Адаптированная рабочая программа учебного курса "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года), примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. ( УМК «Школа России»), АООП НОО для обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ № 2 и адаптирована для ребенка с задержкой психического развития, обучающегося на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4-a_inklyuziya.doc | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года), примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. ( УМК «Школа России»), АООП НОО для обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ № 2 и адаптирована для ребенка с задержкой психического развития, обучающегося на дому.
Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития.
- Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление.
- Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
На уроках литературного чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей:
- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
- формирование умений ,полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально волевой сферы детей;
- развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
- преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
- развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, обогащение его мыслительной деятельности и познавательной активности;
- привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Особенности построения учебного процесса в работе с ребенком с задержкой психического развития
- общая коррекционная направленность процесса обучения,
- малая наполняемость класса,
- щадящий режим,
- соответствующий учебный план,
- увеличение количества часов на трудный раздел программы,
- использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
- создание положительной атмосферы на уроке,
- постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
- создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
- опора на игру, целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
«Литературное чтение» к концу 4-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;
• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;
• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
• отличать народные произведения от авторских;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
•отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области предметных общих учебных действий
Выпускник научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;
- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
- читать по ролям литературное произведение;
- создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
В области познавательных общих учебных действий
Выпускник научится:
- свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
- свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий
Выпускник научится:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
- разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
- уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий
Выпускник научится:
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
В области личностных учебных действий
Выпускник получит возможность научится:
- осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
- профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Содержание курса
4 класс
Былины. Летописи. Жития (10 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»;
«Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (26 ч)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;
А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (13 ч)
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов.
«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (16 ч)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и
розе».
Делу время — потехе сейчас (10 ч)
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Стран детства (8 ч)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»;
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И.
Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (13 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»;
В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин.
«Лебедушка».
Родина (5 ч)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (5 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (19 ч)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе
Часов | Название темы/урока | |||
План | Дата | Основные виды деятельности | ||
10 | Летописи, былины, жития | |||
04.09 | 04.09 | Знакомство с учебником по литературному чтению | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. | |
05.09 | 05.09 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах | |
06.09 | 06.09 | «И вспомнил Олег коня своего» | Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать текс летописи с художественным текстом Читать отрывки из древнерусской летописи | |
07.09 | 07.09 | Былина – жанр устного народного творчества | Читать отрывки из древнерусской былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Пересказывать былину от лица её героя. Сравнивать былины и волшебные сказки | |
11.09 | 11.09 | «Ильины три поездочки» | Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. | |
12.09 | 12.09 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека | |
13.09 | 13.09 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | Описывать характер человека; выражать своё отношение. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. | |
14.09 | 14.09 | Развитие речи. Составление рассказа по картине Васнецова | Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин | |
18.09 | 18.09 | Проект: «Создание календаря исторических событий» | Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) | |
19.09 | 19.09 | Проверка навыка чтения | ||
26 | Чудесный мир классики | |||
20.09 | 20.09 | Подготовка сообщения о П.П. Ершове | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке | |
21.09 | 21.09 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» | Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. | |
25.09 | 25.09 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» | Наблюдать за развитием событий в сказке Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | |
26.09 | 26.09 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» | Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам | |
27.09 | 27.09 | Подготовка сообщения о А.С. Пушкине | Рассказывать о А.С. Пушкине | |
28.09 | 28.09 | А.С. Пушкин «Няне» | Наблюдать за выразительностью литературного языка. | |
02.10 |
| А.С. Пушкин «Туча» | Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников | |
03.10 |
| А.С. Пушкин. «Унылая пора!» | Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. | |
04.10 |
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка | |
05.10 |
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | |
09.10 |
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |
10.10 |
| Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове | Рассказывать о М.Ю. Лермонтове Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя | |
11.10 |
| М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | Наблюдать за выразительностью литературного языка. | |
12.10 |
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения | |
