Конспект на тему: «Стремление к лучшему в рассказе Л.Кассия- Отметки Риммы Лебедевой» в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Жигалкина Мария Игоревна

Представлен конспект по литератуному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rimma_lebedeva.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Стремление к лучшему в рассказе Л.Кассия- Отметки Риммы Лебедевой» 

Дата: 30.04.20г        

Школа: Трубчевская СОШ №1

Тип урока: Открытие новых знаний

Учебный предмет: Литературное чтение

ОС: «Школа России»

Учитель: Жигалкина М.И.

Класс:3

Цель: 

Содержательная: познакомить учащихся с творчеством Л. А. Кассиля, с его произведением «Отметки Риммы Лебедевой»;

Деятельностная: учить учащихся выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим; продолжать формирование навыков беглого чтения и правильной речи; учить ставить вопросы к прочитанному, давать развернутые ответы на поставленные вопросы.

 Задачи:

Дидактические:

1.познакомить с содержанием произведения Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»;

2.формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку);

3.продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

Воспитательные:

1.воспитать нравственность через анализ содержания художественного произведения;

2.воспитать необходимые учебные качеств: усидчивости, дисциплинированности

Развивающие:

1.развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1.учащиеся проверят свои знания по прочитанным произведениям;

2.научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

Личностные УУД:

1.развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

2.оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные УУД:

1.определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;

2.оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Познавательные УУД:

1.находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

2.строить речевое высказывание в устной форме;

3.составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;
  2. Умение слушать и понимать речь других;
  3. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом;
  4. Умение участвовать в диалоге на уроке;
  5. Умение участвовать в работе в паре.

План урока:

1.Этап мотивации.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

2.1.Проверка домашнего задания.

2.2.Речевая разминка

3. Этап выявления места и причины затруднения.

3.1. Чтение стихотворения С.Я.Маршака

3.2.Беседа

3.3.Работа с заголовком

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

4.1. Формулирование темы урока.

4.2.Постановка целей урока.

4.3. Определение задач.

5. Этап реализации построенного проекта.

5.1.Чтение текста учащимися самостоятельно.

5.2.Первичное чтение текста.

5.3. Анализ текста

6.Этап анализа произведения.

6.1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту

6.2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.

6.3.Работа с заглавием

7.Этап обобщения и интерпритации.

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

8.1.Подведение итогов урока.

8.2. Приём рефлексии «Релаксация».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Приветствие

-Здравствуйте, меня зовут Мария Игоревна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

 Проверим готовность к уроку.

– Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Фронтальный опрос, беседа.

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1.Проверка домашнего задания.

2.2.Речевая разминка

2.1.Проверка домашнего задания

– Дома вы еще раз перелистали странички журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

– Какие же интересные конкурсы, занимательные задания вы нашли в них?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что бы еще хотели выполнить?

– Какое задание вы хотели бы предложить своим родителям?

2.2.Речевая разминка

-Ребята, сейчас я вам предлагаю провести речевую разминку, пожалуйста посмотрите на слайд и внимательно прочитайте про себя, теперь немного быстрее, ещё быстрее.

(Говорил командир при полковнике про подпоручицу,

А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

Предлагают найденные ими конкурсы, задания, загадки.

Фронтальный опрос, беседа.

К2

Р3, К1

3.  Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Чтение стихотворения С.Я.Маршака

3.2.Беседа

3.3.Работа с заголовком

3.1.Чтение стихотворения С.Я.Маршака

- Ребята, прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака ( слайд 2)

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

 3.2. Беседа

- О ком это стихотворение?

- Когда происходят события в стихотворении?

- Я согласна с вами, это стихотворение о детях войны.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

3.3.Работа с заголовком

- Откройте учебники на стр.175. Подумайте, что сейчас мы будем читать – рассказ, стихотворение или сказку?

 - Как вы догадались, что это рассказ?

- Рассказ -  это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

- Можем мы, не прочитав текст, определить жанр?

 - Значит,  нам предстоит определить жанр произведения.

- Прочитайте имя автора.

 - Знакомились мы раннее с произведениями Льва Абрамовича Кассиля?

 - Сегодня мы впервые читаем его произведение?

- Какое название дал автор этому произведению?

- Как вы думаете, кто такая Римма Лебедева?

- Давайте вернёмся к стихотворению С.Я.Маршака и подумаем, как может быть связано оно  с произведением Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

- А что такое отметки? Когда их получают?

