Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Потапова Дина Яковлевна

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс, Потапова Д.Я.)

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_rebyata_i_utyata.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс, Потапова Д.Я.)

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I.Организация деятельности учащихся на уроке. (Читают подготовленные ученики)

- О ком это стихотворение?

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

- В чем заключается главный смысл?

2. Определение темы урока.

- Да, в природе все взаимосвязано. Животных мы называем братьями нашими меньшими.

Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- Итак, к кому мы сегодня отправимся в гости, вы узнаете, разгадав ребус. Выберите буквы красного цвета и запишите фамилию автора в рабочий лист. (Сл.2)

- С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) (Сл.3 портрет писателя)

- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? ( слова- помощники : узнать, познакомиться, определить) (Сл.4)

- Узнать о жизни и творчестве писателя

- Познакомиться с новым произведением

- Определить тему и главную мысль произведения, которое будем изучать на уроке.

3. Выставка книг. (Сл. 5)

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать.

4.Биография писателя.

- Вы узнаете о творчестве писателя, прочитав сведения из его биографии.

- Каждая группа готовит свою информацию.

Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)

Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Текст для 2 группы

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы 

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

5. Знакомство с новым произведением.

1. Прочитайте заглавие рассказа. Запишите в рабочий лист. Рассмотрите иллюстрацию.

- Можно ли по ним  определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята)

 Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. (Сл.7)

Поработав над произведением, мы должны ответить на вопросы: (Вопросы вынести на доску)

- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?

- Над чем заставил задуматься каждого из нас этот рассказ?

- Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику, карандашом отмечаем незнакомые слова и выражения.

 - Понравился рассказ? (Да)

- Давайте узнаем значение непонятных вам слов и выражений. ( Сл.8)

6. Словарная работа

Холм – небольшой бугорок

Верста – старая русская мера длины, равная 1.06 км

Кузница – место, где работает кузнец, кует металл

Паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения.

Вода спала – стало меньше.

Места, открытые для глаз человека- видно далеко

В обход деревни- обходя стороной, не заходя в деревню.

Зашвыряли – закидали.

Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что взволновало автора? 
(Взволновало поведение ребят).
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? 
(Вызывают сочувствие Утка с утятами)
– А кто нет? 
(ребята)
– Почему? (Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят.)

7. Физкультминутка  «Танец маленьких утят»

8. Чтение рассказа и анализ

- На сколько частей можем разделить текст?

- у вас в рабочих листах уже составлен план текста. Прочитайте его внимательно и скажите, все ли там в порядке? ( части переставлены местами)

- восстановите последовательность происходящих событий.

1 часть ( чтение по цепочке)

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …) 
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)

– Сколько надо было идти до озера? ( 3 версты.)
– Сколько это километров? 
(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? 
(Не много)
– А для маленькой уточки? (
Много, так как шаги у неё намного меньше, чем у человека).
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами
.( На открытых местах мать шла позади утят. …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? 
(Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду)
– Какие враги были у уток? (Для  утят опасны лисица и ястреб, а также люди.)

2часть «Чтение в парах, по ролям» 
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? 
(Зашвыряли шапками)

– Зачем ребята это делали? – Просто так, для забавы

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (……, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. ) 
Учитель. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.


– А какое чувство пережили утята? 
(испуг, страх, волнение)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? 
(звали на помощь маму)
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? 
( Мама!)
– 
А ваша мама переживает за вас? 
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? 
(Мать, уточка).
– 
А какая она мама? (Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого).
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения. (Собирались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл)

- Кто это «Я»? (автор произведения)

- Как автор разговаривал с мальчишками? (Строго, очень сердито.)

- Как отнесся автор к поступку ребят? (Он их осудил.)

- Из чего это видно? Как он разговаривал с ними? (Он разговаривал с ними очень сердито.)

- Какие вопросы автор задавал детям? Подтвердите это словами из текста. (Зачем вам надо было ловить утят? Где теперь мать?)

- Как вели себя ребята? (Они струсили.)

- Что отвечали ребята автору рассказа? (Пустим.)

– Какое приказание дал им автор? Докажите строчками из произведения. (….идите и возвратите ей всех утят!)

3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они: 
весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
– Как их назвал рассказчик? 
(глупыши)

– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади)
– А почему сейчас она побежала впереди? 
(хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. (Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:

- Счастливы путь, утята!)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (
Знак уважения).
– 
Перед кем этот знак уважения? (перед уточкой)
– Почему?  
(Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор  хочет показать, что утка  беспокоится, заботится о своих детях.  Так делает любая мать. )

– Как мальчишки на это прореагировали? (Они засмеялись)
– Почему? 
– Что пожелали люди уточке? 
(Счастливого пути!)
– Нужно ли было пожелание людей уточке? 
(Да, нужно)
– Почему? 
( там впереди могут быть ещё опасности)
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, научный, фантастический или поучительный?

- чему он нас учит? (добрым поступкам)

В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

- Какие добрые поступки совершаете вы?

 9. Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
 (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают
? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? 
(На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают
? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

- До свидания, утята!)

10. Определение главной мысли рассказа.

– Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом).

– Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? 
(Это добрый, строгий, неравнодушный, человек.   Его девиз – не делать  дурное природе).

- какой девиз вы возьмете для себя? Запишите его в рабочий лист. (прослушивание нескольких ребят) И я вам предлагаю жить под девизом: Будь природе другом!

11. Домашнее задание. Пересказать текст по плану

Система контроля и мониторинга качества знаний

Тест по рассказу «Ребята и утята».

Выбери правильный ответ.

  1. Объясни значение слова « кочка».

А) участок твердой земли

Б) трухлявый пень

В) бугорок на сыром лугу, болоте

  1. Объясни значение слова « кузница»

А) мастерская для ручной ковки металла

Б) здание, где мелют зерно

В) сарай, где хранятся инструменты

  1. Объясни значение слова «верста»

А) мера длины – чуть меньше километра

Б) мера длины – чуть больше километра

В) большое поле

Г) небольшая роща

  1. Объясни значение выражения «паровое поле»

А) поле, засеянное овсом

Б) поле, оставленное незасеянным

В) поле, окруженное лесом

  1. Как называлась маленькая дикая уточка из рассказа? ответ.

А) Кряква

Б) Чирок – свистунок

В ) Болотная

  1. Почему она свила гнездо далеко от озера?

А) там было больше еды

Б) весной озеро далеко разливалось

В) там было безопаснее

  1. Что сделали ребята, увидев утят?

А) зашвыряли их шапками

Б) кидали в них комьями глины

В) разогнали их

Самопроверка с доской. (если будет время)

- Кто ответил правильно на вопросы теста?

- Кто допустил ошибки?

Если времени будет мало.

- Отложите выполненные тесты на край стола, после урока соберу и оценю ваши работы сама.

- Спасибо за урок.

- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека














2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.


-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....

Урок литературного чтения по теме "М.М.Пришвин Ребята и утята" 2 класс

Данный урок разработан по программе"Школа России" в соответствии с ФГОС НОО....

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Урок литературного чтения во 2 классеТема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»...

Технологическая карта урока на тему "М.М. Пришвин. "Ребята и утята"

Данная технологическая карта урока составлена по требованиям АСОУ....

урок литературного чтения 2 класс. Тема: М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель урока: ознакомить с творчеством М.М.Пришвина, прочитать и проанализировать рассказ «Ребята и утята»....