16.10 |
| М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев | |
17.10 |
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Излагать устно текст по плану. | |
18.10 |
| Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом | Рассказывать о Л.Н. Толстом Называть произведения классической литературы. | |
19.10 |
| Л.Н. Толстой «Детство» | Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст | |
23.10 |
| Л.Н. Толстой «Детство» | Наблюдать за выразительностью литературного языка. | |
24.10 |
| Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» | Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. | |
25.10 |
| Подготовка сообщения о А.П. Чехове | Рассказывать о А.П. Чехове. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. | |
26.10 |
| А.П. Чехов «Мальчики». | Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка | |
07.11 |
| А.П. Чехов «Мальчики». | Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. | |
08.11 |
| А.П. Чехов «Мальчики». | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |
09.11 |
| Проверка навыка чтения | Наблюдать за выразительностью литературного языка | |
13.11 |
| Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
13 | Поэтическая тетрадь | |||
14.11 |
| Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...» | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. | |
15.11 |
| Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение | |
16.11 |
| А.А. Фет. «Весенний дождь» | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
| |
20.11 |
| А.А. Фет «Бабочка» | Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора | |
21.11 |
| Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. | |
22.11 |
| Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...» | Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Определять связь произведений литературы с другими видами искусств | |
23.11 |
| А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения | |
27.11 |
| И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте | |
28.11 |
| Н.А. Некрасов «Школьник» | Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте | |
29.11 |
| Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | |
30.11 |
| И.А. Бунин «Листопад». | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | |
04.12 |
| И.А. Бунин «Листопад». | Иллюстрировать стихотворение | |
05.12 |
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | |
16 | Литературные сказки | |||
06.12 |
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Отвечать и задавать вопросы. | |
07.12 |
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев | |
11.12 |
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы | |
12.12 |
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. | |
13.12 |
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Читать сказку вслух и про себя , использовать приёмы выразительного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке | |
14.12 |
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Читать осознанно текст художественного произведения про себя анализировать особенности речи героев произведения | |
18.12 |
| Проверка навыка чтения | Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану | |
19.12 |
| Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. | |
20.12 |
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану | |
21.12 |
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. | |
09.01 |
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. | |
10.01 |
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. | |
11.01 |
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Определять нравственный смысл сказки. | |
15.01 |
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки | |
16.01 |
| Обобщение по разделу «Литературные сказки». | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. | |
17.01 |
| Проверка навыка чтения | Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. | |
10 | Делу время - потехе час | |||
18.01 |
| Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Чтение текста. | |
22.01 |
| Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Беседа по вопросам | |
23.01 |
| Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану | |
24.01 |
| В.Ю. Драгунский «Главные реки» | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. | |
25.01 |
| В.Ю. Драгунский «Главные реки» | Наблюдать за развитием и последовательностью событий | |
29.01 |
| В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст | |
30.01 |
| В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. | |
31.01 |
| В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | Чтение текста. Беседа по вопросам. | |
01.02 |
| В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану | |
05.02 |
| Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | Чтение текстов. Выразительное чтение. | |
8 | Страна детства | |||
06.02 |
| Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Чтение текста. Беседа по вопросам. | |
07.02 |
| Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Пересказ по плану | |
08.02 |
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Чтение текста. Беседа по вопросам. | |
12.02 |
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Выборочный пересказ текста. | |
13.02 |
| М.М. Зощенко «Елка». | Беседа по вопросам. | |
14.02 |
| М.М. Зощенко «Елка». | Пересказ по плану | |
15.02 |
| М.М. Зощенко «Елка». | Выборочный пересказ текста. | |
19.02 |
| Обобщение по разделу «Страна детства». | Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. | |
5 | Поэтическая тетрадь | |||
20.02 |
| В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | Выразительное чтение. | |
21.02 |
| С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | Выразительное чтение. | |
22.02 |
| М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» | Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | |
26.02 |
| М.И. Цветаева «Наши царства» | Иллюстрировать стихотворения. | |
27.02 |
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. | |
13 | Природа и мы | |||
28.02 |
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Чтение текста. Беседа по вопросам. | |
01.03 |
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Выборочный пересказ текста. | |
05.03 |
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Пересказ по плану | |
06.03 |
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Чтение текста. | |
07.03 |
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Беседа по вопросам. | |
12.03 |
| М.М. Пришвин «Выскочка» | Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. | |
13.03 |
| М.М. Пришвин «Выскочка» | Выборочный пересказ текста. | |
14.03 |
| Е.И. Чарушин «Кабан» | Пересказ по плану | |
15.03 |
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. | |
19.03 |
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Чтение текстов. | |
20.03 |
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Беседа по вопросам. | |
21.03 |
| Проект «Природа и мы» | Защита проекта | |
22.03 |
| Обобщение по разделу «Природа и мы». | Техника чтения | |
6 | Поэтическая тетрадь | |||
02.04 |
| Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | Чтение текстов. Беседа по вопросам. | |
03.04 |
| С.А. Клычков «Весна в лесу» | Чтение текстов. | |
04.04 |
| Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | Выразительное чтение. | |
05.04 |
| Н.М. Рубцов «Сентябрь» | Выразительное чтение. | |
09.04 |
| С.А. Есенин «Лебедушка» | Выразительное чтение. | |
10.04 |
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | Беседа по вопросам. | |
5 | Родина | |||
11.04 |
| И.С. Никитин «Русь» | Чтение текстов. Беседа по вопросам. | |
12.04 |
| С.Д. Дрожжин «Родине» | Выразительное чтение. | |
16.04 |
| А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. | |
17.04 |
| Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» | Выразительное чтение. | |
18.04 |
| О родине. Проект: «Они защищали Родину» | Защита проекта | |
5 | Страна Фантазия | |||
19.04 |
| Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану | |
23.04 |
| Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | Читать вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл произведения. | |
24.04 |
| Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | Наблюдать за развитием и последовательностью событий. Рассказывать о герое с опорой на текст и опорные слова | |
25.04 |
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. | |
26.04 |
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | Пересказ по плану | |
19 | Зарубежная литература | |||
28.04 |
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Чтение текста. | |
03.05 |
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Беседа по вопросам. | |
07.05 |
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану | |
08.05 |
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Чтение текста. | |
10.05 |
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Беседа по вопросам. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. | |
14.05 |
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Выборочный пересказ текста. | |
15.05 |
| Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Пересказ по плану | |
16.05 |
| М.Твен «Приключения Тома Сойера» | Чтение текста. Беседа по вопросам. | |
17.05 |
| М.Твен «Приключения Тома Сойера» | Выборочный пересказ текста. | |
21.05 |
| М.Твен «Приключения Тома Сойера» | Пересказ по плану | |
22.05 |
| Проверка навыка чтения | Техника чтения | |
23.05 |
| Итоговая диагностическая работа | ||
24.05 |
| С. Лагерлеф «Святая ночь» | Чтение текста. Беседа по вопросам. | |
28.05 |
| С. Лагерлеф «Святая ночь» | Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану | |
29.05 |
| С. Лагерлеф «В Назарете» | Чтение текста. Беседа по вопросам. | |
30.05 |
| С. Лагерлеф «В Назарете» | Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану | |
31.05 |
| Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | ||
04.06 |
| Проверка навыка чтения. Внеклассное чтение | Техника чтения | |
05.06 |
| Литературная викторина |
Приложение 1
Оценка работ по литературному чтению
Выставление отметки читательской деятельности:
«5» - без ошибок
«4» - 2 грубые и 1-2 негрубые ошибки
«3» - 3-4 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых
«2» - 5 и более грубых ошибки
Выставление отметки умения пересказывать текст:
«5» - логически и последовательно построенный рассказ
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения материала, имеются единичные фактические и речевые ошибки
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, отсутствуют важные эпизоды, главные части, нарушена последовательность изложения мысли, отсутствует связь между частями или отдельными предложениями, крайне однообразен словарь
Техника чтения:
4 класс
I полугодие: 60-70 слов
II полугодие: 70-80 слов
Примечание:
При проверке техники чтения учитывается способ чтения, выразительность, правильность, осознанность.
Грубыми ошибками считаются:
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов слов);
- неправильная постановка ударения (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Негрубыми ошибками считаются:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительности при передаче характера персонажа.
Тест для проверки техники чтения в конце 2 полугодия 4 класса
В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.
Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.
Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.
112 слов. Африканская сказка
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ п/п | Причина корректировки | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе (обучение на дому)
на 2018-2019 учебный год
учителя начальных классов Окладовой Т.В.
I четверть – 32 часа | II четверть – 27 часов | III четверть – 42 часа | IV четверть – 35 часов | ||||||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во час | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во час |
1. | Летописи, былины, жития | 10 | 1. | Чудесный мир классики | 4 | 1. | Литературные сказки | 6 | 1. | Поэтическая тетрадь | 6 |
2. | Чудесный мир классики | 22 | 2. | Поэтическая тетрадь | 13 | 2. | Делу - время, потехе - час | 10 | 2. | Родина | 5 |
3. | Литературные сказки | 10 | 3. | Страна детства | 8 | 3. | Страна Фантазия | 5 | |||
4. | Поэтическая тетрадь | 5 | 4. | Зарубежная литература | 19 | ||||||
5. | Природа и мы | 13 | |||||||||
Проверка техники чтения | 2 | Проверка техники чтения | 1 | Проверка техники чтения | 1 | Проверка техники чтения | 1 | ||||
Тесты | 1 | Тесты | 2 | Тесты | 5 | Тесты | 3 | ||||
Итоговый тест
1. Объясни значение слов:
Иноземец ________________________________________________________
Алчный ________________________________________________________
2. Подчеркни метафору: Река времени, широкая река, дальний водопад.
3. Из какого произведения взяты строки?
Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю. Но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге?....» _____________________________
4. Подчеркни метафору:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
5.Соедини линией название произведения и его автора.
«Рикки Тикки Тави» Х.Х.Андерсен
«Приключение электроника» Б. Сокпакбаев
«Меня зовут Кожа» Велтистов
«Русалочка» Р.Д. Киплинг
6.Подчеркни в тексте сравнения:
Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.
Его мясистое , как коровье вымя лицо лоснилось от самодовольства и сытости.
Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом.
Он стоял теперь скособочившись, красный, точно перезрелый помидор, и тяжело дышал.
Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок.
7. Соедини линией название произведения и его автора.
«Карлик нос» В. Гюго
«Козетта» В. Гауф
«Путешествие Гулливера» Дж. Свифт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтениюдля учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Адаптированная рабочая программа учебного предмета«Литературное чтение»для обучающихся с ТНРПредметная область: « Филология»Уровень: начальное общее образование Клас...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающейся с нарушением опорно-двигательного аппарата 4 класс.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с...
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для обучающихся 4 «Д» класса
Программа для обучающихся 4 "Д" класса...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 3, 4 и 4 дополнительный класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.20...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс...