Осеева "Почему"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Митряева Ксения Александровна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseeva_pochemu.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный этап.

Положительный эмоциональный настрой на работу

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.

Теперь тихонько сели.

- Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе.

- Девиз нашего урока:

Внимательно слушай - и всё услышишь.

Внимательно смотри - и всё увидишь.

Думай - и всё поймёшь.

Итак, друзья, внимание!

  1. Подготовительные упражнения к чтению.

- На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.

- Давайте подготовим наш речевой аппарат для чтения:

Артикуляционная гимнастика.

1.«Улыбка»

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 3 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Лошадка. (Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку)

Работа с чистоговоркой.

А теперь давайте прочитаем чистоговорку.

Ок-ок-ок - а у мамочки сынок

за-за-за - у мамы добрые глаза

шо-шо-шо - вместе с мамой хорошо

Лю-лю-лю - мамочку люблю

Речевая разминка (на слайде):

"Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно".

- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово.

- О чем стихотворение? (О том, как нужно правильно говорить)

- Прочесть самостоятельно, все вместе громко, тихо, с удивлением, с огорчением, с радостью.

Пятиминутка чтения. Жужжащее чтение - ежедневное чтение (дополнительная книга)

Зря страницы не листай,

Где закладка - открывай!

Зрительный диктант

- Взяли листочки для зрительных диктантов. Подготовили ручку. Внимание.

Зачитывание записанных предложений.

Солнышко греет и светит. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Тому тяжело, кто помнит зло. В лесу собирают землянику.

Вывод: Молодцы, мы хорошо с вами выполнили разминку и можем продолжать наш урок.

Актуализация знаний

- Вспомните, над каким разделом мы работаем? (Я и мои друзья) 

- Какое произведение мы начали изучать на предыдущем уроке литературного чтения? («Хорошее») 

-Кто его автор? (В.А. Осеева) Что вы запомнили из биографии В.А. Осеевой? Какие книги Осеевой вы уже читали?

Осеева Валентина Александровна (1902-1969). В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей  -  стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов "Волшебное слово", в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

- Вспомните, какие слова стали девизом всей работы В.А. Осеевой? (Мало уметь читать – надо уметь думать.)

- А какие произведения этого автора нам уже знакомы?

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением В. Осеевой. У этого рассказа необычное название “Почему?” Отчего он так назван? В конце урока мы должны дать ответ на этот вопрос.

- Откройте, пожалуйста, учебник «Литературное чтение» на с.96.

Чтение текста по частям

Чтение первой части учителем.

- Можете ли вы сказать кратко, что произошло в этой части рассказа? Теперь можем мы предположить, о чём спрашивает автор в заглавии? (Почему мальчик повел себя так? Почему так сильно расстроилась мама? - вопросы вывешиваются на доске)

- Как бы вы ответили на эти вопросы? (ответы детей)

- Молодцы! Давайте читать дальше.

Чтение второй части хорошо читающими учениками.

- А теперь прочитаем вопрос, предложенный авторами нашего учебника после прочтения этой части рассказа.

- Было ли стыдно герою рассказа за своё поведение? Можем ли мы ответить на этот вопрос? (Пока нет)

- А можем ли мы ответить на 2 предыдущих вопроса? Почему мальчик повел себя так? Испугался.  Почему так расстроилась мама? Мама расстроилась потому, что папа умер и все его вещи берегли, как память о нем.

- Почему же рассказ не закончился, если мы ответили на все поставленные вопросы «Почему?» Возникают ещё вопросы:

Узнает ли мама правду?

Признается ли мальчик в сделанном поступке?

Вернут ли Бума в дом?

Физминутка

-Давайте немного отдохнём и продолжим наш урок.

 «Колечко» -  последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной  руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.

«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

Продолжение чтения текста

- Давайте продолжим знакомиться с рассказ и искать ответы на наши вопросы.

- Слушаем аудиозапись произведения, а вы следите в учебнике. (05:12)

Закрепление.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Какой момент особенно взволновал?

- ПОЧЕМУ МАЛЬЧИК ПРИЗНАЛСЯ В СВОЕМ ПРОСТУПКЕ? Выберите ответ, который считаете правильным.

  •  Потому что его мучила совесть.
  •  Мальчику было жаль Бума.
  •  Мальчик боялся наказания.
  •  Мальчик жалел маму.

- Что не давало покоя мальчику? (Совесть)

- Правильно, именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

 Рефлексия

Прочитайте пословицы.

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

– Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку.

– Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!

Домашнее задание

С. 99-103

1.Научиться дома читать этот рассказ выразительно, придумать по 3 вопроса к содержанию текста.

2. Выбрать отрывок для выразительного чтения, выполнить рисунок к этому отрывку.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!