Технологическая карта на тему: Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег».
план-конспект урока по чтению

Гурова Мария Сргеевна

 

Цель урока: Подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_sneg.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Технологическая карта

Тема урока: Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Цель урока: Подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Задачи урока:

Образовательные: научить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; познакомить с творчеством А.А. Пластова; обогатить словарный запас; способствовать формированию  коммуникативно-речевых умений обучающихся.

Развивающие:  развитие познавательных умений, самостоятельности, инициативности;  

раскрытие творческого потенциала обучающихся.

Воспитательные: формирование эстетического вкуса, повышение интереса к живописи, музыке, поэзии; воспитание бережного отношения к природе.

Методы и формы обучения:

Эвристический метод; индивидуальная,  фронтальная форма работы.

Планируемый результат:

Предметные умения: сформировать умение строить текст в определённой последовательности; систематизировать речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в составлении сочинения по картине.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- осознание алгоритма учебного действия

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-умение  планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

- умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные:

- освоение умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

 и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

 -  умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

-  формировать умение взаимодействовать в группе.

Структура урока

1. Самоопределение к деятельности…………………………………………………………………………………..2 мин

2. Постановка учебной задачи…………………………………………………………………………………………..…1 мин

3. Сопоставление личных наблюдений. ……………………………………………………………………………. 5 мин

4. Подготовка к написанию сочинения………………………………………………………………………………15 мин

4.1Работа со «словарем настроений».

4.2 Выявление изобразительных средств картины.

5. Физминутка……………………………………………………………………..…………………………..…………………. 2 мин

6. Составление плана сочинения…………………………………………………………………………………………3 мин

7. Написание черновика сочинения.…….…………………………………………………………………………..15 мин

8. Рефлексия……………………………………………………………………………………………………………………….. 1 мин

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Результат

1

Самоопределение к

деятельности.

Цель:

мотивировать

обучающихся к

учебной

деятельности.

-прочитайте задание в учебнике.

-кто догадался о теме нашего урока?

Приветствует

обучающихся,

проверяет

готовность к

уроку.

Приветствуют

учителя,

проверяют свою

готовность к

уроку.

- читают

- отвечают

Формирование

УУД:

волевая

саморегуляция.

2

Постановка

учебной задачи.

Целеполагание.

Аркадий Александрович Пластов

(1893-1972 гг.), выдающийся

русский живописец. Он написал

жанровые картины, портреты,

пейзажи, картины проникнутые

глубокой любовью к родной

природе, к деревне и её людям. Он

родился в деревне. С детских лет

любил рисовать. Он закончил

Московское училище живописи по

скульптурному отделению, а

живописи обучался самостоятельно.

Он любил детей и деревню.

Любимые герои Пластова -

деревенские ребятишки.

Мы отравляемся

в волшебный

мир красок и

звуков и

постараемся с

помощью слов

описать

увиденное.

Сегодня мы

познакомимся с

произведением

великого

русского

художника

А.А.Пластова.

Слушают,

воспринимают

задачи урока

Регулятивные

УУД: постановка

учебной задачи;

определение

последовательности действий;

Личностные УУД:

Смыслообразование.

3

Сопоставление

личных

наблюдений.

Цель:

активизация

словаря

Сопоставление личных

наблюдений детей, описание

первого снега в литературных

произведениях.

- Каким вы

представляете

первый снег?

Каким вы его

видели? Какие

чувства он у вас

вызывает?

- Послушайте, как о первом

снеге сказал

К.Г.Паустовский

: “Снег сыпался,

как стеклянный

дождь,

падающий с

елки. Земля была

нарядная,

похожая на

застенчивую

невесту. День

как будто

дремал. С

пасмурного

высокого неба

изредка падали

снежинки. Зима

начала

хозяйничать над

землей”. - Каково

отношение

самого писателя

к первому снегу?

Как он это

показал? А ваше

отношение к

первому снегу?

Что вы

чувствуете, когда его

видите?

-отвечают на

заданные

вопросы,

рассуждают.

Познавательные

УУД:

- анализ с целью

выделения главных

признаков;

- умение

структурировать

знания

-осуществляют

поиск и выделяют

конкретную

информации.

Коммуникативные УУД:

 - взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

Регулятивные УУД:

 – планируют свои

действия в

соответствии с

заданием учителя.

4

Подготовка к

написанию

сочинения.

Цель:

подготовиться к

написанию

сочинения.

Беседа по содержанию картины.

Найдите во

вкладыше

картину

Пластова

«Первый снег»,

рассмотрите её.

-Картина

называется

«Первый снег».

Почему?- Какое

время года

изобразил

художник?

- Почему вы

догадались, что

это именно

начало зимы? - -

Какое время

суток

изображено? Как

вы догадались?

- Кого изобразил

художник на

переднем плане?

- Опишите их

внешний вид.

- Что можно

сказать, глядя на

выражение лиц

детей? Можно ли

сказать, что

ребятам

нравится первый

снег?

-Рассматривают

картину

Отвечают на

вопросы:

-потому что

дети

восхищенно

смотрят на снег.

-Начало зимы.

-Нет сугробов,

местами еще

видна голая

земля.

-Снег выпал

ночью, сейчас

утро, дети

второпях

выбежали на

крыльцо, они

еще не

выходили из

дома.

-Девочку лет

десяти и

мальчика лет

семи на

крылечке,

радуются первому снегу.

Это деревенские

ребята.

-Мальчик в

пальто, девочка

без верхней

одежды, только

набросила

платок. Они,

наверное,

торопились. Им

очень хочется

скорее увидеть

первый снег. У

девочки валенки

не по размеру,

видно,

одевались

второпях.

Ребята

поднимают

голову к небу,

смотрят на

хлопья снега.