- Если Римма жила во время войны, то могла она получать отметки?

 - Предположите, какая история могла произойти с этой девочкой?

Давайте наши предположения зафиксируем на дереве предсказаний.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1.Формулирование темы урока

-Предположите, какая будет тема урока?

-Тема

4.2.Постановка целей урока.

-Какую цель мы перед собой поставим?

 -Познакомиться с творчество Л.Кассиля и новым произведением;

-Определить главную мысль произведения, его жанр;

4.2.Определение задач

Давайте поставим перед собой задачи.

- Прочитать текст;

-Проверить наши предположения;

-Развивать выразительное чтение, интонацию, речь.

- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль и проверить наши предположения  надо хорошо знать содержание.

А, Барто « В театре»

Познакомится с произведением «В театре»,

Фронтальный опрос, беседа.

К1

Р1

5. Этап реализации построенного проекта.

5.1.Чтение текста учащимися самостоятельно.

5.2.Первичное чтение текста.

5.3. Анализ текста

5.1.Чтение учащимися самостоятельно.

-Ребята, я предлагаю вам прочитать текст самостоятельно.

5.2.Первичное чтение текста.

- Посмотрите, сколько частей в нашем произведении?

- Прочитаем произведение.

 

2) Перечитывание текста, более осознанное.

Диалог с автором:

Приём «Чтение вслух с остановками».

(После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий)

1)- Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск?

2)- Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна ?

3)- Римма старалась учиться?

4)- Соглашались ребята с Риммой или спорили?

5)- Почему ребята не брали Римму с собой?

6)- О чем мог попросить лейтенант Римму?

 - Значение какого слова вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово?

Где мы можем найти значение этого слова?

Кисет - небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком. Часто в кисете хранят табак.

7)- Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел?

8)- Почему Римма отвернулась?

9)- Поддержал лейтенант Маню Петлину?

10)- Приняла предложение лейтенанта Римма?

11)- Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы?

 - Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским?

5.3. Анализ текста

- Определите жанр произведения.

Рассказ -  это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

- Понравился ли вам рассказ?

- Где происходят события?

- Познакомились ли мы с героем?

- Что мы узнали о нашем герое?

Беседа.

К2, П1

6.Этап анализа произведения

6.1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту

6.2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.

6.3.Работа с заглавием

6.1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? ( Древо предсказаний).

- Что вас удивило в рассказе?

- Что было самым интересным?

- Почему писатель решил написать рассказ о Римме Лебедевой?

6.2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.

 Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

 Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

 Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер».

Кассиль писал также рассказы, многие из которых посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»),

 В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

 Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

6.3. Работа с заглавием.

 - Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки.

 

Беседа, фронтальный опрос.

К2

7. Этап обобщения и интерпретации

 Творческое задание.

- Я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу.

 - Предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всему  тексту , рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм.

Беседа.

ПР5,

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1.Подведение итогов урока.

8.2. Приём рефлексии «Релаксация».

8.1.Подевение итогов урока.

- С какой целью был написан рассказ?

-Чему он вас может научить?

- Какова главная мысль рассказа?

- Выполнили задачи, поставленные на уроке? Достигли цели?

Оцените себя на уроке.

8.2.Прием рефлексии «Релаксация».

 - Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

 - Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по чтению «С.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 2 класс

Внеклассное мероприятие для учеников 2 класса может быть проведено в рамках месячника по чтению....

Конспект урока по литературе «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 3 класс , УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Цели деятельности учителя: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая с...

Конспект урока по Литературному чтению. Тема: "Отметки Риммы Лебедевой" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыков беглого чтения и правильной речи; учить ставить вопросы к прочитанному, давать развернутые ответы на поставленные вопросы; развитие образного мышления, ...

Конспект урока литературного чтения Тема: Л.А.Касиль «Отметки Риммы Лебедевой», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с рассказом Л. А. Кассиля  « Отметки Риммы Лебедевой», учить выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать уважение к старшим.Плани...

Конспект урока по теме "Отметки Риммы Лебедевой" (УМК "Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомить детей с рассказом Л. А . Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», познакомить с жизнью и творчеством Л.Кассиля, учить выражать своё отношение к прочитанному...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» ( 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», с жизнью и творчеством Л.Кассиля. Планируемые результаты:Предметные:  знать приемы ан...

Конспект урока литературного чтения "Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой" (3 класс)

Цели деятельности учителя: - совершенствование навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и ч...