Рабочая программа по литературному чтению для детей с РАС (программа 8.2) 3 класс школа России
рабочая программа по чтению (3 класс)

Анненкова Татьяна Владимировна

Рабочая программа для детей с РАС (программа 8.2) по литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Рабочая программа по литературному чтению  для 3 класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.2);
  • базисного учебного плана утвержденный приказом Минобразования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС), программа 8.2;
  • базисный учебный план образовательного учреждения;  
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Обучающийся с РАС (расстройства аутистического спектра) обучаются по варианту 8.2. При прохождении тем по предмету особое внимание будет уделено индивидуальному, дифференцированному методам обучения.

Обязательным в программе является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;
  • помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи.

Учебный предмет «Литературное чтение» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с РАС. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. 

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология», «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью образования, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы, способствующей становлению читательской компетентности обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС), формирующей потребность в систематическом чтении.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран;
  • обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с РАС.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:

  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
  • формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
  • уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
  • формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
  • развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
  • преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
  • развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
  • привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению;
  • социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса;
  • формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду. Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес обучающихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с РАС. Кроме того изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с РАС совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с РАС. У детей с РАС часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с РАС не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.

Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», поскольку позволяет своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения и совместно с логопедом работать над преодолением дислексии. У детей с РАС часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с РАС не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.

Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» и «Индивидуальными коррекционными занятиями» заключается в общности понимания роли чтения для эмоционального развития ребенка, преодоления нарушений поведения. При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащиеся овладевают определенными умениями и способами деятельности: учатся умениям ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку.        

В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в году). В соответствии с ПрАООП длительность уроков – 40 минут.

1четверть – 32 часа (8 недель)            2 четверть – 32 часа (8 недель)

3 четверть – 40 часов (10 недель)         4 четверть – 32 часа (8 недель)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные:

 Виды речевой и читательской деятельности:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Литературоведческая пропедевтика

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Примерный тематический план учебного курса – литературное чтение (3 класс) 136 часов (4 часа в неделю)

№ п/п

Программная тема

Всего часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1 ч

2

Самое великое чудо на свете

4 ч

3

Устное народное творчество

14 ч

4

Поэтическая тетрадь 1

11 ч

5

Великие русские писатели

24 ч

6

Поэтическая тетрадь 2

6 ч

7

Литературные сказки

8 ч

8

Были-небылицы

10 ч

9

Поэтическая тетрадь 1

6 ч

10

Люби живое

16 ч

11

Поэтическая тетрадь 2

8 ч

12

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12 ч

13

По страницам детских журналов

8 ч

14

Зарубежная литература

8 ч

Итого

136 часов

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки обучающегося:

Виды контроля

Формы контроля

Количество работ

Текущий

чтение произведений

чтение наизусть

пересказ текста

в течение учебного года

Итоговый

проверка техники чтения:

  • в начале года (входная);
  • за 1 четверть;
  • за 1 полугодие;
  • в конце года (итоговая)

4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ К КОНЦУ ГОДА

Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование) Восприятие  на  слух  звучащей  речи  (высказывание  собеседника,  слушание  различных текстов).  Адекватное  понимание  содержания звучащей  речи,  умение  отвечать  на  вопросы  по  содержанию  прослушанного  произведения,  определение  последовательности  событий, осознание  цели  речевого  высказывания,  умение  задавать  вопросы  по  прослушанному  учебному,  научно-познавательному  и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.  

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный  переход  от  слогового  к  плавному,  осмысленному,  правильному  чтению  целыми  словами  вслух.  Темп  чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений  с  интонационным  выделением  знаков  препинания.  Понимание  смысловых  особенностей  разных  по  виду  и  типу  текстов, передача  их  с  помощью  интонирования.  Развитие  поэтического  слуха.  Воспитание  эстетической  отзывчивости  на  произведение.  Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания  этих  видов  текста.  Умение  ориентироваться  в  нравственном  содержании  художественных  произведении,  осознавать  сущность поведения героев. Практическое  освоение  умения  отличать  текст  от  набора  предложений.  Прогнозирование  содержания  книги  по  её  названию  и оформлению. Самостоятельное  определение  темы  и  главной  мысли  произведения  по  вопросам  и  самостоятельное  деление  текста  на  смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.  Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.  Книга  учебная,  художественная,  справочная.  Элементы  книги:  содержание  или  оглавление,  титульный  лист,  аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды  информации  в  книге:  научная,  художественная  (с  опорой  на  внешние  показатели  книги,  её  справочно-иллюстративный материал. Типы  книг  (изданий):  книга-произведение,  книга-сборник,  собрание  сочинений,  периодическая  печать,  справочные  издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный  выбор  книг  на  основе  рекомендательного  списка,  алфавитного  и  тематического  каталога.  Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.  

