Конспект урок литературного чтения во 2 классе Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Татьяна Ивановна Максимова

УМК «Гармония»

Класс: 2

Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болтутинская средняя школа

имени И.К.Базылева»

Конспект урок литературного чтения во 2 классе

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

Учитель начальных классов:

Максимова Татьяна Ивановна

первая квалификационная категория

УМК «Гармония»

Класс: 2

Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации

Задачи:

Формируемые УУД (способы деятельности)

 Предметные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «отважный», «отзывчивый»;

Метапредметные

Личностные УУД: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения;умение работать в группе, в парах;

умение сотрудничать в совместном решении проблемы; умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на уроке; развитие памяти, логического мышления, творческих способностей; развитие  речи обучающихся.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; смысловое чтение;

поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: Компьютерная презентация к уроку; аудиозапись сказки «Храбрый мальчик» в исполнении ЕремееваС.С.; напечатанные слова: добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый, отзывчивый; словарь Ожегова; песочные часы; смайлики с настроениями.

                                                                                Структура и ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивационно -установочный этап. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, начинаем урок. Улыбнитесь друг другу. Повернитесь и поздоровайтесь с гостями. Я рада вас видеть, и хочу начать работу с вами.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!

И я хочу вам пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

Ребята, а как называется раздел по которому мы работаем? (Слайд 2)

-Как мы учились читать?

-Чему ещё учимся на уроках литературного чтения? (Слайд 3)

(У – учимся размышлять, доказывать и делать выводы,

Рразвиваем устную речь,

О – открываем неизвестное,

К – корректируем ответы одноклассников)

-Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необыкновенные, загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели? Давайте в этом убедимся.

Настраиваются на учебную деятельность на уроке.

Личностные: осознанное отношение к учебной работе .

2.Проверка домашнего задания

- Какое у вас было домашнее задание?

1.Инсценировка  рассказа

В. Голявкина «Как я под партой сидел»(желающие ученики)

2.Игра «До первой ошибки»

(Чтение рассказа В. Голявкина«Про то, для кого Вовка учится».)

(Один ученик читает, а остальные внимательно следят .Как только читающий ученик ошибется, товарищи хлопают в ладоши. Это знак «ошибка». Чтение продолжает другой ученик, тоже до первой ошибки.

-Для кого же вы учитесь?

- Какие пословицы об учебе, знаниях знаете?

 -Как понимаете эти пословицы? (Слайд 4)

-Век живи - век учись! .

-Ученье свет, а неученье – тьма.

 -Кто много читает, тот много знает.

Вывод: Я надеюсь, что каждый из вас учится и для себя и для других.

Разыгрывают ситуацию, представленную в рассказе.

Отвечают на вопрос

Высказывают мнения о значении получения хорошего образования для успеха в жизни и о том, какое значение для хорошей учёбы имеет умение правильно и быстро читать.

Анализируют смысл пословиц о чтении, учении, учебном труде.

Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству,культурному общению  с одноклассниками, в семье, с другими людьми.

Личностные: положительная мотивация к обучению и к чтению.

Коммуникативные: способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения

3.Постановка учебной  проблемы:целеполагание

-Посмотрите на следующее произведение. Что вы заметили? (Оно без названия)

-Какая задача стоит перед нами? (Наша задача: поработать над этим произведением ,  выяснить  жанр  этого произведения и озаглавить его.)

-А что необходимо для того, чтобы на уроке каждому было интересно и каждый узнал что-то новое для себя?(Внимательно слушать, активно работать, думать, размышлять)

Формулируют задачи урока: учиться правильно, быстро, выразительно читать, красиво говорить, познакомиться с новым произведением.

Регулятивные: умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения

4.Подготовка к восприятию.

Подготовительные упражнения  Работа со словами (Слайд 5)

1.Читай слова слитно

ЗА-БЛУ-ДИЛ-СЯ ЗАБЛУДИЛСЯ РАС-ПРО-СТЕР-ЛА -РАСПРОСТЕРЛА

- Смотрим на сноску этого слова.

РАСПРОСТЕРЛА (крылья) - широко развела в стороны.

2. Читай целыми словами.

МАХ- РАЗМАХ - РАЗМАХНУЛСЯ

- Какая общая часть в этих словах? (МАХ)

–Как называют такие слова? (родственные)

3.Читай слитно, как одно слово

ГУЛЯЛ-ГУЛЯЛ, ИСКАЛ-ИСКАЛ, ЧУДО-ПТИЦА

4.Читай внимательно.

КРЫЛЬЯМИ - КРЫЛАМИ

СЛОМАЛ – СЛОМИЛ

-Чем отличаются слова в парах?

5. Работа в ТПО (в парах) с.68

-Подчеркните буквы, которыми отличаются слова и прочитайте правильно. (Взаимопроверка)

Называют слова хором

Выполняют с опорой на слайд или по учебнику подготовительные упражнения, предваряющие чтение.

Работают в парах

Осуществляют взаимопроверку

Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: способность к сотрудничеству в паре.

5.Знакомство со сказкой

Прослушивание аудиозаписи рассказа в профессиональном актёрском чтении

Слушают рассказ в исполнении профессионального чтеца.

6.Выявление первичного восприятия произведения.

- Кому понравилось произведение?

- Какое чувство вызывает оно?

- Когда вам было грустно?

-Как вы думаете, почему мальчик стал помогать птенцам?

-Как называют таких людей?

