Адаптированная рабочая программа учебного курса "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Окладова Татьяна Васильевна

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года), примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. ( УМК  «Школа России»), АООП НОО для обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ № 2 и адаптирована для ребенка с задержкой психического развития, обучающегося на дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4-a_inklyuziya.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года), примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. ( УМК  «Школа России»), АООП НОО для обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ № 2 и адаптирована для ребенка с задержкой психического развития, обучающегося на дому.

Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития.

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  • У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление.
  • Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

             На уроках  литературного чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей:

  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
  • формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
  • уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
  • формирование умений ,полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально волевой сферы детей;
  • развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
  • преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
  •  развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, обогащение его мыслительной деятельности и  познавательной активности;
  • привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Особенности построения учебного процесса в работе с ребенком с задержкой психического развития

  • общая коррекционная направленность процесса обучения,
  • малая наполняемость класса,
  • щадящий режим,
  • соответствующий учебный план,
  • увеличение количества часов на трудный раздел программы,
  • использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
  • создание положительной атмосферы на уроке,
  • постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
  • создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
  • опора на игру, целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

«Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

        Выпускник научится:

        • читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

        • грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;

        • определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

        • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

        • перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

        • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

        • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

        • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

        • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

        • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

        • делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

        • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

        • самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

        Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Выпускник научится:

        • представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

        • отличать народные произведения от авторских;

        • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

        Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

        • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

        •отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;

        • представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

        • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

        • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

        • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

        Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

         Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

        • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

        • обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

        • устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;
  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два  три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
  • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
  • уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий

Выпускник получит возможность научится:

  • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
  • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Содержание курса

4 класс

Былины. Летописи. Жития (10 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»;

«Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (26 ч)

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;

А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (13 ч)

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов.

«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки (16 ч)

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и

розе».

Делу время — потехе сейчас (10 ч)

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Стран детства (8 ч)

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»;

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И.

Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (13 ч)

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»;

В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (6 ч)

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин.

«Лебедушка».

Родина (5 ч)

И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна Фантазия (5 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (19 ч)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе

Часов

Название темы/урока

План

Дата

Основные виды деятельности

10

Летописи, былины, жития

04.09

04.09

Знакомство с учебником по литературному чтению

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

05.09

05.09

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах

06.09

06.09

«И вспомнил Олег коня своего»

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Сравнивать текс летописи с художественным текстом

Читать отрывки из древнерусской летописи

07.09

07.09

Былина – жанр устного народного творчества

Читать отрывки из древнерусской былины.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

Пересказывать былину от лица её героя.

Сравнивать былины и волшебные сказки

11.09

11.09

«Ильины три поездочки»

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

12.09

12.09

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека

13.09

13.09

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

Описывать характер человека; выражать своё отношение.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

14.09

14.09

Развитие речи. Составление рассказа по картине Васнецова

Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин

18.09

18.09

Проект: «Создание календаря исторических событий»

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя)

19.09

19.09

Проверка навыка чтения

26

Чудесный мир классики

20.09

20.09

Подготовка сообщения о П.П. Ершове

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке

21.09

21.09

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

25.09

25.09

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

Наблюдать за  развитием событий в сказке Характеризовать героев произведения.

Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

26.09

26.09

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них.

Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам

27.09

27.09

Подготовка сообщения о А.С. Пушкине

Рассказывать о А.С. Пушкине

28.09

28.09

А.С. Пушкин «Няне»

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

02.10

 

А.С. Пушкин «Туча»

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

03.10

 

А.С. Пушкин. «Унылая пора!»

Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

04.10

 

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Характеризовать героев произведения.

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

05.10

 

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

09.10

 

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

10.10

 

Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове

Рассказывать о М.Ю. Лермонтове

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя

11.10

 

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

12.10

 

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения

16.10

 

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения  Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки  героев

17.10

 

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Излагать устно текст по плану.

18.10

 

Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом

Рассказывать о Л.Н. Толстом

Называть произведения классической литературы.

19.10

 

Л.Н. Толстой «Детство»

Определять жанры литературных произведений.

Осознанно, выразительно читать текст

23.10

 

Л.Н. Толстой «Детство»

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

24.10

 

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

Определять тему, главную мысль.

Характеризовать события, устанавливать последовательность.

25.10

 

Подготовка сообщения о А.П. Чехове

Рассказывать о А.П. Чехове. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.

26.10

 

А.П. Чехов «Мальчики».

Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

07.11

 

А.П. Чехов «Мальчики».

Определять тему, главную мысль,

Понимать основное содержание услышанного.

08.11

 

А.П. Чехов «Мальчики».

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

09.11

 

Проверка навыка чтения

Наблюдать за выразительностью литературного языка

13.11

 

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Сравнивать произведения разных жанров.