Работа с текстом художественного произведения. Определение  особенностей  художественного  текста:  своеобразие  выразительных  средств  языка  (с  помощью  учителя).  Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание  нравственно-эстетического  содержания  прочитанного  произведения,  осознание  мотивации  поведения  героев,  анализ поступков  героев  с  точки  зрения  норм  морали.  Осознание  понятия  «Родина»,  представления  о  проявлении  любви  к  Родине  в  литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов  и  выражений,  характеризующих  героя  и  события.  Анализ  (с  помощью  учителя)  поступка  персонажа  и  его  мотивов.  Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный  пересказ  текста  (деление  текста  на  части,  определение  главной  мысли  каждой  части  и  всего  текста,  озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде

назывных предложений  из  текста, в виде вопросов, в  виде  самостоятельно  сформулированных  высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный  выборочный  пересказ  по  заданному  фрагменту:  характеристика  героя  произведения  (выбор  слов,  выражений  в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие  наблюдательности  при  чтении  поэтических  текстов.  Развитие  умения  предвосхищать  (предвидеть)  ход  развития  сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание  заглавия  произведения,  адекватное  соотношение  с  его  содержанием.  Определение  особенностей  учебного  и  научно-популярного  текстов  (передача  информации).  Знакомство  с  простейшими  приёмами  анализа  различных  видов  текста:  установление причинно-следственных  связей,  определение  главной  мысли  текста.  Деление  текста  на  части.  Определение  микротем.  Ключевые  или опорные  слова.  Построение  алгоритма  деятельности  по  воспроизведению  текста.  Воспроизведение  текста  с  опорой  на  ключевые  слова, модель,  схему.  Подробный  пересказ  текста.  Краткий  пересказ  текста  (выделение  главного  в  содержании  текста).  Умение  работать  с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание  диалога  как  вида  речи.  Особенности  диалогического  общения:  умение  понимать  вопросы,  отвечать  на  них  и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку  зрения  по  обсуждаемому  произведению  (художественному,  учебному,  научно-познавательному).  Умение  проявлять доброжелательность  к  собеседнику.  Доказательство  собственной  точки  зрения  с  опорой  на  текст  или  личный  опыт.  Использование  норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа  со  словом  (распознавать  прямое  и  переносное значение  слов,  их  многозначность),  целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение  построить  монологическое речевое  высказывание  небольшого объёма с  опорой  на авторский текст, по предложенной  теме или  в  форме  ответа  на  вопрос.  Формирование  грамматически  правильной  речи,  эмоциональной  выразительности  и  содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с  учётом специфики научно-популярного,  учебного  и  художественного  текстов.  Передача  впечатлений  (из  повседневной  жизни,  художественного  произведения, изобразительного  искусства)  в  рассказе  (описание,  рассуждение,  повествование).  Самостоятельное  построение  плана  собственного высказывания. Отбор и  использование выразительных средств (синонимы, антонимы,  сравнения) с  учётом особенностей монологического высказывания. Устное  сочинение  как  продолжение  прочитанного  произведения,  отдельных  его  сюжетных  линий,  короткий  рассказ  по  рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной  речи  выразительных  средств  языка  (синонимы,  антонимы,  сравнения)  в  мини-сочинениях  (повествование,  описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения. Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные  сказки  народов  России  и  зарубежных  стран).  Знакомство  с  поэзией  А.С. Пушкина,  М.Ю.  Лермонтова,  Л.Н.  Толстого,  А.П. Чехова  и  других  классиков  отечественной  литературы  XIX—XX  вв.,  классиков  детской  литературы,  знакомство  с  произведениями современной  отечественной  (с  учётом  многонационального  характера  России)  и  зарубежной  литературы,  доступными  для  восприятия младших школьников. Тематика  чтения  обогащена  введением  в  круг  чтения  младших  школьников  мифов  Древней  Греции,  житийной  литературы  и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги  разных  видов:  художественная,  историческая,  приключенческая,  фантастическая,  научно-популярная,  справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.  

Литературоведческая пропедевтика  (практическое освоение). Нахождение  в  тексте  художественного  произведения  (с  помощью  учителя)  средств  выразительности:  синонимов,  антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,  различение,  определение  основного  смысла. Сказки  о  животных,  бытовые,  волшебные.  Художественные  особенности  сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ,  стихотворение,  басня  —  общее  представление  о  жанре,  наблюдение  за  особенностями  построения  и  выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся  (на основе литературных произведений) Интерпретация  текста  литературного  произведения  в  творческой  деятельности  учащихся:  чтение  по  ролям,  инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с  различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление  причинно-следственных  связей,  последовательности  событий,  изложение  с  элементами  сочинения,  создание  собственного текста  на  основе  художественного  произведения  (текст  по  аналогии),  репродукций  картин  художников,  по  серии  иллюстраций  к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Учебники
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019 г.
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019 г.
  1. Методические пособия
  • Стефанко Н. А., Методические рекомендации. М., «Просвещение», 2017 г., электронная версия.
  • Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013г.- электронная версия

КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Кутявина С. В., «Контрольно-измерительные материалы»,  М.: ВАКО, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) Вступительная статья.

