Скрибицкий "Жаворонок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

создание условий для полноценного восприятия произведения Г.Скребицкого «Жаворонок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Г.Скребицкий "Жаворонок".

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютерная презентация, запись с пением жаворонка, видеоролик, карточки с заданием для парной и групповой работы, цветовые сигналы.

Литература: учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс (ч.2).

Цель урока: создание условий для полноценного восприятия произведения Г.Скребицкого «Жаворонок»

Предметные задачи:

- продолжить работу по формированию основ читательской деятельности, анализировать художественное произведение, работать с пословицами;

- способствовать развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;

- содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви и бережного отношения к природе.

Метапредметные задачи: способствующие формированию УУД

- регулятивных: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

- познавательных: осознанно строить речевое высказывание, строить сообщение в устной форме;

- коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

Личностные УУД: способствовать формированию умения выражать свои эмоции в любви к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в обсуждении, осознанно строить речевое высказывание.

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности. Организационный этап.

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Составление плана работы.

У.- Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Время не теряем,

Урок мы начинаем!

У. – Садитесь. Проверьте все ль на месте,

                          Все ль в порядке.

                          Книжки, ручки и тетрадки

                          Все ли правильно сидят?

                          Все ль внимательно глядят?

- Открываем тетради, записываем число.

2. Проверка домашнего задания

Цель: Проверить дом. задание.

- Что было задано на дом?

(рассказывают стихи Барто «Апрель»)

- Оцени работу своего одноклассника

(Ребята ставят оценки, поясняют почему)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Согласовать цель и тему урока.

- Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы. О весне написано много литературных произведений

- Почему весну называют красной? Слайд

Сегодня мы продолжаем изучать произведения о весне.

У. - Итак, кого считали вестниками весны?

( Птицы - вестники весны).

У. - Предлагаю взять карточки, вспомнить приметы о птицах и восстановить предложения.

Карточки для работы в парах.

1 ряд: Увидал грача весну -.......

встречай.

провожай.

2 ряд: Увидал скворца –

весна у крыльца.

зима у крыльца

3 ряд: Жаворонок летит ….

к теплу.

к холоду.

-Оцените работу пары (сигнальные карточки)

- - О каких птицах сложены приметы? Перечислите. Рисунки с изображением птиц. Слайд.

У. - Эти птицы прилетают к нам первыми. Они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение.

4. Постановка учебной задачи.

Одной из этих птиц посвящен наш урок.

- Отгадайте загадку и узнаете название произведения, над которым мы сегодня будем работать.

Хочет - прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт,

И с собой тепло несёт.

(жаворонок) Слайд

Внизу есть подсказка в виде зашифрованного слова. Подсказка «Внимательные глазки».

С этим словом что-то сталось:
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи!

с ж с а с в с о с р с о с н с о с к с (жаворонок)

- кому будет посвящен урок? Слайд

Полина подготовила нам информацию об этой птичке

(Эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Она серого цвета голова украшена небольшим хохолком, Крик — негромкое «чрр-ик», песня — долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко. Житель лугов и степей, гор и полей. Жаворонки относятся к перелётным птицам, но они не улетают далеко от места гнездовья и одними из самых первых возвращаются назад. Массовый прилёт начинается ещё тогда, когда не сошёл снег, в самом начале марта. Жаворонки прилетают очень рано – как только возникают проталины. Жаворонки ищут еду на земле, могут разыскивать ещё не вылезших

после зимовки насекомых и их личинок. Гнезда у жаворонка на земле, еду находят тоже только на земле. Насиживают яйца жаворонки (этим занимается самка) в среднем недели две. Выкармливают птенцов оба родителя дней десять. Докармливают вне гнезда приблизительно столько же. А когда птенцы подрастают, приступают ко второй кладке.

22 марта на Руси отмечался праздник «Жавонки»)

- Как праздновался этот праздник мы уже говорили  на  внеклассном мероприятии «День птиц», Слайд  Александра нам напомнит. (Рассказ.  22 марта в праздник «Жаворонки» Были такие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны и хорошего урожая) Слайд

- Спасибо, девочки! Мы выяснили, что жаворонка в народе почитали и считали вестником весны . А вот почему жаворонка считают вестником весны.  Слайд  Вот это и будет главным вопросом, на который мы с вами должны будем ответить в ходе урока.

У. - А поможет нам в этом разобраться произведение  Георгия Скребицкого «Жаворонок» . Запишем тему урока в тетрадь. Слайд

- Каковы задачи нашего урока?

Задачи урока Слайд

  • узнаем новое о жаворонке
  • жанр и тему произведения
  • как автор относится к этой птице
  • основную мысль произведения

5. Открытие нового.

Прежде чем мы  будем прослушивать произведение, проведем словарную работе, т.е. познакомимся с лексическим значением слов, которые вам могут быть не понятны.

  • трепетать  ( крылышками) –замахать крылышками
  • трущоба - труднопроходимое место щелка – маленькая щель.  
  • пригорки – небольшой холм, бугор
  • лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).Сдайд

 Прослушивание произведения – видеоролик.Слайд

- есть, ещё непонятные слова? 

ФИЗМИНУТКА

Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. Слайд

6.Работа с текстом.

Беседа по содержанию.

- Какое произведение мы прочли?

- кто автор?

 -Понравилось вам произведение? Чем?

- Жанр произведения?

- Тема произведения?

- Основную мысль произведения? (Важна не внешность,  а поступки. Если от песни становится радостнее всем вокруг, никто уже не думает, как выглядит жаворонок. Скребицкий замечательно описал, какие чувства вызывает мелодия жаворонка: никто, слушая ее, не задумывается о том, что это лишь невзрачная птичка. Любить природу, радоваться весне) Слайд

7. Первичное закрепление

- прежде мы будем читать. Разминка для язычка: Пара птиц порхала, порхала, да выпорхнула Слайд

-Читаем текст «цепочкой» по абзацам.

- После текста вопросы. Каждый выбирает на листочке номе вопроса. Готовит на него ответ. (жребий) (ответы детей)

- А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока почему жаворонка считают первым вестником весны?

(Потому что именно его песня разбудила, заставила всё в природе двигаться: вылезать из щёлок и трещинок, греться и расправлять крылышки, усики и ножки....Зашевелились не только крохотные насекомые, но и толстые и ленивые звери...Всё в природе пришло в движение. Всё пробудилось от зимней спячки.) Слайд

8. Работа по группам.

У нас 3 группы.

1 группа – на столе карточки со словами. Восстанови загадку и отгадай.

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

 В небе жаворонка трель –

 В гости к нам пришёл ... (апрель)

3 группа - на столе карточки со словами. Восстанови скороговорку. Потренируйся ее произносить.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

 9.  Рефлексия  

На доске жаворонки на красном, жёлтом и зелёном цвете.

У. - Если вы работали активно, правильно отвечали на вопросы учителя – жаворонок зелёного цвета, если вы были не очень активными, возникали трудности – жаворонок жёлтого цвета, если вам было трудно и непонятно – жаворонок красного цвета.

- Оценки выставление.

10. ДЗ Выучить наизусть понравившийся абзац.

 

,