-Их очень

заинтересовал

первый

снегопад, дети

любознательны

и

наблюдательны,

они рады снегу, для них это

праздник.

Познавательные

УУД:

- анализ с целью

выделения главных

признаков;

- умение

структурировать

знания

УУД

Познавательные:

- осуществляют

поиск и выделяют

конкретную

информации

УУД

Коммуникативные:

- взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

УУД регулятивные:

– планируют свои

действия в

соответствии с

заданием учителя

4.1

Работа со

«словарем

настроений».

Цель: обогащение

словаря.

Слова:

радость восторг волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

Посмотрите на

слова, выберите

слова – названия

чувств, которые

помогут вам

передать

настроение

детей.

- Почему их

удивляет первый

снег?

- Что еще

показывает

художник на

переднем плане?

-Объясните

значение слова

«палисадник»?

(Палисадник –

это небольшой

огороженный садик, цветник

перед домом.)

Здесь есть еще

один герой

-

ворона. А что

она переживает?

Художник на

картине хочет

подчеркнуть

единство живой

и неживой

природы. В чем

это

проявляется?

Учащиеся

выбирают слова

«восторг,

удивление,

радость и

объясняют свой

выбор.» Дети

удивлены,

обрадованы, им

еще и интересно

смотреть на

первый снег,

они очень

любознательны.

- Первый снег

мягкий, теплый,

добрый. Он

тихо падает с

неба крупными

хлопьями.

- В палисаднике

большая старая

береза с

раскидистыми

ветвями.

Кажется, что

она тоже

обрадовалась

снегу. Береза,

наверное, давно ждала этого

события, она

как будто

именно для

встречи первого

снега раскинула

ветви так

широко в

стороны. - Ворона около

березы тоже как

будто рада

первому снегу,

хочет его

попробовать - Снег

покрывает

землю, крыши

домов, ветви

деревьев. На

заднем плане

уже появились

люди на санях.

Кажется, что

природа ликует,

радуется

первому снегу

вместе с

человеком, со

всем живым на

земле.

Познавательные

УУД:

- анализ с целью

выделения главных

признаков;

- умение

структурировать

знания

УУД

Познавательные осуществляют

поиск и выделяют

конкретную

информации

УУД

коммуникативные

- взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

УУД регулятивные

– планируют свои

действия в

соответствии с

заданием учителя

4.2

Выявление изобразительных средств

картины.

Цель: обогащение

словаря.

Работа с репродукцией картины.

Обратите внимание на фон

картины. Какой

он, темный или

светлый?

А какой цвет

здесь главный и

почему?

Почему

художник

показал на

картине только

часть березы, а

не все дерево?

Почему

художник

использовал

вертикальный формат картины,

случайно ли это

сделано?

Какие чувства и

настроение

вызывает у вас

картина?

Как бы

вы закончили

свой рассказ по

этой картине?

В картине преобладают

теплые и

светлые тона:

розоватые,

лиловые,

бледно

-голубые,

голубовато

-сероватые,

серовато

-розовые, светло

-коричневые.

Главный цвет

здесь розовый.

Он везде: и на

земле, и в небе,

и на веточках

деревьев. Этот

цвет помогает

нам ощутить

красоту

природы,

свежесть,

праздник

первого

снегопад - Береза - это

часть зимнего

пейзажа, а

художник хотел

сказать, что

главное в

картине

- дети и их настроение

- Снег сыплется

сверху, дети

запрокинули

головы,

художник хочет

усилить

впечатление от

бездонности

неба, долгого

полета

снежинок.

- Художник помог нам еще

ярче пережить

радостное

чувство

восторга при

виде первого

снега. Силой

своего

искусства

художник

показал светлый

и поэтический

праздник

природы, мы

чувствуем этот

праздник.

Нельзя

оставаться

равнодушным, глядя на это

великолепие

природы.

УУД: - анализ с целью

выделения главных

признаков; - умение

структурировать

знания

УУД

познавательные

-

осуществляют

поиск и выделяют

конкретную

информации

УУД

коммуникативные - взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

УУД регулятивные – планируют свои

действия в

соответствии с

заданием учителя.

5

Физминутка

Организует

физминутку.

1 учащийся у

доски,

остальные на

местах

выполняют

физминутку

6

Составление

плана сочинения.

План:

1. Первый день

зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и

настроение

картины.

4. Мое

отношение к

картине.

Предлагают

варианты,

высказывают

своё мнение.

УУД

коммуникативные

- взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

7

Написание

Черновика сочинения.

Цель: развитие

письменной речи.

-Запишите

сочинение на

черновик.

Пишут

индивидуальные

творческие

работы.

Записывают

Сочинение на черновик.

 При

возникновении

трудностей

используют

индивидуальные карточки.

8

Рефлексия.

- Получилось ли

у вас написать черновик сочинения?

-Что вызвало

затруднения?

-Получилось ли

увидеть красоту

зимнего утра?

Отвечают на

вопросы.

Коммуникативные

УУД:

умение выражать

свои мысли.

Памятка – подсказка.

1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе.

2. Постарайтесь, прежде всего, уловить, понять настроение, которое передал художник.

3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.

5. Соберите материал по картине.

6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.

7. Помните, главное – передать свое отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие

зрительно представить то, что изобразил художник.

8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"

Урок развития речи, используется по всем УМК....

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...

Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Тема: Сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»Тип урока: Урок развития речи.Цель: Формирование  умений и навыков писать сочинение по картинеЗадачи:формировать умение соз...

Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег". 4-й класс

Урок и презентация(образец сочинения)...

Презентация к уроку русского языка по теме Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" в 4 классе по программе Школа Росси

Презентация знакомит учеников с биографией художника, его картинами. Показаны этапы работы над сочинением....