Проблема чтения в начальной школе
статья по чтению

Статья на тему : " Проблема чтения в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_chteniya_v_nachalnoy_shkole.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:


Чтение, осознанное и заинтересованное, всегда имело для России особое значение. До недавнего времени мы считались самой читающей страной в мире. В настоящее время «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», – тревожно сообщается в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения». И тот же документ констатирует: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры». 

Искусство слова было важным в нашей культуре. Великая литература-это способ самосовершенствования, воспитания патриотизма, разума, души.

И именно школе отведено ведущее значение для преодоления указанного кризиса . Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком  чтения.

 Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.
    Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных

классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Само определение значения слова «Чтение» сегодня следует  рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Поэтому  техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума».
Главной же задачей начальной школы является формирование у детей
полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него
необходимую информацию, интереса к книге и художественному
произведению как искусству слова.

Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; [1, с. 9].

 В условиях реализации ФГОС НОО чтение является метапредметным универсальным действием, от которого зависит успешность обучения и развития школьника. Не секрет, если ученик хорошо читает, он реже испытывает трудности в обучении. Как правило, его словарный запас соответствует возрасту, у него широкий кругозор и хорошая познавательная активность.

До определённого времени вопросы чтения были вопросами, а не проблемами. В последние годы ситуация резко изменилась: одна из наиболее важных проблем– непрерывное сокращение чтения. В школе интерес к чтению резко падает при переходе от начальной школы к средней.

Изменение качества чтения, падение интереса к нему мы увидели, проанализировав выполнение учениками  метапредметных диагностических работ, где от 2 до 5класса упали показатели выполнения заданий, связанных со смысловым чтением.

Таким образом, заявленная проблема является актуальной и в нашей школе, и начинать решать её необходимо на этапе  начального  образования, где и должен закладываться и формироваться навык смыслового чтения с учетом особенностей ОУ и контингента обучающихся.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема здоровьесбережения в начальной школе

Здоровье-бесценный дар,который преподносит человеку природа.Этим даром надо дорожить и уметь им правильно пользоваться.В течение последних лет работаю по теме самообразования "Здоровьесберегающие техн...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Проблемы чтения в начальной школе

                                              Без чтения нет настоящего образо...

Проблемы чтения в начальной школе.

Чтение, осознанное и заинтересованное, всегда имело для России особое значение. До недавнего времени мы считались самой читающей страной в мире. В настоящее время«Россия подошла к критическому п...

Проблема чтения в начальной школе

Чтение, осознанное и заинтересованное, всегда имело для России особое значение. До недавнего времени мы считались самой читающей страной в мире. В настоящее время «Россия подошла к критическому ...

2019 Лекция по теме: «Актуальные проблемы чтения в начальном образовании»

Ни для кого не секрет, что учится хорошо тот, кто хорошо читает. Ребёнку, который не умеет хорошо читать, очень трудно выполнять различные задания. Ему неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещ...

«Методы и приемы учебного проектирования на уроках литературного чтения в начальной школе» (Блок №2 Учимся видеть проблемы)

Во втором блоке представлены задания на развитие способности видеть проблемы. Они направлены на одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зре...