Характеризовать героев разных жанров.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

13

Поэтическая тетрадь

14.11

 

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...»

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

15.11

 

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Самостоятельно оценивать своё чтение

16.11

 

А.А. Фет. «Весенний дождь»

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

 

20.11

 

А.А. Фет «Бабочка»

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора

21.11

 

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

22.11

 

Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение.

Определять связь произведений

литературы с другими видами искусств

23.11

 

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения

27.11

 

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

28.11

 

Н.А. Некрасов «Школьник»

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

29.11

 

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)  

30.11

 

И.А. Бунин «Листопад».

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

04.12

 

И.А. Бунин «Листопад».

Иллюстрировать стихотворение

05.12

 

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

16

Литературные сказки

06.12

 

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Отвечать и задавать вопросы.

07.12

 

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев

11.12

 

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы

12.12

 

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.  

13.12

 

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Читать сказку вслух и  про себя , использовать приёмы выразительного чтения.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке

14.12

 

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Читать осознанно текст художественного произведения  про себя  анализировать особенности речи героев произведения

18.12

 

Проверка навыка чтения

Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану

19.12

 

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Определять нравственный смысл сказки.

20.12

 

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста.

Пересказ по плану

21.12

 

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

09.01

 

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

10.01

 

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

11.01

 

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Определять нравственный смысл сказки.

15.01

 

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

16.01

 

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Определять нравственный смысл сказки.

17.01

 

Проверка навыка чтения

Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение.

10

Делу время  -  потехе час

18.01

 

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Чтение текста.

22.01

 

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Беседа по вопросам

23.01

 

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану

24.01

 

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

25.01

 

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

Наблюдать за развитием и последовательностью событий

29.01

 

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст

30.01

 

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Чтение текстов. Беседа по вопросам.  

Выразительное чтение.

31.01

 

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

Чтение текста.

Беседа по вопросам.

01.02

 

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

Выборочный пересказ текста.

Пересказ по плану

05.02

 

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Чтение текстов.

Выразительное чтение.

8

Страна детства

06.02

 

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Чтение текста.

Беседа по вопросам.

07.02

 

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Пересказ по плану

08.02

 

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Чтение текста.

Беседа по вопросам.

12.02

 

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Выборочный пересказ текста.

13.02

 

М.М. Зощенко «Елка».

Беседа по вопросам.  

14.02

 

М.М. Зощенко «Елка».

Пересказ по плану

15.02

 

М.М. Зощенко «Елка».

Выборочный пересказ текста.

19.02

 

Обобщение по разделу «Страна детства».

Чтение текстов. Беседа по вопросам.  

Выразительное чтение.

5

Поэтическая тетрадь

20.02

 

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Выразительное чтение.

21.02

 

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Выразительное чтение.

22.02

 

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

26.02

 

М.И. Цветаева «Наши царства»

Иллюстрировать стихотворения.

27.02

 

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Чтение текстов. Беседа по вопросам.  

Выразительное чтение.

13

Природа и мы

28.02

 

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Чтение текста.

Беседа по вопросам.

01.03

 

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Выборочный пересказ текста.

05.03

 

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Пересказ по плану

06.03

 

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Чтение текста.

07.03

 

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Беседа по вопросам.

12.03

 

М.М. Пришвин «Выскочка»

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

13.03

 

М.М. Пришвин «Выскочка»

Выборочный пересказ текста.

14.03

 

Е.И. Чарушин «Кабан»

Пересказ по плану

15.03

 

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Чтение текстов. Беседа по вопросам.  

Выразительное чтение.

19.03

 

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Чтение текстов.

20.03

 

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Беседа по вопросам.  

21.03

 

Проект «Природа и мы»

Защита проекта

22.03

 

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Техника чтения

6

Поэтическая тетрадь

02.04

 

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Чтение текстов. Беседа по вопросам.

03.04

 

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Чтение текстов.

04.04

 

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Выразительное чтение.

05.04

 

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Выразительное чтение.

09.04

 

С.А. Есенин «Лебедушка»

Выразительное чтение.

10.04

 

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Беседа по вопросам.

5

Родина

11.04

 

И.С. Никитин «Русь»

Чтение текстов. Беседа по вопросам.  

12.04

 

С.Д. Дрожжин «Родине»

Выразительное чтение.

16.04

 

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Чтение текстов. Беседа по вопросам.  

Выразительное чтение.

17.04

 

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

Выразительное чтение.

18.04

 

О  родине. Проект: «Они защищали Родину»

Защита проекта

5

Страна Фантазия

19.04

 

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану

23.04

 

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Читать вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Определять нравственный смысл произведения.

24.04

 

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Наблюдать за развитием и последовательностью событий.

Рассказывать о герое с опорой на текст и опорные слова

25.04

 

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Чтение текста.