-Каким же вам показался мальчик из сказки?(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)

(храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)

- А какая чудо – птица? (благодарная)
А теперь подумайте, поразмышляйте и скажите, что означает, по-вашему, слово «отзывчивость»? (Ответы детей).

-Подтверждение найдём в словаре Ожегова (ученик находит и зачитывает вслух)

«Отзывчивый человек – это легко отзывающийся на чужие просьбы, нужды, готовый всегда помочь в любой ситуации».

-Так какого человека называют отзывчивым?

Ответы детей

Коммуникативные: способность слушать, воспринимать услышанное, высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Личностные: способность к симпатии.

7.Работа над жанром произведения и его названием

-Какие литературные жанры знаете?(Слайд 6)

Таблица с литературными жанрами на доске:РАССКАЗ

СКАЗКА

БАСНЯ

ПОЭЗИЯ

ЗАГАДКИ

ПОСЛОВИЦЫ

ПОГОВОРКИ

-К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)

- Почему? (Сказка, это рассказ,  в котором говорится о таких  событиях, которые в жизни произойти не могут,  они невероятны, фантастичны .)

- Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)

- Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)

-Почему мы можем назвать ее волшебной?

- Как бы вы ее озаглавили? Выполнение задания №2 с.167(Храбрый мальчик)

- Почему именно это название больше всего подходит к сказке?  (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок) (Слайд 7)

- Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавлении)

-        Что еще вы узнали об этом произведении по «Содержанию» учебника? (Эта сказка - дагестанская.)(Слайд 8)

- Значит, эта сказка народная или авторская ?(народная)

-Сказка создана народом Дагестана, расположенного на Северном Кавказе .Народы Кавказа высоко чтут такое человеческое качество, как храбрость, и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в прочитанной сказке.

Обобщение:

- Какие качества человека ценит дагестанский народ?

- Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость?

Вывод учителя: Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.

Регулятивные :прогнозирование.

Коммуникативные: способность слушать, воспринимать услышанное, высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Динамическая пауза

-А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать? (Ответы детей: помогать по дому, подмести, помыть посуду и т.д.)

А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны.

Выполняют двигательные упражнения

Личностные: способствовать в понимании необходимости соблюдения бережного отношения к здоровью.

8.Анализ содержания

прочитанного.

Работа с текстом.

Работа по учебнику с. 163-167.

-Продолжим нашу работу.

1. Читаем отрывок сказки на с. 164 самостоятельно в течение 1 мин.

- Кто прочитал раньше, сигналит мне.

2. Продолжим чтение по абзацам «цепочкой» с. 165.

3. Чтение по ролям с. 166-167

Беседа посодержанию

 (Ответ подтвердить словами из текста).

- Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)

- Что он увидел, когда лег отдохнуть?

- Какое чувство испытал  мальчик,  когда увидел змею? (испугался)

- Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)

- Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)

- Легко ли досталась победа мальчику?

- Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)                              

- Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)

- В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.

-Ребята, а вам понравилась эта сказка и чему она нас учит?

Упражняются в быстром чтении на минуту, чтении по абзацам «цепочкой»,выразительном чтении по ролям.

Анализируют произведение , отвечая на вопросы учителя.

Регулятивные: способность к контролю,самоконтролю и коррекции.

Познавательные: наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать, способность воспринимать информацию, представленную в разных видах.

Гимнастика для глаз

(Слайд 9)

Выполняют по заданию

Личностные: способствовать в понимании необходимости соблюдения бережного отношения к здоровью.

9.Работа в группах «Собери пословицу»

-Чудо-птица прислала вам конверты с пословицами .Вы их должны собрать и объяснить .

- Какая пословица подходит к сказке?

1.Жизнь дана на добрые дела.(Красный конверт)

2. Смелого и страх не берёт. (Синий конверт)

3. Не бросай слабого в беде. (Зелёный конверт)

Проверка по слайду (Слайд 10)

Обобщение: Только добрый человек способен на хорошие дела ипоступки. Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды. Вам надо научиться быть добрыми не только к своим родным, но и ко всем окружающим.

Групповая работа

Составляют и анализируют смысл пословиц

Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству в группе с целью решения учебно-познавательных задач.

Регулятивные: способность к контролю,самоконтролю и коррекции

10.Подведение итога урока.

- С  каким произведением познакомились на уроке?

- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Чему учит нас эта сказка?

-Оценивание работы учащихся.

Ответы учащихся

Выводы учащихся

Коммуникативные: способность слушать, воспринимать услышанное, высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Личностные: личностный рост, личные достижения

11.Домашнее заданиедифференцировано

(слайд 11)

 с. 163 – 167 читать быстро по ролям или пересказывать, нарисовать чудо-птицу ТПО с.69.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой

12.Рефлексия

-А сейчас возьмите карточку и покажите какое настроение у вас в конце урока?

Smile    Embarassed

Показывают настроение смайликами

Литература:

Для учащихся:

  1. О. В. Кубасова. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония») в трёх частях. - Смоленск: «Ассоциация  ХХI век», 2012 г.
  2. О.В. Кубасова. Рабочая тетрадь к учебнику литературное чтение для 2 класса. Любимые страницы. (УМК «Гармония») в двух частях.  – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013

Для учителя:

  1. Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
  2. Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 4 класс Тема: А.П.Чехов «Мальчики».

Урок в технологии проблемного обучения УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь  отвечать на вопросы п...

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...