Самое великое чудо на свете (4 часа) Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Рукописные книги Древней Руси. Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14 часов) Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

Великие русские писатели (24 часа) Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».

Литературные сказки (8 часов) Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка прохраброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы (10 часов)М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон»

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черёмуха».

Люби живое (16 часов) М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Л. Дуров «Наша Жучка». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если…». Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов) Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов (8 часов) Вступительная статья. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».

Зарубежная литература (8часов) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата урока

Домашнее задание

 год

тема

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

I четверть  (32 часа)

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократи-ческих ценност-ных ориентации многонационального российского общества.

Вычитывать все виды текстовой информации

 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Самостоятель-но формулиро-вать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Вводный урок (1ч)

1

1

Введение. Знакомство с

учебником.          

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

1

Знакомствос названием

раздела.                Стр. 4-5

Стр. 4-5

3

2

Рукописные книги

Древней Руси.      Стр. 6-7

Стр. 6-7

4

3

Первопечатник Иван Фёдоров.              Стр. 8-12

Стр. 8-12

5

4

Урок путешествие в прош-лое.    Тест № 1 по теме: «Самое великое чудо на свете». Оценка достижений.

Стр. 12

Устное народное творчество (14 ч)

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Извлекать информацию, представленную в разных формах

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Стр. 13

6

1

Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения.               Стр. 13

7

2

Русские народные песни.

Стр. 14-17

Стр. 14-17

8

3

Докучные сказки. Сочине-ние докучных сказок.                Стр. 18-19

Стр. 18-19

9

4

Произведения прикладного

искусства: гжельская и

хохломская посуда,

дымковская и богородская

игрушка.           Стр. 20-21

Стр. 20-21

10

5

Р. н. ск. «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка».      Стр. 22-24 

Стр. 22-24  

11

6

Р. н. ск. «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка».        Стр. 25-27

Стр. 25-27

12

7

Р. н. ск. «Иван царевич и

серый волк».    Стр. 28-31

Стр. 28-31

13

8

Р. н. ск. «Иван царевич и

серый волк».    Стр. 32-35

Стр. 32-35

14

9

Р. н. ск. «Иван царевич и

серый волк».   Стр. 36-39

Стр. 36-39

15

10

Р. н. ск.  «Сивка-бурка».

Стр. 40-43

Стр. 40-43

16

11

Р. н. ск.  «Сивка-бурка».

Стр. 44-47

Стр. 44-47

17

12

Р. н. ск.  «Сивка-бурка».

Художники иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин.

Стр. 48-50

Стр. 48-50

18

13

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».        Стр. 51-53  

Стр. 51-53  

19

14

Вн. чтение.

«Мои любимые р. н. сказки».

Оценка достижений.   

Стр. 54-58

Стр. 54-58

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.

Вычитывать все виды текстовой информации:

 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самостоятель-но формулиро-вать тему и цели урока;

работать по плану, сверяя свои действия с целью,

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Стр. 59

20

1

Знакомство с названием

раздела.
       
Стр. 59

21

2

«Как научиться читать сти-хи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смо-ленского).        Стр. 60-61

Стр. 60-61

22

3

Ф. И. Тютчев

«Весенняя гроза».            

Стр. 62

Стр. 62 – выучить наизусть

23

4

Ф. И. Тютчев «Листья».

Сочинение миниатюра

«О чём расскажут осенние

листья».    

Стр. 63

Выразите-л

ьно читать.

Стр. 63.

24

5

А. А. Фет«Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь

над жаркой нивой…».

Стр. 64-65

Выучить

любое стих- ние. Стр. 64-65

25

6

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Стр. 66-67

Выучить

любое стих- ние.

Стр. 66-67

Стр. 68-69

23

7

И. С. Никитин «Встреча зимы».  

Стр. 68-71

27

8

И.З. Суриков Детство».

Стр. 72-75

Выучить 4

четверости

шия.

Стр. 72-75

28

9

И. Суриков «Зима».

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стих - нии.
 
Стр. 76-77

Выразите-льно чи-тать стих - ние.

Стр. 76-77

29

10

Путешествие в Литератур-ную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтичес-кая тетрадь 1»).  Стр. 78-79

Стр. 78-79

30

11

Оценка достижений.