Беседа по вопросам.

Выборочный пересказ текста.

26.04

 

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Пересказ по плану

19

Зарубежная литература

28.04

 

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Чтение текста.

03.05

 

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Беседа по вопросам.

07.05

 

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Выборочный пересказ текста.

Пересказ по плану

08.05

 

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Чтение текста.

10.05

 

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Беседа по вопросам. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

14.05

 

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Выборочный пересказ текста.

15.05

 

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Пересказ по плану

16.05

 

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Чтение текста.

Беседа по вопросам.

17.05

 

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Выборочный пересказ текста.

21.05

 

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Пересказ по плану

22.05

 

Проверка навыка чтения

Техника чтения

23.05

 

Итоговая диагностическая работа

24.05

 

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Чтение текста.

Беседа по вопросам.

28.05

 

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану

29.05

 

С. Лагерлеф «В Назарете»

Чтение текста. Беседа по вопросам.

30.05

 

С. Лагерлеф «В Назарете»

Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану

31.05

 

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

04.06

 

Проверка навыка чтения. Внеклассное чтение

Техника чтения

05.06

 

Литературная викторина

        Приложение 1

Оценка работ по литературному чтению

Выставление отметки читательской деятельности:

«5» - без ошибок

«4» - 2 грубые и 1-2 негрубые ошибки

«3» - 3-4 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых

«2» - 5 и более грубых ошибки

Выставление отметки умения пересказывать текст:

«5» - логически и последовательно построенный рассказ

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения материала, имеются единичные фактические и речевые ошибки

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, отсутствуют важные эпизоды, главные части, нарушена последовательность изложения мысли, отсутствует связь между частями или отдельными предложениями, крайне однообразен словарь

Техника чтения:

4 класс

I полугодие: 60-70 слов

II полугодие: 70-80 слов

Примечание:

При проверке техники чтения учитывается способ чтения, выразительность, правильность, осознанность.

Грубыми ошибками считаются:

- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов слов);

- неправильная постановка ударения (более двух);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Негрубыми ошибками считаются:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительности при передаче характера персонажа.

Тест для проверки техники чтения в конце 2 полугодия 4 класса

В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.

112 слов. Африканская сказка

Лист корректировки календарно-тематического планирования

№ п/п

Причина корректировки

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе (обучение на дому)

на 2018-2019 учебный год

учителя начальных классов Окладовой Т.В.

I четверть –  32 часа

II четверть – 27 часов

III четверть – 42 часа

IV четверть – 35 часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во час

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во час

1.

Летописи, былины, жития

10

1.

Чудесный мир классики

4

1.

Литературные сказки

6

1.

Поэтическая тетрадь

6

2.

Чудесный мир классики

22

2.

Поэтическая тетрадь

13

2.

Делу - время, потехе - час

10

2.

Родина

5

3.

Литературные сказки

10

3.

Страна детства

8

3.

Страна Фантазия

5

4.

Поэтическая тетрадь

5

4.

Зарубежная литература

19

5.

Природа и мы

13

Проверка техники чтения

2

Проверка техники чтения

1

Проверка техники чтения

1

Проверка техники чтения

1

Тесты

1

Тесты

2

Тесты

5

Тесты

3

Итоговый тест

1.  Объясни значение слов: 
Иноземец ________________________________________________________ 
Алчный ________________________________________________________ 

2. Подчеркни метафору: Река времени,  широкая река,  дальний водопад.

3. Из какого произведения взяты строки?

Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю. Но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге?....» _____________________________

4. Подчеркни метафору: 

Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто всё – простор везде,- 
Лишь паутины тонкий волос 

5.Соедини линией название произведения и его автора. 

«Рикки Тикки Тави»                         Х.Х.Андерсен

«Приключение электроника»                 Б. Сокпакбаев

«Меня зовут Кожа»                                 Велтистов

«Русалочка»                                         Р.Д. Киплинг

6.Подчеркни в тексте сравнения: 
Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. 
Его мясистое , как коровье вымя лицо лоснилось от самодовольства и сытости. 
Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. 
Он стоял теперь скособочившись, красный, точно перезрелый помидор, и тяжело дышал. 
Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок.

7. Соедини линией название произведения и его автора. 

«Карлик нос»                         В. Гюго

«Козетта»                                 В. Гауф

«Путешествие Гулливера»                 Дж. Свифт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА            по литературному чтениюдля учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классе    ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»

Адаптированная рабочая программа учебного предмета«Литературное чтение»для обучающихся с ТНРПредметная область: « Филология»Уровень: начальное общее образование Клас...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающейся с нарушением опорно-двигательного аппарата 4 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 3, 4 и 4 дополнительный класс

Рабочая  программа составлена на основе Федерального  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.20...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс...