Приемы улучшения техники чтения
методическая разработка по чтению

Артемьева Мария Юрьевна

Начальные классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon priemy_uluchsheniya_tehniki_chteniya.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы улучшения техники чтения в начальных классах

Слайд 2

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А Сухомлинский

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Метапредметные реазультаты: Мотивация к чтению падает от младшего школьного возраста к среднему и старшему, что, по логике, должно усиливать внимание государства к этим проблемам в основной и старшей школе. Но при анализе фрагментов ФГОС начального общего образования (НОО), основного общего образования (ООО) и среднего (полного) общего образования (СПОО), связанных с проблемами чтения, мы видим прямо противоположные тенденции. Самое большое внимание чтению школьников уделено в ФГОС НОО. В метапредметные результаты включено «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»[6] ( стиль цитаты полностью соответствует ФГОС НОО . – Н.Б). Но умение смыслового чтения формируется только в условиях специального обучения и включает в себя два последовательных этапа: освоение техники чтения (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения (второй и последующие годы обучения). Попытаемся прокомментировать формулировки предметных результатов обучения чтению в начальной школе: «понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»[6] (вызывает сомнение, что столь важную функцию литературы сможет в полной мере реализовать начальная школа); «осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении»[6] (очевидно, что эти задачи начальная школа решает частично, в рамках возможностей детей 7–11 лет); «понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев»[6] (исследования читательских умений школьников показывают, что данных результатов начальная школа добивается далеко не всегда, хотя отрадно, что уделено внимание чтению не только как технической возможности, обозначены важные виды чтения); «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»[6] (во ФГОС НОО не указано, какими именно «приемами интерпретации…» должны овладеть выпускники начальной школы); «умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»[6] (ученик начальной школы делает только первые шаги в выборе литературы для самостоятельного чтения, а чаще пользуется рекомендациями учителя, библиотекаря, родителей). Во ФГОС ООО проблемы чтения занимают менее значимое место, чем во ФГОС НОО. Так, среди метапредметных результатов обучения в основной школе всего одно упоминание о чтении: «смысловое чтение»[7], основы которого закладываются уже в начальной школе. В психологии чтения обычно дифференцируют два аспекта: технический и смысловой. Технический аспект ориентирован на зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий, т. е. расшифровку и перевод знаковой структуры текста в форму устной речи на определенном языке. Именно процесс приобретения умения читать (вслух) записанный текст, в школе называют обучением чтению. Смысловой аспект связан с пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), а также субъективно авторского значения слов и образов. По мнению Н.В. Нижегородцевой и Т.В. Волковой, «у начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения»[1], что и является показателем приобретения навыков смыслового чтения. Развитие умений смыслового чтения, т. е. освоения прочитанного на одном из смысловых уровней (восприятия, т. е. эмоционального освоения прочитанного текста; понимания, т. е. логического осознания внутренних связей структуры текста; и интерпретации, т. е. умения самостоятельно высказывать свою рефлексию на текст) – это сложный и трудоемкий процесс. Поэтому многие выпускники средней школы не могут выявить глубинные смыслы художественных текстов, оставаясь на уровне понимания лексического значения слов, т. е. читают художественный текст как иностранцы, а не как носители языка и культуры, что требует от словесника большой работы по комментированию русской классики. Среди предметных результатов обучения литературе в основной школе, связанных с чтением, ФГОС ООО формулирует такие, как «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога» и «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение»[7]. Однако при падении интереса к чтению к концу 9 класса и исключении мотива чтения из досуговой деятельности школьников достижение этих результатов возможно лишь при объединении усилий школы, родителей, общества и государства. ФГОС СПОО среди метапредметных результатов не называет умения пользоваться основными стратегиями чтения, а среди предметных результатов чтение фигурирует только в таком контексте: «Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним»[8]. Удивительно, что о познании русской культуры не сказано ни слова, хотя чтение русской классической литературы не только погружает школьника в атмосферу высокой культуры, но и обладает широким спектром позитивных функций: и познавательных, и информационных, и нравственных. В предметные результаты изучения литературы на базовом уровне внесено «знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой»[8]. Но речь идет не о чтении, а лишь о знании содержания произведений, которое легко почерпнуть из многочисленных «кратких пересказов», имеющихся в Интернете. На углубленном уровне умение чтения упомянуто только в такой формулировке, как «понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений»[8], что не подразумевает Искать информацию и понимать прочитанное; Преобразовывать и интерпретировать информацию; Давать свою оценку информации.

Слайд 4

Проблема: Как помочь ребятам улучшить технику чтения?

