Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс, «Школа России» с использованием дистанционных технологий
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Надежда Николаевна Смородникова

Данный урок разработан на основе применения дистанционных технологий с опорой на  материалы платформы Учи.ру. Поможет провести урок  интересно и доступно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока

по литературному чтению 2 класс

Тема ур./класс

Николай Николаевич Носов.  «Затейники», 2 класс.

УМК

«Школа России»

Цель деятельности педагога

Создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Затейники».

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Познавательные:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
  • находить ответы на вопросы в тексте; 
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные:

  • умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
  • развитие готовности к сотрудничеству;
  • интерес к общему делу.

Регулятивные:

  • умение прогнозировать текст;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;
  • уметь высказывать свою точку зрения и доказывать ее.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудования

Раздаточный материал, учебник, презентация на платформе Учи. ру.

                                                                                                          Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный

контроль

I.Орг. момент

- Здравствуйте- Давайте проверим вашу готовность к работе на уроке, посмотрите, все ли готово к уроку. Если все готово, начинаем наш урок.

- Приветствуют учителя.

- Проверяют свою готовность к работе на уроке.

Фронтальная.

Коммуникативные: Приветствие .

Зрительный контакт.

II. постановка уч. задачи

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать во времени, но не в обычном, а в литературном. И нам с вами  нужна будет помощь.

- А вот кто именно нам поможет, вы должны угадать сами.

- Сейчас нам предстоит поработать в группе, но прежде чем начать, давайте вспомним, как мы работаем в группе?

- Вот мы и вспомнили правило и теперь можем приступить к работе.

- Посмотрите, на ваших партах лежат карточки подвиньте их к себе.

Что вы видите на карточках?( иллюстрации к рассказам Н.Носова)

- Ваша задача вспомнить из каких произведений эти иллюстрации и кто автор. Задача ясна?

- А кто автор этих рассказов?

-А кто самый известный герой у Николая Носова?

-Да, Незнайка.  Вот он нам и будет помогать. А как выглядел Незнайка?

Составьте портрет Незнайки из мозаики.( на столе лежат разрезанные части мозаики)

Если работу закончили делаем хлопок в ладоши

- Вижу, что  справились с этим заданием, и мы можем с вами отправлять в путешествие во времени, и нашем помощникам, как вы уже поняли, будет Незнайка.

- Все верно, Незнайка – это главный герой сказочной повести и он совсем небольшого ростика, размером с небольшой огурец.

- С первых страниц сказки Незнайка предстает перед нами веселым и беззаботным, он никогда не унывает и легко принимается за любое дело. Впрочем, характер Незнайки неусидчивый, неспокойный, он легко загорается, но столь же легко остывает к своему увлечению.

- Незнайка не любит учиться и не любит читать книжки.  Но так было, пока он не побывал в Цветочном городе и после этого он осознал, что учиться и читать книги это очень даже хорошо.

- Скажите, а вы любите читать книги? Поднимете руку те, кто любит читать?

- Я вижу, что большинство из вас читающие, и это замечательно ведь чем больше мы читаем, тем больше мы знаем. И будем начитаннее, умнее.

- Но кто же написал рассказ «Незнайка»?

- Все верно, автором произведения является Николай Николаевич Носов.

- Скажите, а какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Итак, цель нашего путешествия, познакомиться с творчеством Николая Николаевича, а так же с  его произведениями.

- Ну что отправляемся дальше?

Слушают учителя.

- Не ссоримся, работаем вместе, выслушиваем мнение каждого.

Дети разбирают рисунки и называют рассказ.

Дети совещаются и называют ответ

- Незнайка.

Хлопок в ладоши.

Убирают рисунки с которыми работали .

Слушают учителя.

- Ответы детей

Слушают учителя.

Ответы детей.

 

Фронтальная.

Индивидуальна

я.

Фронтальная индивидуал.

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Познавательные:

Развивать умение читать вслух и про себя.

Зрительный контакт. Правильные ответы детей на вопросы учителя.

III.Подготовка к чтению.

3.1. Краткая биографическая справка.

3.2. Выставка книг.

- И вот мы с вами пролетаем тысячи и тысячи лет и попадаем в 1908 год, именно в этот год родился знаменитый детский писатель советского времени Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку. https://uchi.ru/literature-club/teacher/books

- В жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень веселые и забавные произведения для ребят разного возраста.

- У этого талантливого человека вечно юная, детски чистая, чудесная душа.

- Герои его произведений несут в себе все черты советского человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени.

