Осеева "Почему"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
- Организационный этап.
Положительный эмоциональный настрой на работу
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
- Теперь тихонько сели.
- Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе.
- Девиз нашего урока:
Внимательно слушай - и всё услышишь.
Внимательно смотри - и всё увидишь.
Думай - и всё поймёшь.
- Итак, друзья, внимание!
- Подготовительные упражнения к чтению.
- На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.
- Давайте подготовим наш речевой аппарат для чтения:
Артикуляционная гимнастика.
1.«Улыбка»
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Хоботок»
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 3 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Лошадка. (Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку)
Работа с чистоговоркой.
А теперь давайте прочитаем чистоговорку.
Ок-ок-ок - а у мамочки сынок
за-за-за - у мамы добрые глаза
шо-шо-шо - вместе с мамой хорошо
Лю-лю-лю - мамочку люблю
Речевая разминка (на слайде):
"Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно".
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово.
- О чем стихотворение? (О том, как нужно правильно говорить)
- Прочесть самостоятельно, все вместе громко, тихо, с удивлением, с огорчением, с радостью.
Пятиминутка чтения. Жужжащее чтение - ежедневное чтение (дополнительная книга)
Зря страницы не листай,
Где закладка - открывай!
Зрительный диктант
- Взяли листочки для зрительных диктантов. Подготовили ручку. Внимание.
Зачитывание записанных предложений.
Солнышко греет и светит. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Тому тяжело, кто помнит зло. В лесу собирают землянику.
Вывод: Молодцы, мы хорошо с вами выполнили разминку и можем продолжать наш урок.
Актуализация знаний
- Вспомните, над каким разделом мы работаем? (Я и мои друзья)
- Какое произведение мы начали изучать на предыдущем уроке литературного чтения? («Хорошее»)
-Кто его автор? (В.А. Осеева) Что вы запомнили из биографии В.А. Осеевой? Какие книги Осеевой вы уже читали?
Осеева Валентина Александровна (1902-1969). В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов "Волшебное слово", в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.
- Вспомните, какие слова стали девизом всей работы В.А. Осеевой? (Мало уметь читать – надо уметь думать.)
- А какие произведения этого автора нам уже знакомы?
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением В. Осеевой. У этого рассказа необычное название “Почему?” Отчего он так назван? В конце урока мы должны дать ответ на этот вопрос.
- Откройте, пожалуйста, учебник «Литературное чтение» на с.96.
Чтение текста по частям
Чтение первой части учителем.
- Можете ли вы сказать кратко, что произошло в этой части рассказа? Теперь можем мы предположить, о чём спрашивает автор в заглавии? (Почему мальчик повел себя так? Почему так сильно расстроилась мама? - вопросы вывешиваются на доске)
- Как бы вы ответили на эти вопросы? (ответы детей)
- Молодцы! Давайте читать дальше.
Чтение второй части хорошо читающими учениками.
- А теперь прочитаем вопрос, предложенный авторами нашего учебника после прочтения этой части рассказа.
- Было ли стыдно герою рассказа за своё поведение? Можем ли мы ответить на этот вопрос? (Пока нет)
- А можем ли мы ответить на 2 предыдущих вопроса? Почему мальчик повел себя так? Испугался. Почему так расстроилась мама? Мама расстроилась потому, что папа умер и все его вещи берегли, как память о нем.
- Почему же рассказ не закончился, если мы ответили на все поставленные вопросы «Почему?» Возникают ещё вопросы:
Узнает ли мама правду?
Признается ли мальчик в сделанном поступке?
Вернут ли Бума в дом?
Физминутка
-Давайте немного отдохнём и продолжим наш урок.
«Колечко» - последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Продолжение чтения текста
- Давайте продолжим знакомиться с рассказ и искать ответы на наши вопросы.
- Слушаем аудиозапись произведения, а вы следите в учебнике. (05:12)
Закрепление.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Какой момент особенно взволновал?
- ПОЧЕМУ МАЛЬЧИК ПРИЗНАЛСЯ В СВОЕМ ПРОСТУПКЕ? Выберите ответ, который считаете правильным.
- Потому что его мучила совесть.
- Мальчику было жаль Бума.
- Мальчик боялся наказания.
- Мальчик жалел маму.
- Что не давало покоя мальчику? (Совесть)
- Правильно, именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
Рефлексия
Прочитайте пословицы.
- От человека утаишь, а от совести не утаишь.
- Нечистая совесть спать не дает.
- Ошибайся, да сознавайся.
- Где правда, там и счастье.
– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.
– Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку.
– Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!
Домашнее задание
С. 99-103
1.Научиться дома читать этот рассказ выразительно, придумать по 3 вопроса к содержанию текста.
2. Выбрать отрывок для выразительного чтения, выполнить рисунок к этому отрывку.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!