В.Ю.Драгунский "Он живой и светится"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Макарова Галина Александровна

Технологическая карта урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение.

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Тип: изучение нового материала

Цели и задачи: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»; развивать навыки осознанного выразительного чтения; продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.

Планируемые результаты

Предметные

- объяснять смысл названия рассказа;

- понимать смысл поступков героя произведения.

Метапредметные

- регулятивные: уметь понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

-познавательные: находить в тексте информацию, доказывающую или опровергающую тезис;

- коммуникативные: участвовать в работе группы.

Личностные

- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

- понимать ценность человеческих отношений, осознавать любовь к матери.

Ресурсы урока:

- у учителя: учебник,  методическое пособие с поурочными разработками, технологическая карта урока, презентация;

- у учащихся:  учебник, тетрадь.

ТСО: компьютер и мультимедийный проектор с экраном.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент.

Слайд 1.

1.Способствовать настрою учащихся на плодотворную работу.

2. Проверка готовности к уроку

Настроиться на продуктивную работу на уроке.

Проверка домашнего задания.

Слайд 2.                                                                                      Взаимоопрос учащихся:                                                                                                 - Вспомните название раздела, над которым мы работаем.                                - О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел?                  

-Над каким произведением мы работали на прошлом уроке?                           - Кто автор?                                                                                                              

Прочитайте выразительно отрывок С.100 («… И все весело…»)                         - Что этим хотел сказать автор?                  

Ответы учащихся:                                                                                                             - «Люби живое».                                                                                                                    - О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.                                                                   - Капалуха.                                                                                                                           - Виктор Петрович Астафьев.                                                                                

Учащиеся читают отрывок .                                                                                                                                                Ответ учащихся: «Капалуха была заботливой мамой.»

Речевая разминка

Слайд 3.

- Прочитайте и отгадайте загадку.

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый… (светлячок.)

- Прочитайте шепотом ( еще: громко, скороговоркой, выразительно)

Отгадывание загадки.

Читают загадку по разному.

Актуализация необходимых знаний

Слайд 4.

- Как вы думаете, почему наш урок я начала с загадки о светлячках?

- Что вы знаете о них?

Слайд 5 – 7.

- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

- Что вы о нем знаете?

Слайд 8.

- Давайте рассмотрим выставку книг.

- Что объединяет  эти произведения?

Ответы детей (сегодня мы будем читать рассказ о светлячках)

Сообщение о светлячках.

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

Чтение на сладе: Виктор Юзефович Драгунский.

Сообщение учащегося.

Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Драгунский поступил в литературно-театральную мастерскую  и стал актером. Он начал писать для театра сценарии. Заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка.  Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.

Учащиеся рассматривают выставку.

- Главными героями произведений являются  - мальчик Дениска и Миша.

Мотивация познавательной деятельности

Слайд 9 - 10.

- Прочитайте название произведения, о чем оно, о ком можно сказать «он живой и светится».

- Ребята, работая над этим произведением, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.

             

Читают название произведения. Высказывают предположения.

Формулируют задачи:

- работать     над составлением плана рассказа

- учиться      давать характеристику героям

- определить     главную мысль рассказа.

Организация познавательной деятельности

Слайд 11.

1. Словарная работа.

В рассказе встретятся непонятные слова, давайте объясним их смысл.

 

Слайд 12 - 13.

2. Слушание текста (начало) и чтение учащимися (дальше).

Слайд 14.

3.  Беседа после чтения.

- Можно ли назвать Дениску и Мишку друзьями?

- Возможны ли дружеские отношения между ними?

- О чем хотел рассказать автор?

Называют непонятные слова и объясняют смысл слов.

«Бублик» - толстая баранка

«Брынза» - сыр из овечьего молока

«Гватемала»,  «Барбадос» - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

«Моментально» - мгновенно, очень быстро

«Добрость» - мужество, отвага, храбрость

«Мишка надулся» - обиделся

«Пристально» - внимательно

- Слушают и читают произведение. Открывают учебник на стр.102.

Отвечают на вопросы.

                                                                            Физкультминутка

Слайд 15 – 16.

Выполняют движение.

Делят на части.

Ответы детей.

* О том, как Дениска ждал маму.

* Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.

* Грусть, жалость, сочувствие.

*Любящим сыном, готов прийти маме на помощь.

* «Ожидание мамы.»

Запись в тетрадь.

*О разговоре двух мальчиков.

*Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался.

*Нет, он не хотел расставаться с папиным подарком.

*Нет. Он завистливый, настырный, нечестный.

* «Новая игрушка Дениски.»

Запись в тетрадь.

*Дается описание светлячка и реакции Дениски на него.                 *Он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка.

* Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала.                                                                                            

*Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение.             * "Живая звездочка", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке"                                                                * Запись в тетрадь.

* Мама и Дениска.                                                                                        * Мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.     * Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.                                                                                  * «Лучше любого самосвала на свете".                                                   * Запись в тетрадь.      

Ответы детей.

Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.

Слайд 17.

4. Деление текста на части, беседа по вопросам, составление плана.

1-я часть.

- О чем идет речь в первой части?

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?

- Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?

- Каким показан Дениска?

- Как озаглавим эту часть? Что в ней главное?

2-я часть.

- О чем рассказывается во второй части?

- О чем они говорили?

- А почему? Дениска был жадным?

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Как ее можно озаглавить?

3-я часть.

- О чем рассказывается в третьей части?

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка?  

- Как вы думаете, почему?

- Каким мы видим здесь Дениску?

- Как озаглавите эту часть? 

4-я часть.

- Кто является действующими лицами в последней части рассказа?

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка?

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? 

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть.

Слайд 18.

- Давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке, в этом нам помогут карточки.

Рефлексия. Подведение итогов.

 Слайд 19.

 - Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале   работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.

- Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? 

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка?

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

Слайд 20.

- Подводя итог нашему разговору, составьте синквейн со словом «друзья».

Слайд 21.

Рефлексия «Солнышко» (оценим свою работу)

       На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучики желтого и голубого цветов.

     Лучики нужно прикрепить к солнышку:

    желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации;

    голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Оценка работы класса.

- Я очень довольна вашей работой на уроке. Особенно хочется отметить работу ….

Слайд 22.                                                                                          Домашнее задание.

- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану. С.102 – 106. 

Слайд 23.

Мнения учащихся.                                                                              *Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.                   *Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.

Составление синквейна.

Учащиеся крепят на доску лучики.

Дополнительный материал: книги В.Ю.Драгунского

Диагностика достижений планируемых результатов: придумать другой заголовок произведения.

Дополнительные творческие задания: подготовить пересказ текста по плану.

Самоанализ урока

Достижения

Сложности

Предложения

Используемые ресурсы:

1.Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011

2.Учебник «Литературное чтение», 3 класс Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. – М.: «Просвещение», 2013г.

3.Пособие для учителя «Поурочные разработки по литературному чтению». Авторы: С.В. Кувятина, Москва «ВАКО», 2014г.

4.Книги В.Ю.Драгунского.

5. Журналы «Начальная школа»

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Презентация "Виктор Драгунский" к уроку "Он живой и светится"

Знакомство с писателем, с его произведениями, слайды светлячков и викторина по произведениям писателя....

В.Драгунский.Он живой и светится

Презентация к уроку литературного чтения...

Драгунский. Он живой и светится

Презентация к уроку литературы по произведению "Он живой и светится" Драгунского...

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Урок литературного чтения "В. Драгунский. Он живой и светится"

План проведения урока литературного чтения "В. Драгунский. Он живой м светится"...

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...