Стр. 80

Стр. 80

Великие русские писатели (24 ч)

Принятие и освоение социаль-ной роли обучаю-щегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познава-тельная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

Извлекать информацию, представленную в разных формах

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

осуществлять анализ и синтез.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Составлять план решения учебной проб-лемы совмест-но с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, коррек-тировать свою деятельность.

Стр. 81

31

1

Проверка техники чтения.  Знакомство с названием раздела.              Стр. 81

32

2

А. С. Пушкин. Подготовка

сообщения «Что интересно-го я узнал о жизни А.С.

Пушкина».         Стр. 82-85

Стр. 82-85

II четверть (32 часа)

Выучить

любое стих-ние.

Стр. 85-87

33

3

А. С. Пушкин. Лирические

стихотворения. Стр. 85-87

34

4

А. С .Пушкин «Зимнее утро».                

Стр. 88-89

Выразите-льно чит.

Стр. 88-89

35

5

А. С. Пушкин «Зимний

вечер».

Стр. 90-91

Выразите-льно чит.

Стр. 90-91

36

6

А. С. Пушкин «Сказка о

царе Салтане…».

Стр. 92-97

Стр. 92-97

37

7

А. С. Пушкин «Сказка о

царе Салтане…».

Стр. 98-105

Стр. 98-105

38

8

А. С. Пушкин «Сказка о

царе Салтане…».

Стр. 106-112

Стр.106-112

39

9

А. С. Пушкин «Сказка о

царе Салтане…».

Стр. 112-118

Стр.112-118

40

10

А. С. Пушкин «Сказка о

царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.  Стр. 119-128

Стр.119-128;

Задание

№8

стр. 129

41

11

И. А. Крылов. Подготовка

сообщения о И.А. Крылове

на основе статьи учебника,

книг о Крылове.

Стр. 130-133

Стр. 130-133

42

12

И.А. Крылов «Мартышка и

очки».         Стр. 134-135

Принятие и освое-ние социальной роли обучающего-ся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Мотивация учеб-ной деятельности (социальная, учебно-познава-тельная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика».

Извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

осуществлять анализ и синтез;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректи-ровать свою точку зрения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, коррек-тировать свою деятельность.

Выучить

наизусть.

43

13

И.А. Крылов «Зеркало и

Обезьяна».   Стр. 136-137

Принятие и освое-ние социальной роли обучающего-ся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Мотивация учеб-ной деятельности (социальная, учебно-познава-тельная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика».

Извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

осуществлять анализ и синтез;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректи-ровать свою точку зрения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, коррек-тировать свою деятельность.

Выразите

льно чит.

44

14

И.А. Крылов «Ворона и

Лисица».     Стр. 137-138

Выучить

наизусть.

45

15

М. Ю. Лермонтов.

Статья В. Воскобойникова.

Подготовка сообщения о

Лермонтове на основе статьи.        Стр. 140-143

Стр. 140-143

46

16

М. Ю. Лермонтов «Горные

вершины», «На севере

диком стоит одиноко…».

Стр. 144-145

Выразите-

льно чит.

47

17

М. Ю. Лермонтов «Утёс»,

«Осень».   Стр. 146-147

Выучить

наизусть

любое

стих-ние.

48

18

Л. Н. Толстой «Детство» (из

воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

Стр. 148-151

Стр. 148-151

49

19

Л.Н. Толстой «Акула».

Стр.152-155

Пересказ

текста, выбрав

любой план.

Стр.152-155

50

20

Л. Н. Толстой «Прыжок».

Стр. 156-159

Подгото-вить перес-каз от име-ни мальчи-ка.   Стр. 156-159

51

21

Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Стр. 160-161

Переска-зать текст.

Стр. 160-161

52

22

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

Стр. 162

Переска-зать текст.

Стр. 162

Переска-зать текст.

Стр. 163

53

23

«Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

Стр. 163

54

24

Вн. чтение.  А. Кравченко «Здравствуй, лошадь!»

Обобщение знаний по теме «Великие русские писате-ли».                Стр. 164

Стр. 164

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Принятие и освое-ние социальной роли обучающего-ся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Мотивация учеб-ной деятельности (социальная, учебно-познава-тельная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика».

Извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

осуществлять анализ и синтез;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректи-ровать свою точку зрения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, коррек-тировать свою деятельность.

Выразите

льно чит.

Стр. 168

55

1

Знакомство с названием

раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!..»,              Стр. 168

56

2

Н. А. Некрасов  «Не ветер бушует над бором…».

Стр. 169-170

Выучить

стих-ние.

Стр. 169-170

57

3

Н. А. Некрасов «Дедушка

Мазай и зайцы».

Стр. 170-172

Выразите

льно чит.

Стр. 170-172

58

4

К. Д. Бальмонт «Золотое

слово». Стр. 173

Выразите-л

ьно чит.