Слайд 5

Цель: Изучить существующие приёмы улучшения техники чтения и апробировать их на практике. Задачи: Изучить теоретическую основу вопроса; Познакомиться с системами обучения чтению разных авторов; Произвести диагностические замеры , выяснить причины низких показателей; Апробировать новые приемы и определить наиболее эффективные.

Слайд 6

Методика В.Н. Зайцева «Выявление резервов обучения школьников» Частота тренировочных упражнений; Жужжащее чтение; Пятиминутки чтения; Чтение перед сном; Режим щадящего чтения; Прием стимулирования.

Слайд 7

3-и эффективных упражнения (с-ма Федоренко-Пальченко) Многократное чтение; 2. Чтение в темпе скороговорки; 3.Выразительное чтение с переходом на новую часть.

Слайд 8

Причины затруднений Неразвитая артикуляция Малое поле зрения Регрессия Слаборазвитая оперативная память Отсутствие антиципации Неумение найти главное в тексте

Слайд 9

Способ чтения Дыхательная гимнастика. 2. Чтение слогов, блоков; 3. Чтение скороговорок.

Слайд 10

Правильность Режим чтения: Каждодневность упражнений; 2.Предупреждение ошибок чтения;

Слайд 11

Развитие зрительной памяти Зрительные диктанты по картинкам и словам; Корректурная проба; Чтение предложений без гласных; Методика «анаграммы»; Чтение текста «задом наперёд» Чтение текста из перемешавшихся букв…

Слайд 12

Осознанность «Это умение читателя ясно и глубоко понимать содержание текста» Назарова Л.К.

Слайд 13

3 уровня проверки осознанности: Фактическое содержание; Понимание причино-следственных связей; Собственная оценка героев, поступков.

Слайд 14

Таблицы Шульте Хорошо развивают поле зрения детей

Слайд 15

3 10 8 12 16 15 11 4 7 14 5 1 2 6 9 13

Слайд 17

Работа над темпом чтения Чтение слогов; Чтение скороговорок; Чтение-спринт; Чтение-разведка; Чтение с подсчётом слов; Чтение с отстукиванием ритма; Чтение с напевами…

Слайд 18

Упражнения: «Финиш»; «Фотоглаз» «Буксир» «Молния»

Слайд 19

Выразительность развитие умений выбирать темп чтения ставить логическое ударение придавать голосу интонации

Слайд 20

Методика «Анаграммы» В селу. ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

Слайд 21

Методика «Анаграммы» В лесу. Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

Слайд 22

Чтение текста «Задом наперёд» окьлоТ етьватсдерп, отч яадалбо мокыван яинетчорокс. ишаВ игзом оп юиневонам йонбешлов икчолап ястеачюлкв ан юунлоп !ьтсонщом ыВ етишылс солог аротва. аволС ястюавичевсыв окря и олкупыв. В еволог ястеялвяоп йикгел коретев в то яинанзосо хывон йетсонжомзов.

Слайд 23

Чтение текста «Задом наперёд» Только представьте, что обладая навыком скорочтения, ваши мозги по мановению волшебной палочки включается на полную мощность!...

Слайд 24

Чтение текста из перемешавшихся букв ьолТко предстваьте что одлабая ыавнком скорочтения Ваши зомги по монавению вобшелной полачки вчлюкается на плоную Вылс ышите сиышлте глоос атвора лСова еысввчиваются ярко и впыукло.

Слайд 25

Чтение предложений без гласных .д.н р.з р.б.т. .гр.л. н. .л.ц. н. б.льш.й к.ч. п.ск. М.м. пр.т.н.л. р.к. . п.йм.л. сн.ж.нк.

Слайд 26

Чтение предложений без гласных О д и н р а з р е б я т а и гр а л и н а у л и ц е н а б о льш о й к у ч е п е ск а. М а м а пр о т я н у л а р у к у и п о йм а л а сн е ж и нк у.

Слайд 27

Осознанность Эни Хогарт "Мафин и паук" 1-й уровень : - Кого увидел Мафин у парника? - Что сделал Мафин, чтобы порадовать паука? - Для кого он отремонтировал кресло?

Слайд 28

2-й уровень : - Зачем Мафин так настойчиво и терпеливо созывал друзей?? - Почему друзья не разбежались, увидев паука? 3-й уровень : - Правильно ли поступил Мафин? - Как вы можете охарактеризовать его? - Как бы вы поступили на его месте?

Слайд 29

Зрительные диктанты И.Т. Федоренко

Слайд 30

Тает снег. Идет дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело.

Слайд 31

Победа в олимпиаде обрадовала ребят и учительницу. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идет пограничник. Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. Русский народ живет в мире с другими народами.