- И вот в 1938 году Николай Николаевич печатает свой первый рассказ под названием «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Все эти рассказы печатались в журнале «Мурзилка»

- Посмотрите  как выглядели книжки, посмотрите какие они яркие и красочные.

- А где мы с вами можем взять такие книжки? Да, мы можем их встретить в библиотеке, в книжных магазинах и в интернете. Но так же в личной домашней библиотеке.

Слушают учителя.

- Цель сегодняшнего урока, познакомится с произведениями Николая Носова.

Вопросы после просмотра

https://uchi.ru/literature-club/teacher/books

- Мы можем их встретить в библиотеке, в книжных магазинах и в интернете.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Познавательные:

Развивать умение читать вслух и про себя.

Зрительный контакт. Правильные ответы детей на вопросы учителя.

IV.Первичное чтение. Аудиозапись.

- И вот мы с вами отправляемся в путешествие, и Незнайка предлагает нам познакомится с одним произведением Николая Носова, которое называется «Затейники».

- Сейчас нам предстоит прослушать аудиозапись, при этом вы внимательно слушаете и следите.  

- При прослушивании следим по учебнику, откройте стр 50.

Слушают учителя.

Слушают внимательно аудиозапись.

Следят по учебнику.

Фронтальная.

Познавательные:

Развивать умение читать вслух и про себя.

Слежащее чтение детьми, зрительный контакт.

V.Проверка восприятия.

5.1. Словарная работа

Работа с компьютером

- Ребята, какие чувство у вас возникли при прослушивании данного произведения?

- Могла ли такая история произойти с вами?

-  «Затейники» это рассказ или это сказка,  как вы считаете?

- Что такое рассказ? Рассказ – это произведение, в котором происходят настоящие действия.

- Что такое сказка? Сказка – это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.

Первое слово на слайде: ЗАТЕЙНИКИ.

- Прочитайте жужжащим чтением данное слово, вслух 3, 4. Теперь по слогам прочитает ... (называю ученика, которые прочитает данное слово по слогам).

- Но кто же такой затейник? По поднятой руке, полным ответом.

А где можно найти толкование слова ?

-Да в толковом словаре.

- Затейник – а, м. (разг.). Выдумщик, человек, склонный к затеям, забавник. Данное определение я позаимствовала из толкового словаря русского языка под редакцией Ушакова Дмитрия Николаевича.

- Скажите наше определение к слову затейник, совпало с действиями ребят?

- Прочитайте следующие слово вслух. Кто желает прочесть по слогам? Стащили

- Подберите синоним к слову «стащили». Какие слова мы называем синонимом к слову?

- Слова синонимы – это те слова, которые имеют одно лексическое значение, но пишутся по-разному.

- Какое слово синоним можем подобрать к слову «стащили»?

Давайте найдем в интернете  синоним к слову «стащили» – стянуть, вытащить, схватить или утащить.

- Прочитайте  следующее словосочетание вслух.

Подкрались на цыпочках

- Придумайте словословосочетание похожее на «подкрасились на цыпочках». Можно ли так сказать: тихонько подошел, подошел тихо.

- Все слова и словосочетания разобрали,  можем продолжить наше путешествие.

Дети отвечают на вопросы учителя. 

( ответы детей)

- Затейники – это то, что затевают.

Читают вслух. По слогам.

- Синонимы – это те слова, которые близкие по значению, но разные по написанию.

- Стащили – стянуть….

Читают  вслух.

- Подошли тихо …

Фронтальная.

Индивидуальная.

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Зрительный контакт. Правильные ответы детей на вопросы учителя.

Физминутка

аудиозапись

- Я заметила, что вы устали, давайте встанем и отдохнем.

Послушайте песенку. Кто узнал ее?

 - Все верно, в траве сидел кузнечик, и сейчас мы тоже представим, что мы с вами кузнечики.

ПОДНИМАЙТЕ ПЛЕЧИКИ, ПРЫГАЙТЕ КУЗНЕЧИКИ,

ПРЫГ СКОК, ПРЫГ СКОК.

СЕЛИ, ТРАВУШКУ ПОКУШАЛИ, ТИШИНУ ПОСЛУШАЛИ,

ТИШЕ, ТИШЕ, ВЫСОКО, ПРЫГАЙ НА НОСКАХ ЛЕГКО.

- Вот мы и передохнули, теперь можете садиться.

-ответы детей

Повторяют за учителем.

Коллективная.

Личностные: формировать и приобщаться детей к ЗОЖ.

Зрительный контакт, правильное выполнение упражнений.

VI.Повторное чтение.