Стр. 173

59

5

И. А. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый

ельник у дороги».
Стр. 174-177

Выучить любое стих-ние.

Стр. 174-177

60

6

Обобщение знаний по теме. Оценка достижений.

Тест № 5 по теме «Поэти-ческая тетрадь 2».

Стр. 178

Стр. 178

Литературные сказки. (8 ч)

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-ностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Извлекать информацию, представленную в разных формах

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

осуществлять анализ и синтез;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Стр. 180-181

61

1

Вн. чтение. С. А. Седов «Сказки «Детского мира».

Знакомство с названием

раздела.        Стр. 180-181

62

2

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

(присказка). Стр. 182

Стр. 182

пересказ

63

3

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Сказка про храброго

Зайца-Длинные Уши, Косые

Глаза, Короткий Хвост».

Стр. 183-187

Подгото-

вить пересказ

от имени

зайца. Стр. 183-187

64

4

Проверка техники чтения.  В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Стр. 188-191

Стр. 188-191

III четверть (40 часов)

Придумать

сказку к поговорке

«Хвастовст

во само

себя накажет»

65

5

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Стр.192-195

66

6

В.Ф. Одоевский «Мороз

Иванович». Стр. 196-201

Стр. 196-201

67

7

В.Ф. Одоевский «Мороз

Иванович». Стр. 203-207

Стр. 203-207

68

8

Оценка достижений.

Стр. 209-213

Стр. 209-213

Были-небылицы. (10 ч)

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Извлекать информацию, представленную в разных формах

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

осуществлять анализ и синтез.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Стр. 4-7

69

1

Знакомство с названием

раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».

Стр. 4-7

70

2

М. Горький «Случай с Евсейкой». Стр. 8-11

Стр. 8-11

71

3

К. Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей».

Стр. 12-16

Стр. 12-16

72

4

К. Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей».

Стр.17-20

Стр.14-20

73

5

К. Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей».

Стр.21-24

Стр. 21-24

74

6

А. Куприн «Слон».
   
Стр. 25-29

Стр. 25-29

75

7

А. Куприн «Слон».
   
Стр.30-33

Стр.30-33

76

8

А. Куприн «Слон».
     
Стр.34-37

Стр.34-37

77

9

А. Куприн «Слон».
     
Стр.38-41

Стр.38-41

78

10

Обобщение по теме: «Былинебылицы». Оценка

достижений. Тест №7.

Стр. 42-44

Стр. 42-44

Поэтическая тетрадь (6 ч)

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения

Вычитывать все виды текстовой информации:

 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Слушать и слышать других, пытаться быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы.

Самостоятель-но формулиро-вать тему и цели урока;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Выразите

Льно читать

стих-ние.

Стр. 46

79

1

Знакомство с названием

раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».
 
Стр. 46

80

2

С. Чёрный «Воробей»,

«Слон».

Стр. 47-49

Выразите-льно чит.

Стр. 47-49

81

3

А. А. Блок «Ветхая

избушка».    Стр. 50-51

Выучить

наизусть

82

4

А. А. Блок «Сны», «Ворона». Стр. 51-54

Выразите-льно чит.

83

5

С. А. Есенин «Черёмуха». Стр. 55

Выразите-льно чит.

84

6

Вн. чтение.  

В. В. Маяковский

Стихи для детей.

Оценка достижений.

Стр. 55-56

Люби живое (16 ч)

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональ-но-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;формирова-ние уважитель-ного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

Информацию, представленную в разных формах

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Сочинить рассказ о животном.

85

1

Знакомство с названием раздела.

86

2

М. М. Пришвин «Моя

Родина».

Стр. 58-59

Составить рассказ о лесной прогулке.

87

3

И. С. Соколов-Микитов

«Листопадничек».

Стр. 60-63

Стр. 60-63

88

4

И. С. Соколов-Микитов

«Листопадничек».

Стр.63-66

Стр.63-66

89

5

В. И. Белов «Малька

провинилась».

Стр. 68-70

Стр. 68-70

Пересказ от имени

Мальки.

90

6

В. И. Белов «Ещё раз про Мальку».       Стр. 70-72

Стр. 70-72

Придумать свою историю про Мальку.

91

7

В. В. Бианки «Мышонок

Пик».  Стр. 73-74

Стр. 73-74

92

8

В. В. Бианки «Мышонок

Пик».  Стр.75-76

Стр.75-76

93

9

В. В. Бианки «Мышонок

Пик».  Стр.76-78

Стр.76-78

94

10

В. В. Бианки «Мышонок

Пик».  Стр.79-81

Стр.79-81

95

11

Б. С. Житков «Про

обезьянку». Стр. 83-87

Стр. 83-87

96

12

Б. С. Житков «Про

обезьянку». Стр.88-92

Стр.88-92

97

13

Б. С. Житков «Про

обезьянку».

