Урок по чтению 1 класс
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

"Прощание с Азбукой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока чтения34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

Урок чтения по теме:

«Прощание с букварем»

Учитель начальных классов

                                                                             Т.В.Чапаева

Невинномысск

2014 – 2015 уч.г

«Прощание с букварем»

Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки. 

Задачи:

1). Повторить изученные звуки и буквы;

2). Способствовать раскрытию талантов у учащихся;

3). Формировать у учащихся самооценку своих достижений. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом, воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего "я". Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми. Прививать бережное отношение к книгам.

Оборудование:

Презентация, сигнальные карточки ,  таблицы для записи букв, плакаты с заданиями, выставка библиотечных книг.

познавательные УУД

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

- оценивать результаты деятельности

личностные УУД

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Слайд 0 (ГНОМ)

Учитель:

-Ребята, отгадайте кто к нам пришел в гости?

 (загадку :

В шляпе схож с боровиком
Этот лесожитель,
Ходит в колпаке
Лес – его обитель.
Дебри с детства хороши 
Жителю такому:
Здесь туристов – ни души,
Хорошо здесь …   (ГНОМУ!)

- Что случилось , почему Гном плачет?

А  вы можете ему помочь ?

 

Слайд 1   (составить слово «БУКВАРЬ»)

Учитель: - Ребята, помогите ГНОМИКУ составить слово, подул сильный ветер и все    

                   буквы разлетелись.

                  - А каких букв не хватает? ( «А», «Ь»)

                  - А что означает слово «БУКВАРЬ»?

                  - А для чего нужна эта книга?

Слайд 2  (книга «Букварь»)

БУКВАРЬ – эта книга, которая вас научила читать.

Ученик 1

Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

"Умею я теперь читать!"

УЧИТЕЛЬ: -КТО МОЖЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ УРОКА?

Слайд 3  (название праздника)

Учитель:Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с вашей первой книгой – букварем. Я вас приглашаю совершить путешествие по стране «Букварьведения».

Выбор названия команд: т. СОВА  

«Карлсон», «Буратино», «Смешарики»

Вы в школе почти целый год отучились,

Вы много успели и много узнали.

Писать и считать вы уже научились

И первые книжки свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу.

Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Вам книга первая  хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

Ученик 2

Мы БУКВАРЮ скажем СПАСИБО!
БУКВАРЬ мы будем вспоминать!
БУКВАРЬ нам дал такие силы,
Чтоб все вершины покорять!

Ученик 3

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Ученик 4

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну прочитай еще страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Слайд  4     (ГОРОД  АЛФАВИТ)

( на слайде появляются алфавитные буквы и ученики  рассказывают алфавит в стихах)

  •  Астра в садике цветёт, аист вам пора в поход.
  •  Бегемот разинул рот, булку просит бегемот.
  • Воробей просил воронувызвать волка к телефону.
  • Гусь шагает как солдат, груша зреет, Гриша рад.
  • Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
  • Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
  • Жаба ждет, разинув рот, жук летит ей прямо в рот.
  • Зяблик в роще засвистал, заяц струсил и удрал.
  • Ива клонит ветви в пруд, индюки всегда орут.
  • Йод, ребёнок знает каждый, йодом врач нам раны мажет.
  • Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
  • Лев комариков ловил, лапой лоб себе разбил.
  • Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел.
  • Норка ловит рыб в волне, носорог храпит во сне.
  • Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.
  • Пчелка трудится весь день, петушку и клюнуть лень.
  • Рыбке рак- ни друг, ни враг, рыбке вряд ли страшен рак.
  • Слон ужасно заболел, сливу с косточкой он съел.
  • Тигр - свирепый зверь, ты не зли его- поверь.
  • Утка - опытный нырок, улитка любит холодок.
  • Филин, в книжку залетев, притворился буквой «Ф».
  • Хомяк ходил на ёлку к волку, унес хлопушку втихомолку.
  • Цыпка вышла из яйца, цапля спит у деревца.
  •  Червячок влез на цветок, чиж слетел и клюнул в бок.
  • Ша чего там только нет: шашки, шахматы, мопед, шайба, шарик и шнурки, даже тёмные очки.
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Твёрдый знак , буква «Ы», мягкий знак остались так.
  • Эфиопы варят суп, эскимос одет в пять шуб.
  • Юнга моет свой корабль, Юра клеит дирижабль.
  • С виду очень грозен  ЯК, а ведь он большой добряк.