- Незнайка хочет послушать, как вы умеете читать.

-  Открываем учебники стр 50. Начинаем читать.( Внимательное чтение)

- Остальные пальчиком следят за читающим.

(в это время учитель передвигается по классу, задевает ребенка и ребенок  догадывается, что он читает следующим).

Читают произведение   вслух.

Фронтальная.

Познавательные:

Развивать умение читать вслух и про себя.

Правильное чтение текста.

VII.Анализ содержания.

- Незнайка очень доволен,  ведь он услышал, как многие из вас хорошо читают.

- И теперь он хочет проверить, как хорошо и внимательно вы слушали и читали текст.

- Отвечаем по поднятой руке и полным ответом.

- Кто является главными героями рассказа?

 - Во что стали дети играть? Дети один раз читали сказку «Три поросенка» и стали изображать их.

- Докажите словами из текста, что дети организовали игр

- По какой причине игра прервалась? Докажите словами из теста.

- А можем ли мы сказать, что ребята нарушили правило игры? Они их не обговорили и испугались того, чего на самом деле нет.

- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?

- А вы заметили, что ребята умеют организовать свой досуг, они не заскучали, когда мама ушла в магазин, наоборот они решили поиграть.

- Как вы считаете, этот рассказ поучителен для вас? Почему? Рассказ нас учит быть смелыми, не стоит всего бояться, ведь трусость - это не самое лучшее качество человека.

- Отправляемся дальше?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

Фронтальная.

Индивидуальная.

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт.

VIII.Работа с иллюстрацией.

- И что же мы встречаем на своем пути? Млечный путь под названием иллюстрация.

- Давайте посмотрим на иллюстрацию, которая дана на стр 51.

- Посмотрите на лицо мальчика и скажите, какое чувство он испытывает?

- Верно, это чувство страха его настигло, посмотрите какой он испуганный, и как быстро пытается выбраться из домика, чтобы скорее убежать из комнаты. А Валя, скорее всего, толкает его, чтобы быстрее убежать от серого волка, которого не было на самом деле.

- Как же все - таки интересно изобразил автор главных героев.  

Слушают учителя.

Смотрят на иллюстрацию.

- Страх.

Фронтальная. Индивидуальная.

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Зрительный контакт.

IX.Обобщающая беседа.

- Просмотрите как мы с вами интересно и увлекательно попутешествовали по литературному времени.

 - Проанализировав рассказ, рассмотрев иллюстрацию к нему, ответьте на такой вопрос: какова же главная идея данного рассказа, в чем она заключена?

- Человек всегда боится того, чего не видит или не понимает. В состоянии страха мы всегда опасность преувеличиваем и еще можно сказать, мы ее видим там, где ее на самом деле нет.

- А чему нас учит этот рассказ?

- Рассказ учит фантазировать, читать, ставить сценки из прочитанных книг. Учит быть храбрыми и не бояться темноты. Учит находить ответы на загадки природы.

Давайте закончим наше путешествие пройдя тест

https://uchi.ru/teachers/cards/442260?back_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books&congrat_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books

Ответы детей.

- Мечтать, воображать, уметь играть в разные игры.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Коммуникативные:

слушание и понимание речи других.

Выразительное чтение.

X.Итог. Рефлексия.

- На этом наше путешествие по литературному времени заканчивается, и мы возвращаемся в класс.

 - Скажите, с каким произведением мы познакомились?

- Кто автор произведения?

- Вот и подошло время оценить свою работу на уроке.

Показываем смайлик.

Слушают учителя.

- Мы познакомились с произведением «Затейники»

Фронтальная.

Коммуникативные:

Формир.умение высказ. свою точку зрения.

Личностные:

Формир. нормал самооценки

Ответы на вопросы, зрительный контакт.

XI.Домашнее задание.

- Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача, дома с родителями прочитать данное произведение по ролям. При этом вам нужно менять роли.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность.

Запись в дневнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс, «Школа России» с использованием дистанционных технологий

Данный урок разработан на основе применения дистанционных технологий с опорой на  материалы платформы Учи.ру. Поможет провести урок  интересно и доступно....

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "Э.Успенский "Чебурашка"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Э. Н. Успенский «Чебурашка».Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с жизнью и т...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "В.Драгунский "Тайное становится явным"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока В. Драгунский «Тайное становится явным»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление детей с жизнью и тво...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "Литература зарубежных стран"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока Литература зарубежных странТип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование п...

Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс. Тема урока: Н.Носов "На горке"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Н.Носова «На горке». Задачи урока:Дидактические:Актуа...