Технологическая карта урока по теме "Обозначение гласных звуков после букв Ж, Ш, Ч, Щ. Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу (систематизация)"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Трубина Наталия Владимировна

Систематизация знаний по теме  "Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Обучение грамоте в 1 классе.

                                                                                                                                                                                                                                                               

Тема урок: Обозначение  гласных звуков после букв Ж, Ш, Ч,Щ.  Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу (систематизация)

Тип урока:   Урок решения частных задач

Цель урока

создать условия для закрепления знаний по правописанию буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.        

Задачи урока:

1) систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих, формировать умение осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу,

2) развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;

3) воспитывать культуру общения, ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.    

Планируемые результаты

Предметные

Уметь разграничивать поняние, предмет и слова строить модель слова

Личностные

1)  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные

Коммуникативные

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группе.

Регулятивные

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные

1) формируем умение извлекать информацию из текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте

Межпредметные связи

С окружающим миром.

Ресурсы урока

Наглядность, презентация, задания для работы  в группах.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая

УМК

 Система Д.Б.Эльконин – В.В. Давыдов

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1Организационный момент (эмоциональный настрой)

Наступила весна, греет солнышко. Оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и добавит хорошего настроения. Ребята, а  у вас  хорошее настроение? Так давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся  родителям, улыбнёмся  учителю и начнём наш урок   с улыбкой.

«Звуковая игра»

Прошу сесть тех детей, у кого имя начинается на гласный звук, а теперь у кого имя начинается на мягкий согласный звук. Спасибо.

А сейчас сядьте те, у кого имя начинается на твёрдый согласный. Спасибо!  

А сейчас оцените свое желание учиться на волшебных линеечках.

Покажите свою оценку. Мне очень приятно, что у всех оценка “очень хочу учиться”.

(Учитель на доске отмечает на первой волшебной линеечке высокий уровень) http://festival.1september.ru/articles/312987/img2.gif

А сейчас покажите на волшебных линеечках, какими вы будете активными на уроке.

Проверяют готовность к уроку.

На заготовках отмечают желание по следующим критериям:

Очень хочу учиться

Хочу учиться

Немного хочу учиться

http://festival.1september.ru/articles/312987/img1.gif

 Буду очень активным
Буду активным
Буду малоактивным
http://festival.1september.ru/articles/312987/img1.gif

УУДличностные  (принятие и соблюдение норм школьного поведения)

УУД: личностные  (формирование устойчивой мотивации учебной деятельности).

2. Создание ситуации успеха (актуализация комплекса знаний).

Посмотрите, на доске записаны буквы, назовите их. (ш, ж, ч, щ)

 Как одним словом назвать звуки, обозначенные этими буквами?

 На какие группы можно их разделить?

Сегодня, когда шла на работу мне встретилась Фея, она мне передала чудесный мешочек, в котором лежали ребусы. Сейчас эти ребусы лежат у вас на партах. Ваша задача- разгадать их, а из полученных слов составить звуко-буквенные схемы слов,  транскрипцию и показать работу гласных букв)

( На карточках зашифрованы ребусы: камыши, машина, чашка)

Проверка через документ-камеру.

Вывод: Что мы сейчас делали?

Ш, ж, ч, щ

Согласные, шипящие

1. Ж, ш – всегда твёрдые; ч, щ – всегда мягкие
2. Ж – звонкий; ч, щ, ш – глухие

Учащиеся разгадывают ребусы и составляют схемы слов.

На волшебных линеечках оценивают себя

УУД: познавательные (группировка и классификация объектов; умение делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков).

 личностные (сформирован

ность учебно-познавательного интереса).

УУД: регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение проводить самооценку).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Как вы думаете, какую задачу мы поставим сегодня на уроке?

Для чего мы это будем делать?

Работа с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу

Чтобы грамотно писать.

УУД: регулятивные (действие целеполагания).

УУД: личностные (формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

4. Систематизация знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1. Игра «Исправь ошибки»

Исправить ошибки:

Чюдо, малыши, рощя, мышы, встреча, жывот, свеча, ищю.

Взаимопроверка через документ-камеру.

