Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами литературного чтения
рабочая программа по чтению (1 класс)

Любовь Дьячковская

Конкретизация требований ФГОС в части  формирования УУД даётся в разделе «Программа формирования универсальных учебных действия у обучающихся» Основной образовательной программы основного общего образования, которую каждое образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно.

Ниже приведена таблица, отражающая в соответствии с требованием ФГОС, «связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета» Литературное чтение (природосообразная модель обучения). Данный материал является приложением к Программе по предмету «Литературное чтение» (для четырёхлетней начальной  школы),  авторы Программы: Кушнир А. М., кандидат психологических наук, Шуриков А. В., кандидат философских наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами литературного чтения

(природосообразная модель)

Конкретизация требований ФГОС в части  формирования УУД даётся в разделе «Программа формирования универсальных учебных действия у обучающихся» Основной образовательной программы основного общего образования, которую каждое образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно.

Ниже приведена таблица, отражающая в соответствии с требованием ФГОС, «связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета» Литературное чтение (природосообразная модель обучения). Данный материал является приложением к Программе по предмету «Литературное чтение» (для четырёхлетней начальной  школы),  авторы Программы: Кушнир А. М., кандидат психологических наук, Шуриков А. В., кандидат философских наук.

Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

Личностные универсальные учебные действия

Выпускник научится

 (получит возможность для формирования)

Формы и методы

Содержание (материал) чтения

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе (внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний)

Комфортный режим обучения за счёт реализации педагогических средств снижения психо-эмоциональных нагрузок и условно-рефлекторной утомляемости.

Прямое эмоционально-ценностное воздействие художественных произведений,  соответствующих сюжетов и эпизодов, образов литературных героев и современников. Актуализируется вопросами экспресс-опросов) о школе, учёбе и т.п.

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы (выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения)

Мотивирование учащихся гарантируется полноценной доступной, интересной деятельностью,   чтением с полным эмоционально-образным включением («эмоциональной выучки» К. Чуковский) в содержание произведения.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

(устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач)

  • Обеспечивается представленностью в сознании учащегося (и родителей) всех этапов развития навыка, технологической карты в доступном виде.
  • Поддерживается быстрым темпом деятельности, отсутствием повторного  чтения, неповторяющимся  (индивидуальным) материалом для сообщений.
  • Произведения с развёрнутым, богатым сюжетом, актуальным для соответствующего возраста, особенностей региона и индивидуальным интересам учащегося (при переходе к самостоятельному чтению).
  • Материал произведений используется в практической художественной и проектной деятельности

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей (адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности)

  • Ориентация учащегося (родителей) по технологической карте в ходе обучения, в том числе с помощью самостоятельно составляемых графиков, диаграмм и т.п.
  • Постоянная рефлексия и саморефлексия речевой деятельности (включена в состав технологической карты развития навыков подготовки материалов для сообщений).
  • Использование в качестве инструмента анализа разнообразных форм отзывов устных и письменных.

Воздействие художественных произведений.

способность к оценке своей учебной деятельности

(положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»)

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие

Сообщения на основе изучения российской истории, краеведческого материала, истории родной семьи, дома, школы.

Участие в летописании семьи

Воздействие художественных произведений о России, малой родине, российской, народной истории, а так же о воинских и трудовых подвигах россиян на благо Родины.

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

  • Присутствие нравственной и морально-этической тематики в сообщениях, отзывах о книге, герое и т.п.
  • Организация совместных сообщений по  морально-этической тематике, в том числе и спорной.

Воздействие художественных произведений.

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

(морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям)

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им

установка на здоровый образ жизни

(установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках)

  • Приоритетное внимание к гигиеническим (здоровьесберегающим) приёмам во время урока.
  • Присутствие темы здоровья, спорта в сообщениях учащихся.
  • Участие  учащимися в организации окружающего пространства (класса, школы), в том числе с использованием здоровьесберегающих технологий

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

  • Присутствие соответствующих тем в сообщениях учащихся.
  • Экскурсии, походы с последующим отражением впечатлений в различных формах языковой деятельности (отзыв, сочинение, рассказ, письмо)

Воздействие художественных произведений о природе, взаимоотношениях человека и природы, человека и животных

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

(осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия)

  • Обеспечение полноценного смысловой, эмоционально-образной составляющей процесса чтения на всём протяжении обучения.
  • Присутствие литературоведческой тематики в сообщениях

Воздействие художественных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу 

(в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи)

  • Присутствие в деятельности учащегося эталонной деятельности, обеспеченной учителем с постепенным нарастанием объема самостоятельной постановки задач учащимся (см. технологические карты)
  • Массивное, продолжительное по времени действия (выполнение одной задачи), обеспечивающее естественный механизм «врабатывания».

Воздействие художественных произведений о школе, труде и т.п..

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 

(преобразовывать практическую задачу в познавательную)

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане     

 (проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату 

(осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания)

  • Ориентация учащегося (родителей) по технологической карте в ходе обучения, в том числе с помощью самостоятельно составляемых графиков, диаграмм и т.п.
  • Постоянная рефлексия и саморефлексия речевой деятельности (включена в состав технологической карты развития навыков подготовки материалов для сообщений).

Ежеурочный экспресс-опрос по материалам чтения художественных произведений

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Использование в качестве инструмента анализа разнообразных форм отзывов устных и письменных.

Воздействие художественных произведений о школе, труде, человеческих взаимоотношениях и взаимодействии.

различать способ и результат действия

Формируется в результате различения действий данных наглядно в технологических картах и алгоритмах и продукта в виде выступлений, текстов и т.п.

Воздействие художественных произведений о школе, труде, человеческих взаимоотношениях и взаимодействии.

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках 

(самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия)

  • Обеспечивается использованием учащимися адаптированных технологических карт развития навыков и доступных алгоритмов подготовки сообщений и других видов работ.
  • Постоянная рефлексия и саморефлексия речевой деятельности (включена в состав технологической карты развития навыков подготовки материалов для сообщений).

Воздействие художественных произведений о школе, труде, человеческих взаимоотношениях и взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета 

Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий  подготовки сообщений и работы с текстом (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании).

Воздействие художественных произведений

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач

строить сообщения в устной и письменной форме 

(осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме)

ориентироваться на разнообразие способов решения задач 

(осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий)

Подбор соответствующих форм для представления сообщений и письменных работ

Восприятие соответствующих по тематике эпизодов в читаемых произведениях (актуализируется вопросами экспресс-опросов).

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

Обеспечение полноценного смысловой, эмоционально-образной составляющей процесса чтения на всём протяжении обучения.

  • Большой объём прочитанных литературных произведений.
  • Обработка большого количества разнообразных текстов в процессе подготовки сообщений.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

В процессе подготовки сообщений (информационного и аналитического характера) и собственных текстов учащиеся в зависимости от характеристики исходной информации, цели и задач сообщения, в процессе совместной с учителем,  а затем и самостоятельно, совершенствуется основные виды мыслительных операций и действий в соответствии с алгоритмом.

Работу учителя с учащимся осуществляется строго индивидуально с использованием соответствующих алгоритмов работы с текстом.

  • Воздействие художественных произведений.
  • Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.

осуществлять синтез как составление целого из частей

 (самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты)

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операции)

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей)

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

устанавливать аналогии

владеть рядом общих приёмов решения задач 

(произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач)

Коммуникативные универсальные учебные действия

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной)

  • Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий  подготовки и реализации сообщений, в том числе в аудиториях за пределами класса. (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании).
  • Реализуется как создание ситуаций актуального высказывания, выступления, доклада для каждого ребенка на уроках устного слова
  • Поощряется и организуется парная, коллективная работа над сообщением под наблюдением учителя (в том числе драматизация).

Воздействие художественных произведений о дружбе взаимовыручке, совместной работе и т.п.

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии  (учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию)

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы)

формулировать собственное мнение и позицию (аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности)

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников0

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет (с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия)

задавать вопросы (задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром)

контролировать действия партнёра (осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь)

использовать речь для регуляции своего действия (адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности)

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

  • При полной осмысленности чтения  на всех основных этапах обучения формируется навык эффективного информационного чтения.
  • Ежеурочный экспресс-опрос по материалам чтения.
  • Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий  подготовки сообщений и работы с текстом (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании).
  • Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.
  • Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.

определять тему и главную мысль текста

делить тексты на смысловые части, составлять план текста

Формируется в процессе наблюдений за строением читаемых произведений, а так же в процессе подготовке сообщений, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями

вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака

  • В процессе подготовки сообщений и текстов учащиеся в зависимости от характеристики исходной информации, цели и задач сообщения, в процессе совместной с учителем,  а затем и самостоятельно, совершенствуется основные виды мыслительных операций и действий, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями.
  • Работу учителя с учащимся осуществляется строго индивидуально с использованием соответствующих алгоритмов работы с текстом.
  • Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.
  • Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов)

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы

  • В процессе подготовки сообщений и собственных текстов учащиеся в зависимости от характеристик исходной информации, цели и задач сообщения, в процессе совместной с учителем «читают», а затем и составляют различные виды схем.
  • Диаграммы используются в процессе отслеживания учащимся своего продвижения (роста) в освоении того или иного навыка по технологической карте
  • Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.
  • Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

Формируется в процессе наблюдений за строением читаемых произведений, а также в процессе подготовки сообщений, текстов, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения (работать с несколькими источниками информации)

Реализуется в процессе подготовки сообщений и собственных текстов в зависимости от характеристики исходной информации, цели и задач сообщения, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках (сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников)

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно

Формируется в процессе наблюдений за строением читаемых произведений, а также в процессе подготовки сообщений, текстов, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями

  • Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.
  • Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов.

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования

Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий  подготовки и реализации сообщений, в том числе в аудиториях за пределами класса. (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании).

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

Работа с текстом: оценка информации

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте (сопоставлять различные точки зрения)

Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий  подготовки и реализации сообщений, в том числе в аудиториях за пределами класса. (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании).

  • Информационно насыщенные художественные и научно-популярные тексты.

Интуитивное воздействие языковой структуры литературных произведений и научно-популярных текстов

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте (соотносить позицию автора с собственной точкой зрения)

Формируется в процессе наблюдений за строением читаемых произведений, а также в процессе подготовки сообщений, текстов, поддерживается соответствующими алгоритмами-инструкциями

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов (в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию)

Нарабатывается за счёт массивной реализации технологий  подготовки и реализации сообщений, в том числе в аудиториях за пределами класса. (см. соответствующие технологические карты Программе и тематическом планировании).

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД при проблемно-диалогическом обучении

Основа ФГОС нового поколения - формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, учебно-познавательной. Именно проблемно-диалогическая технология отвечает эт...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

Развитие универсальных учебных действий средствами УМК " Перспективная начальная школа"

В данной публикации описан опыт работы учителя по развитию унивесальных учебных  действий средствами программы " Перспективная начальная школа"...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Аннотация     Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами литературного чтения

Конкретизация требований ФГОС в части  формирования УУД даётся в разделе «Программа формирования универсальных учебных действия у обучающихся» Основной образовательной программы основ...

«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...