Стр.93-96

Стр.93-96

Сочинить

историю

про

обезьяну.

98

14

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

Стр.98-100

Стр.98-100

99

15

В. П. Астафьев «Капалуха».

Стр. 101-104

Стр. 101-104

100

16

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…»

Обобщение по теме.

Стр. 105-109

Стр. 105-109

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса.

Извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

101

1

Знакомство с названием

раздела. 

102

2

С. Я Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»  Стр. 112-113

Стр. 112-

113

103

3

Вн. чтение. 

Е. А. Благинина «Стихи о войне детям».

IV четверть (32 часа)

Стр. 114

Стр. 115-117

104

4

А. Л. Барто «Разлука»,

«В театре».    

Стр. 114-117

105

5

106

6

С. В. Михалков «Если»,

«Рисунок». Стр. 118-119

Стр. 118-119

107

7

Е. Благинина «Кукушка»,

«Котёнок».
Стр. 120-121

Стр. 120-121

108

8

Вн. чтение.  С. В. Михалков «Стихи для детей».

Оценка достижений.

Стр. 122

Стр. 122

Собирай по ягодке-наберёшь кузовок

 (12 ч)

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса.

Извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Стр. 124-125

пересказ

109

1

Знакомство с названием

раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке наберёшь кузовок».

Стр. 124-125

110

2

Б. В. Шергин «Собирай по

ягодке наберёшь кузовок».

Стр. 126-128

Составить

рассказ о

бабушке

по произве-дению Б.

Шергина.

111

3

А. П. Платонов «Цветок на

земле».   Стр. 129-132

Стр. 129-132

112

4

А. П. Платонов «Цветок на

земле».   Стр.133-136

Стр.133-136

113

5

А. Платонов «Ещё мама».

Стр. 137-139

Стр. 137-139

114

6

А. Платонов «Ещё мама».

Стр. 140-143

Стр. 140-143

Придумать

Продолже-ние.

115

7

М. М. Зощенко «Золотые слова».  

Стр. 144-153

Составить

краткий

пересказ

текста.

116

8

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

Стр. 154-157

Стр. 154-157

117

9

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

Стр. 158-163

Краткий

пересказ

без прямой

речи.

118

10

Н. Н. Носов «Федина задача».        Стр.164-169

Стр.169-172

119

11

Н. Н. Носов «Телефон».

Стр.169-172

Стр.164-169

120

12

В. Ю. Драгунский «Друг детства».  Стр. 173-175

Обобщение знаний по теме.

Рубрика «Проверь себя». Стр. 176

По страницам детских журналов

(8 ч)

Развитие этичес-ких чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Извлекать информацию, представленную в разных формах

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Стр. 178

121

1

Вн. чтение. С. А. Седов «Сказки «Детского мира».

Знакомство с названием

раздела.
     
Стр. 178

122

2

Ю. И. Ермолаев «Прогово-рился»          

Стр. 179-181

Составить

вопросы

по прочи-танному

рассказу

для одно-классников

Стр. 179-181

123

3

Ю. И. Ермолаев «Воспита-тели».             Стр. 181-183

Стр. 181-183

124

4

Г. Б. Остер «Вредные советы».    

Стр. 183-184

Сочинить

вредный

совет.

125

5

Г. Б. Остер «Как получа-ются легенды».  

Стр. 184-186

Стр. 184-186

126

6

Р. Сеф «Весёлые стихи».

Стр. 186-188

Сочинить

свои весё-лые стихи.

127

7

Оценка достижений.

Тест № 12 по теме «По

страницам детских журналов».

128

8

Проверка техники чтения.

Зарубежная литература (8 ч)

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.

Извлекать информацию, представленную в разных формах

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Стр. 190-193

129

1

Знакомство с названием

раздела. «Мифы Древней

Греции».   Стр. 190-193

130

2

«Мифы Древней

Греции».   Стр.194-196

Стр.194-196

131

3

«Мифы Древней

Греции».   Стр.197-199

Стр.197-199

132

4

Г. Х. Андерсен «Гадкий

утёнок».  Стр. 200-203

Стр. 200-203

133

5

Г. Х. Андерсен «Гадкий

утёнок».  Стр. 204-207

Стр. 204-207

134

6

Г. Х. Андерсен «Гадкий

утёнок».  Стр. 208-212

Стр. 208-212

135

7

Г. Х. Андерсен «Гадкий

утёнок».  Стр. 213-215

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

Стр. 213-215

136

8

Обобщающий  урок за курс 3 класса.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В начальных классах проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе;
  • умение выразительно читать и пересказывать текст,
  • умение выразительно рассказывать выученное наизусть стихотворение;
  • умение ориентироваться в книге;
  • знание литературных произведений в соответствии с программой;
  • знание имен детских писателей и поэтов.