Слайд 32

Чтение – спринт Памятка: Плотно сожми губы и зубы; Читай только глазами; Читай как можно быстрей; Ответь на вопросы к тексту.

Слайд 33

Чтение – разведка Памятка: Плотно сожми губы и зубы; Поставь пальцы на начало и конец строки; Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Слайд 34

-Чтение с подсчётом слогов; Чтение с отстукиванием ритма; Чтение с напеванием.

Слайд 35

Тренажёр "Работаем над техникой чтения"

Слайд 36

Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.

Слайд 37

Чем порадовала дочка маму? Прочитала сказку. Помогла помыть посуду. Вовремя пришла домой.

Слайд 38

Динамика увеличения сложности Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и; Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко; Найди лишнее слово: река, речка, ручей, ручка, ручеёк; 4. Раздели слова на 2 группы: корова, соловей, коза, ворона, овца; 5. Узнай сказку: «Я, мышка-норушка…» «Бежит молочко по вымечку…»

Слайд 39

Упражнение «Буксир»

Слайд 40

Упражнение «Молния» Комфортное чтение Максимально доступное чтение

Слайд 41

Выразительность Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку !

Слайд 42

Занимательные упражнения Найди лишнее слово; Закончи пословицу; Работа с омонимами, синонимами и антонимами;

Слайд 43

БВОСЛИКРПОСЛОНДГНЛВОЛКУАОКАРАСЬ ВОРОНАПРСГАЛКАСКРГРАЧТНОМЫШЬНТТ ДИВАНТСТСТУЛТНКРАНСТОЛТРОКРЕСЛОТ ТОРТСИХЛЕБСТЛБУЛКАРСКРОВАТЬПИРОГС ЧЬОМУХОМОРТНРЫЖИКНГБОРОВИКНГУЖП ШОАСКАЗКАРТБАСНЯРООКНОРНЗАГАДКАР Найди слово

Слайд 44

БВ ОСЛИК РПО СЛОН ДГНЛ ВОЛК УАО КАРАСЬ ВОРОНА ПРС ГАЛКА СКРГРАЧТНОМЫШЬНТТ ДИВАНТСТСТУЛТНКРАНСТОЛТРОКРЕСЛОТ ТОРТСИХЛЕБСТЛБУЛКАРСКРОВАТЬПИРОГС ЧЬОМУХОМОРТНРЫЖИКНГБОРОВИКНГУЖП ШОАСКАЗКАРТБАСНЯРООКНОРНЗАГАДКАР 6. Найди слово

Слайд 45

7. Чтение рассказа с пропущенными буквами в окончаниях Гроза. Гроза надвига…. Огромная лиловая ту… медленно выплыва… из-за ле….Сильный ветер загуд… в выши…. Дере… забушева…. Крупные кап… дож… резко застуча… по листь…, но вот солн… опять засия…. Как всё засверка… вокруг. Как пахнет земляни… и гри…

Слайд 46

СКАЗКА СТИХ ПЕСНЯ БАСНЯ ЗАГАДКА 8. Чтение наложенных друг на друга слов

Слайд 47

У Танюши дел немало. У Танюши много дел. Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел. 9. Чтение перевернутого текста

Слайд 48

Легко дыша в моей тени Меня ты жестом часто хвалишь, Но буквы переставь мои И целый лес ты мною свалишь. липа пила 10. Шарады

Слайд 49

11. Анаграммы

Слайд 50

ЗА ВЕС Зи ида З АНАВЕС З ИНАИДА 12. Ребусы

Слайд 51

13. Игры с буквами; 14. Работа с фразеологизмами; 15. Найди одинаковое окончание для слов: ПИ ТВО ( РОГ ) ПО НОСО

Слайд 52

16. Составь как можно больше слов из одного; 17. Назови правильно слова: Он слон она слониха Он селезень она утка Он баран она овца

Слайд 53

Игра верно или нет: Если сегодня – понедельник, то завтра вторник. Если дорога мокрая, то идёт дождь. Если идёт снег, значит сейчас лето. Если мы легко одеты, значит это зима.

Слайд 54

Список литературы «Быстрое обучение чтению» О. Узорова, Е. Нефедова «Резервы обучения чтению» В.Н. Зайцев «Как учить читать детей» Д.Б. Эльконин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по улучшению техники чтения в начальной школе

В работе используются упражнения по улучшению техники чтения. Образцы упражнений по учебникам "Литературное чтение"  программа "Школа 2100"....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

В работе представлена система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения.Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения....

Упражнения для улучшения техники чтения.

Советы родителям по улучшению техники чтения....

Улучшение техники чтения в начальных классах.

Работа учителя по улучшению техники чтения в начальных классах....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

материал для улучшения качества техники чтения и заинтересованности детей к чтению...