Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса
рабочая программа по чтению

Жукова Елена Алексеевна

Рабочая   программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Растегаевская основная                      школа»

 

Рассмотрена и принята                                                                  Утверждаю

 на заседании педсовета  школы                                                 Директор школы:

 Протокол №  _                                                                    __________/Л. А   Осипенкова/

  от «_» августа 2018 г.                                                                  Приказ №______

                                                                                                           от «  » августа 2018 г.

                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

               ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ ( РУССКОМ)

                                                      ДЛЯ  4    КЛАССА

                                          НА 2018/2019  УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                     Жукова Елена Алексеевна,

                                                                                    I квалификационная категория

        

                                                   2018 год

Пояснительная записка

 Рабочая   программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской      Федерации от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации»

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введение в действии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( в редакции от 29.12.2014 №1644);

-приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.№1577 «О внесении измене-ний в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 г. №1577» (за-регистрирован при Минюсте России 02.02.2016 №40937);

-образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Растегаевская основная школа»;

-приказа Министерства образования и науки РФ (Приказ №253 от 31 марта 2014 года с изменениями на 26 января 2016 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию к реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования»);  и методической литературы УМК «Начальная  школа 21 века»;

 Программа курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературного чтения. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературного чтения и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

 Цель программы: - формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. - развитие диалогической и монологической устной. - развитие коммуникативных умений. - развитие нравственных и эстетических чувств. - развитие способностей к творческой деятельности.

 Задачи программы:

        - Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

         - Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя)

        - Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным ,изучающим, поисковым и просмотровым);

        - Включать учащихся в эмоционально- творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах);

           - Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова);

- Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство), соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности,  когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение и т. д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:

Характеристика учебного предмета

1.        Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2.        Система работы над навыками чтения.

3.        Включение учащихся в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.

4.        Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5.        Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивают у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» (русском)

 В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» учащиеся 4 класса овладеют умениями и навыками:

 - воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

 - формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

 - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

 воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

 -понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

 - прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

 - использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;

 - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

 - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

 - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

 - высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; - составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

 - осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и в неучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

 - составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

 - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой;

 - самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

 - отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

 - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

 - находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

 - создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

 - восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

 - составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

 Выпускник получит возможность научиться:

 - вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

Место учебного, курса предмета в учебном плане        

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)». Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса «Литературного чтения на родном языке (русском)» в объеме 0,5 часа в неделю (17 часов), как наиболее распространенного.

 Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»

 I. Виды речевой деятельности

 1. Аудирование (слушание) Осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. 2. Чтение а) Чтение вслух Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

 б) Чтение про себя Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

 в) Работа с разными видами текста Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

 г) Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Типы книг (изданий): справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

 д) Работа с текстом художественного произведения Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе русского народа. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре русского народа. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. Характеристика героя произведения. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев

 3. Говорение (культура речевого общения)

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания

II. Круг детского чтения

 Произведения устного народного творчества.

Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., доступные для восприятия младших школьников.

 Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, юмористические произведения. Детский игровой фольклор, малый фольклорный жанр. Русские народные сказки (волшебные, бытовые, о животных). Литературные сказки русских авторов. Произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения.

III. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

 Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема;

 герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли;

 отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

 Стихотворная речь: выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Содержание курса

Количество часов

1.

Устное народное творчество

2

2.

Русские народные сказки

2

3.

Литературные сказки

1

4.

Басни

1

5.

Рассказы о детях

6

6.

Рассказы о природе

2

7.

Лирические произведения русских поэтов

2

Календарно-тематическое планирование 17 часов.

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

. Знакомство с особенностями русского этикета на основе фольклорных произведений. Загадки, пословицы, поговорки как малые жанры народной словесности.

1

2.

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин (по отрывкам или небольшим текстам). «Былины о Добрыне Никитиче»

1

3.

 Русские народные сказки. «Летучий корабль».

1

4.

 Русские народные сказки. «Летучий корабль». Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

1

5.

Литературная сказка. П. Бажов. Уральские сказы. «Голубая змейка».

1

        

6.

Басня – общее представление о жанре, особенностях  построения и выразительных средствах. И. Крылов. «Чиж и голубь».

1

7.

Воспитание добра и справедливости. Л. Н.Толстой. «Булька»

8.

Основные темы детского чтения: произведения о природе. М. Пришвин. Рассказы о природе.

1

9.

Рассказы о природе.И. С. Тургенев

1

10.

 Нравственные поступки героя в рассказе Е. Пермяк. «Пичугин мост».

1

11.

А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

1

12.

Характеристика героя произведения. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

1

13.

Произведения о добре и зле. Б. Житков. Рассказы о животных. «Про обезьянку».

1

14.

. К. Д. Ушинского «Дети в роще»

1

15.

Проявление любви к Родине в стихах. Н.Некрасов. «Крестьянские дети».

1

16.

Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Лирические произведения                           С. Есенина, К. Бальмонта, И. Бунина.

1

17.

Промежуточная аттестация. Тест.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс

Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)»  Начальное общее образование (1-4 к...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке( русском) для 1-4 классов ( ФГОС-3) на 2021-2022 уч. год

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном  языке (русском)» разработана на основании  Примерной образовательной программ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса " Начальная школа 21 века"

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального госуд...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)Пояснительная записка Статус документаРабочая программа по родной литературе (русской) разработана на основе Федерального госуда...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 4 класс

Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 3 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский)  3 класс. УМК "Школа России"...