в нашем городе. В честь них названы улицы, школы. Но не только в честь знаменитых строителей, но и в честь людей, совершавших подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Черновский Семен Александрович - один из них. В честь него названа наша школа-школа №12 города Новокузнецка.  

2. Сообщение темы урока:

-Сегодня разговор на уроке пойдет об этом великом человеке.

-Что же мы должны узнать на уроке?

-На какой вопрос ответить?  ( На столах листы с заданиями.)

3. Работа в группах:

Учащиеся знакомятся с биографией Черновского Семена Александровича, используя материал на столах.

                 Семен Александрович Черновский        

 Родился Семен Александрович Черновский 10 января 1918 года в селе Черновское Кочковского района Новосибирской области в семье крестьянина.
В 1927 году семья переехала в город Прокопьевск, а затем в город Сталинск (Новокузнецк). Здесь Семен окончил 7 классов в школе № 12 и фабрично-заводское училище в Новокузнецке. С апреля 1936 года работал электрослесарем электроремонтного цеха Кузнецкого металлургического комбината. Без отрыва от производства окончил Новокузнецкий аэроклуб.
В декабре 1938 года добровольно вступил в Красную Армию и был направлен в лётную школу. В марте 1940 года окончил Новосибирскую военно-авиационную школу. По распределению был направлен в Красноярск в 1-й скоростной бомбардировочный авиационный полк Сибирского военного округа. Летал на самолёте СБ.
В январе 1941 года полк был перебазирован в Туркмению. С конца августа по октябрь 1941 года принимал участие в Иранской кампании, базируясь на иранском аэродроме Гарган.
В октябре 1941 года полк был переброшен на Западный фронт. Так началась боевая биография Семена Черновского – под Москвой, где решалась судьба нашей Родины. Воевал на Западном, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Служил командиром авиазвена, заместителем командира, командиром 

авиаэскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного полка 32-й бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта.
На Западном фронте в боевую работу, кроме бомбардировок, входила разведка, фотографирование. В ходе Московской битвы авиаполк начал использовать практику ночных полётов. С января 1943 года в дополнение к другим обязанностям полк обеспечивал боеприпасами, продовольствием и обмундированием партизанские отряды, действовавшие в районах городов Брянск, Витебск. Производил буксировку планёров с людьми в тыл врага. За боевую работу на Западном фронте лейтенант Черновский был награждён двумя орденами Красного Знамени.
Летом 1943 года полк был перевооружен на новую технику — самолёт-бомбардировщик А-20G «Boston» - и с апреля 1944 года вернулся к боевой работе на 1-м Украинском фронте. В августе 1944 года гвардии капитан Черновский принял командование эскадрильей.
К апрелю 1945 года гвардии капитан Черновский совершил 183 боевых вылета на бомбардировку войск и укреплений противника в ближнем тылу и на переднем крае обороны. Эскадрилья в период его командования совершила 318 боевых вылетов. Его эскадрилья считалась снайперской – точно и эффективно бомбила цели фашистских захватчиков. Сам Семен Александрович уничтожил большое количество живой силы и техники врага, проявив подлинное мужество и героизм, успешно выполняя все приказы командования. За всю войну Семен Александрович ни разу не был ранен.
За активное участие в боях Великой Отечественной войны Семену Александровичу Черновскому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями.
После войны продолжал службу в ВВС, в легкомоторной авиации. Затем работал в ДОСААФ, командиром отряда аэроклуба, начальником летной части и начальником аэроклуба в городе Барнауле Алтайского края. С 1957 полковник С. А. Черновский – в запасе.
В 1979 году переехал в город Воронеж, где умер 8 мая 1983 года. На доме, где жил Герой с 1979 по 1983 годы, 6 мая 1983 года  установлена мемориальная доска (Воронеж, ул. Среднемосковская, 7). В городе Новосибирске имя С. Черновского увековечено на Аллее Героев у монумента Славы.

4.Проверка самостоятельной работы:

 

1 группа - рассказ о Семене Александровиче до Великой Отечественной войны.

2 группа - рассказ о Черновском С.А. в годы Великой Отечественной войны.

3 группа - послевоенный период жизни и деятельности Семена Александровича.

4 группа - награды героя.

5.Осмысление.

1.Где родился Черновский С.А.?

2..В какой школе учился Семен Александрович?

3. Где воевал Черновский С.А.?

4.Каки награды имел Семен Александрович?

6.Обобщение (делают дети).

Краткий рассказ о Черновском Семене Александровиче.

7.Рефлексия. ( «Верные и неверные утверждения)

1.Семен Александрович родился 10 января 1918 года в селе Черновское Кочковского района Новосибирской области в семье крестьянина. (+)

2.В 1927 году его семья переехала в Прокопьевск. (+)

3.Учился Черновский С.А. в школе №26 г. Сталинска. (-)

4. В декабре 1938 года добровольно вступил в Красную Армию и был направлен в лётную школу. (+)

5. В марте 1940 года окончил Новосибирскую военно-авиационную школу. (+)

6. В октябре 1941 года полк был переброшен на Восточный фронт.(-)

7. Служил командиром авиазвена, заместителем командира, командиром

авиаэскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного полка 32-й бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта.(+)

8. К апрелю 1945 года гвардии капитан Черновский совершил 18  боевых вылета на бомбардировку войск и укреплений противника в ближнем тылу и на переднем крае обороны.(-)

9. За активное участие в боях Великой Отечественной войны Семену Александровичу Черновскому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.(+)

10. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями.(+)

11.На доме, где жил Герой с 1979 по 1983 годы, 6 мая 2006 года установлена мемориальная доска (Воронеж, ул. Среднемосковская, 7). (+)

12. В городе Новосибирске имя С. Черновского увековечено на Аллее Героев у монумента Славы. (+)

8. Вызов.

-А какое отношение имеет Черновский Семен Александрович  к нашей школе?

9.Осмысление. Рассказ учителя.

16 мая 1995 года, в связи с празднованием 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, распоряжением администрации г. Новокузнецка, нашей школе было присвоено звание героя Советского Союза Черновского Семена Александровича. На школе установлена мемориальная доска.

10.Самооценка  

                                                                                                                                                                       Нужно оценить свою работу .

Быстро, правильно и самостоятельно.                                                                                                                        Правильно, но медленно.                                                                                                                                    Правильно, но с помощью других.                                                                                                                                                           Быстро, но неправильно.

11.Итог урока. Результаты работы.

12.Домашнее задание.

1) Прочитать  книгу «Золотые звезды Новокузнецка. Герои Советского Союза. Герои Российской Федерации / [авт.-сост. О. В. Быкова, Е. Э. Протопопова ; сост.-воен. консультант Н. В. Жгилев ; сост. И. Ю. Степцова ; ред.: Л. Н. Арефьева, Т. Н. Киреева, Л. И. Тимофеева] ; Управление культуры Администрации г. Новокузнецка, Центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя. – Новокузнецк : [Полиграфкомбинат], 2005. – 123 с. : ил. – (Серия «Ими гордится Новокузнецк»)

 2) Найти материал о Черновском  С.А. в школьной библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...

Урок. Литературное чтение. «Из истории письменности»

Тип урока: открытие новых знаний.Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, PROClassФорма урока:урок путешествие по исторической ленте времени.Форма органи...

Методическая Разработка к уроку литературного чтения.Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концом Первый урок

Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концомПервый урок...