Слайд  5   (ПЕСНЯ  на стихи Б.Заходера  « 33 сестрицы»)

Учитель:

В нашем русском языке 33 буквы. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков. Я предлагаю вам задание: распределить буквы по группам «ГЛАСНЫЕ», «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ», «НЕПАРНЫЕ, ШИПЯЩИЕ, БУКВЫ НЕ ИМЕЮЩИЕ ЗВУКА»

1группа – записать гласные по парам       (а-я, о-ё,  е-э, у-ю, ы-и)

2группа – записать парные согласные       (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.)

3группа – записать непарные согласные, шипящие, буквы не имеющие звука

                   (Л,М,Н,Р,Й,Ъ,Ь,Х,Ц,Ч,Щ)

Слайд  6  (Кирилл и Мефодий    24 мая – День славянской письменности)

Слайд  7  (Кириллица)

Старославянская азбука была составлена ученым Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей. Она так и называется - кириллица.

Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б – буки, В - веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З - земля и так далее.

Слайд   8  (Глаголица)

Глаго́лица — одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

Слайд  10  (Иван Федоров)

Иван Федоров служил диаконом церкви Николы Гостунского в кремле. Опыт и знания приобретал в различных городах Европы: Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. Был прекрасно образован, разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру.  

Слайд  11  (первая печатная книга)

Первая печатная книга в России  создана Иваном Фёдоровым в 1563-1564 годах (при царе Иване Васильевиче Грозном). До этого на Руси известны только анонимные издания без указания, где и кем они печатались. Известно шесть анонимных московских изданий.

Слайд  12  ( игра «Назови слово»  )

Дети подбирают к старославянским словам исконно русские слова и приклеивают их на лист.

Слайд  13   («Сказочная викторина»)

Учитель:

В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. А хорошо ли вы знаете сказки? Назовите правильно сказку.

«Сказочная викторина»

  • Снежная принцесса (Снежная королева).
  • Желтая кепочка (Красная шапочка)
  • Илья-царевич и серый волк (Иван-царевич и серый волк).
  • Спящая бабушка (Спящая красавица).
  • Приключения Знайки и его друзей (Приключения Незнайки и его друзей).
  • Гадкий цыпленок (Гадкий утёнок).
  • Конь-горбун (Конёк - горбунок).
  • Сказка о рыбаке и рыбачке (Сказка о рыбаке и рыбке).
  • Свеколка (Репка).

Слайд   14  (  Игра «Расколдуйте слова» )

 САМОХАР, ПЕЛОДЧЕНЬЕ, ХАЦЫЛВА, ВАУРЕНЬЕ, ГРУЧЕШИ, КОНИНФЕТЫ, ПИКИРОЖКИ.

Слайд   15  (Кроссворд)

  1. Сказочный герой с моторчиком (Карлсон).
  2. Всем по сказке интересной мальчик-луковка знаком (Чиполлино).
  3. (Петрушка).
  4. (Незнайка).
  5. Человечек деревянный на воде и под водой ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино).
  6. Злой директор кукольного театра (Карабас).
  7. “Кот, лиса и ...” (Петух).
  8. Девочка с хрустальной туфелькой (Золушка).
  9. Он дружок зверям и птицам, 
    он – живое существо,
     
    но таких на целом свете
     
    больше нет ни одного.
     
    Потому что он – не птица, не тигренок, не лисица,
     
    не котенок, не щенок, не волчонок, не сурок,
    очень милая мордашка, а зовется .. .(Чебурашка).
  10. Премудрая, прекрасная ...(Василиса).
  11. Баба... (Яга).

http://festival.1september.ru/articles/568074/img1.gif

Мы разгадали с вами кроссворд. Как же называется наша новая страна? (Литературия). А путешествовать по этой стране нам поможет новая книга, которая называется “Литературное чтение”. Эта книга вам расскажет вам много нового и интересного.

Слайд  16   (книга «Литературное чтение»)

Учитель

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести ракету ввысь –
 
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

ВЫСТАВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КНИГ

Слайд  17  (поздравление от Мойдодыра )

Слайд  18  (поздравление от Козлят)

Слайд  19  (поздравление от Курочки Рябы)

Слайд  20  (поздравление от Лисы)

Слайд  21  (поздравление от Мухи – Цокотухи)

Слайд  22 (поздравление от Колобка)

ПОСЧЕТ ФИШЕК  У КАЖДОЙ КОМАНДЫ

Слайд  23   (поздравление )

Учитель, гости вручают каждому ученику удостоверение об окончании азбуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...