При обследовании техники чтения нужно учитывать следующее:

  • какими приемами чтения владеет ребенок: побуквенным, угадывающим (т.е. перебирает отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова), читает по слогам, целыми словами;
  • какие допускает ошибки при чтении: заменяет ли в процессе чтения отдельные буквы, соответствует ли эта замена нарушению звуков в его речи, переставляет ли буквы (кот - кто, он - но), пропускает ли буквы, слоги в словах сложной слоговой структуры, проговаривает ли окончания; каков характер других ошибок;
  • каков темп чтения;
  • осознанность чтения.

К оптическим ошибкам относятся:

  • замены по оптическому сходству,"зеркальное" прочтение слов.

Фонетико-фонематические ошибки: 

  • пропуск букв;
  • перестановка букв;
  • пропуск или перестановка слогов;
  • замены по акустическому сходству;
  • орфоэпические ошибки.

Грамматические ошибки: 

  • пропуск или искажение предлога;
  • ошибки в окончаниях имен существительных, прилагательных, глаголов.

На снижение оценки влияют следующие виды ошибок: 

  • искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.

Проверка сформированности навыка выборочного чтения организуется следующим образом: дети подбирают из текста материал, существенный для характеристики действующего лица, его поступков или для описания каких-либо событий и т.п.

Примечание: во время чтения не следует делать никаких поправок и замечаний. При обследовании понимания прочитанного следует обращать внимание на умение обучающихся передать фактическое содержание текста.

Для выявления понимания читаемого можно использовать такие приемы, как пересказ, ответы на вопросы, а при недостаточной сформированности навыка чтения - соотнесение прочитанного с иллюстрацией или серией сюжетных картин.

Основными видами проверки понимания прочитанного и уровня сформированности устной речи на уроках чтения являются:

  • ответы на вопросы по содержанию текста;
  • подробный пересказ текста;
  • выборочный пересказ; краткий пересказ;
  • краткий пересказ;
  • пересказ с изменением лица;
  • рассказ по плану по опорным словам;
  • рассказ по иллюстрации или опорным картинам;
  • прием устного рисования;
  • прием творческого рассказывания.

При выборе заданий, направленных на развитие у обучающихся умения давать устный ответ, необходимо учитывать уровень речевой подготовки и возможности каждого ребёнка. Для выявления понимания прочитанного используются ответы на вопросы по содержанию текста. При этом следует обращать внимание на то, насколько точно, быстро и уверенно ученик отвечает на вопросы, не испытывает ли он затруднений при ответах на них. Подробный пересказ текста, небольшого по объему и доступного по сюжету, позволяет учителю судить о понимании прочитанного, служит для закрепления в памяти содержания, активно способствует обогащению словаря, усвоению средств художественной выразительности, тренировке в правильном построении предложений.

Проверка сформированности навыка выборочного пересказа проводится на основе уже сформированного навыка выборочного чтения. Дети должны уметь давать пересказ сначала отдельного отрывка, а затем нескольких связанных заданием отрывков. Для выборочного пересказа следует использовать тексты, имеющие яркую и определенную сюжетную линию, четко сформулировав ребенку задачу отбора нужного материала.

Необходимо предложить ученику повторить задание, по мере выполнения выборочного пересказа несколько раз уточнить задание, чтобы помочь ребёнку удержать задачу в памяти и не сбиться на другие сюжетные линии. Краткий пересказ проверяет понимание главной мысли отдельных частей текста и произведения в целом. Умение делать этот вид пересказа опирается на сформированные умения делить текст на части, составлять план. Учитель помогает детям найти главное в каждой части и отбросить второстепенное, формулирует вместе с учениками основное содержание.

Опорные слова и выражения отмечают в тексте, сформулированные положения записывают на доске. Постепенно учащиеся приучаются использовать достаточно развернутые сюжетные тексты, так как небольшие произведения дети запоминают, что мешает освободиться от второстепенных деталей. Тексты описательного характера трудно поддаются "сокращению", поэтому не рекомендуется использовать их для краткого пересказа. Пересказ с изменением лица.

С 3-го класса дети с РАС должны уметь передавать содержание, заменяя местоимения 1-го лица наименованием персонажа, т.е. вести пересказ от третьего лица. Пересказ (рассказ) по иллюстрациям, сюжетный картинам, опорным словам помогает более глубокому восприятию прочитанного, так как обеспечивает дополнительную опору на зрительный анализатор, формирует у детей эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие. В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен прием устного рисования, который способствует не только развитию речи, но и формированию образного мышления и эмоционального восприятия прочитанных произведений.

Требования к технике чтения вслух

1 полугодие 40-45 сл/мин                            2 полугодие 50-60 сл/мин

Требования к чтению про себя (к концу года)

III класс 60-80 сл/мин

Правильным считается: чтение без ошибок или с одной ошибкой на 40 слов в III-1Vклассах.

Оценка навыков чтения 

Оценка «5»:

  • Чтение плавное (по слогам или целыми словам), без искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах, правильно ставит ударение, соблюдает паузы и интонации, соответствующие знакам препинания; умеет правильно найти в теисте ответ на вопрос и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту;
  • твердо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
  • правилъно понимает смысл прочитанного;
  • чтение плавное целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), без ошибок; читает выразительно, выделяет важные по смыслу слова и соблюдает паузы;
  • пересказывает содержание прочитанного подробно и выборочно;
  • самостоятельно делит небольшой текст на части и озаглавливает их, передает содержание прочитанного по простейшему плану, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующего отрывка из текста;
  • твердо знает, выразительно читает наизусть стихотворение.
  • правильно понимает содержание прочитанного;
  • читает бегло целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произношения;
  • читает выразительно и умеет передать с помощью интонации смысл прочитанного;
  • умеет полно, кратко и выборочно пересказать текст, выявляет основной смысл прочитанного и формулирует его своими словами;
  •  самостоятельно находит в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц, события, картины природы;
  • твердо знает наизусть и выразительно читает стихотворение.

Оценка «4»: 

  • понимает основное содержание прочитанного текста;
  • читает плавно (по слогам или словами), но допускает 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений, соблюдении пауз;
  • пересказывает текст и отвечает на вопросы, но допускает неточности, исправляет их самостоятельно или с помощью;
  • знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов и самостоятельно исправляет допущенные неточности;
  • правильно понимает основное содержание прочитанного текста;
  • читает выразительно целыми словами, (отдельные сложные слова - по слогам), но допускает при чтении 1-3 ошибки;
  • при делении текста на части в нахождении нужных эпизодов рассказа допускает 1-2 неточности, но сам устраняет их;
  • знает наизусть стихотворение, выразительно его читает, но допускает при этом не значительные неточности (повтор, перестановку и др.).
  •  правильно понимает основное содержание прочитанного текста;
  • читает выразительно целыми словами, при чтении допускает 1 -3 ошибки;
  • самостоятельно выделяет основную мысль прочитанного, но при ее формулировке допускает речевые неточности, которые может устранить без помощи учителя;
  • при составлении пересказа допускает незначительные неточности;
  • знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, исправляет их самостоятельно.

Оценка «3»:

  • разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя;
  • читает отрывисто, по слогам, допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов и слов, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
  • пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
  • знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвердое усвоение текста;
  • устанавливает смысл прочитанного текста только с помощью учителя;
  • читает целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, при чтении допускает 4- 6 ошибок на замену, пропуск, искажение и перестановку букв, слогов, слов и ударений;
  • не умеет самостоятельно передать содержание прочитанного, делить текст на части и озаглавливать их, допущенные речевые ошибки исправляет только с помощью учителя;
  • понимает содержание прочитанного текста с помощью учителя;
  • читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), при чтении допускает 4-6 ошибок;
  • передает краткое содержание и основной смысл прочитанного только с помощью учителя;
  •  воспроизводит наизусть стихотворение, но при этом допускает ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.

Оценка «2»:

  • не разбирается в прочитанном тексте даже с помощью;
  • читает отрывисто по буквам или по слогам с элементами побуквенного чтения, допускает более 6 ошибок на замену; пропуск, перестановку слогов (слов), не соблюдает пауз между словами, предложениями;
  • не воспроизводит содержание текса с помощью вопросов;
  • не знает наизусть стихотворение.
  • не разбирается в прочитанном тексте даже с помощью;
  • при чтении допускает более 6 ошибок;
  • искажает содержание прочитанного, не может разделить текст на части даже при помощи дополнительных вопросов учителя;
  • не владеет навыками работы с текстом;
  • при чтении наизусть не может воспроизвести текст стихотворения;
  • не разбирается в прочитанном тексте даже с помощью;
  • допускает при чтении более 6 ошибок;
  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью вопросов учителя;
  • не может наизусть воспроизвести текст стихотворения.

Допускается словесное оценивание «Не справился».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе " Школа России" . В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю(136 часов). В программу входит календарно-те...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Щкола России" рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе " Школа России"

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 1 класса по литературному чтению по программе Школа России...

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для второго класса по программе "Школа России"

 Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 2018 - 2019 учебный год Школа России авт.Л.Ф. Климанова , В.Г. Горецкий

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, внести в мир художественной литературатуры и помочь осмыслить образность словесного искусства .Литературное чтениепробуждает у детей...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...