2. Работа в группах. Восстановление деформированного текста.

Видеосюжет о клестах.

Внимательно посмотрите видеосюжет (включается видео о клестах). Может кто-то уже знал об этих птицах?

А сейчас мы поработаем с вами в группах.

Расположите предложения так, чтобы получился связный текст. Придумайте название, заголовок.

 Вставьте и подчеркните  пропущенные орфограммы.

Стайка клестов круж . лась над ельником.

Солнце освещало верш . ны елей.

Клесты искали пищ.  .

На елях были крупные ш.шки  .

Какие орфограммы встретились в тексте?

Дети получают карточки и работают самостоятельно.

На волшебных линеечках оценивают работу одноклассников. Совместная выработка критериев.

Работа в группах.

Учащиеся составляют рассказ, озаглавливают,  подчёркивают орфограммы. 

Солнце освещало вершины елей.

На елях были крупные шишки.

Стайка клестов кружилась над ельником.

Клесты искали пищу. 

Представитель каждой группы прикрепляет текст на доску.

На экране образец записи текста.

Жи-ши, ча-ща, чу-щу.

УУД коммуникативные: (умение работать в группе; формирование норм в общении с детьми и взрослыми).

3. Работа с текстом 

Прочитайте название текста.  Сделайте предположение,  о чем будет этот текст?

Прочитайте текст.

Березовая роща.

Рощами называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Чудесная березовая роща за нашим селом Сосновка. Она стоит на берегу широкой речки Быстринка. Мы часто ходим в рощу. Как там хорошо! Стучат пестрые дятлы, свищут юркие синицы. Трещат белобокие сороки. Быстро бегают муравьи. По деревьям скачут рыжие белочки. А как пахнут душистые ландыши!

Какие слова вам были не понятны?

Как вы понимаете слово «юркие», «свищут»?

-Как вы понимаете слово юркие? Свищут

- Как называют небольшие леса? Найдите в тексте.

- Где находится берёзовая роща? Кто смог найти это в тексте?

- Каких животных можно встретить в роще? Прочтите.

Как можно прочитать последнее предложение? А есть  еще такое же предложение, которое можно прочитать с такой же интонацией?

Найдите в тексте слова с изученными орфограммами.

Учащиеся отвечают.

Читают текст.

Отвечают на вопросы

Юркий - быстрый и ловкий в движениях, проворны

Свищут- издают свист

УУД познавательные: (формирование умения извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы)

УУД коммуникативные: (формирование умения слушать и понимать других)

5. Контроль и самоконтроль.

 У вас на столах карточки, выберите для  себя  то    задание, которое вам по силам.

Тест «Разноуровневые задания».

1 уровень

1. Подчеркни (или обведи)   верное высказывание

чю-щю пишется с буквой ю

чу-щу пишется с буквой у

2. Подчеркни (или обведи)  лишнее слово

чудо

щавель

лисица

чайник

3. Подчеркни (или обведи)  слово с ошибкой

туча

машына

лыжи

4. Вставьте пропущенные буквы

щ_вель,  ч_десный,    маш_на,  луж_

2  уровень

Прочитай предложения, вставь пропущенные буквы.

У розы колючие ш...пы .

У нас ж...вет собака Рыж...к.

За рекой дубовая рощ…  . Мы с товарищ. .ми   ч.. сто  ходили туда гулять.

Я помогаю маме. Чищ..  двор. В корзине я тащ..  мусор в яму. Я хоч.. , чтобы везде было чисто.

Учащиеся выполняют разноуровневые задания на индивидуальных карточках.

УУД: регулятивные (действия контроля и коррекции; действие оценки)

 

6. Рефлексия.

Давайте подведём итог урока.

В заключении нашего урока прошу продолжить предложения:  

 - Я запомнил…

- Я научился…

- Я узнал…

-Я удивился… 

Спасибо всем, кто работал с полной отдачей,  интересом и настроением.

Справились ли  мы с поставленной задачей? (Работа с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Вернемся к волшебным линеечкам.

Оцените свою работу на уроке. Насколько вы были активны.

Я согласна с вашей оценкой и ставлю вашей активной работе высокий уровень.

(На доске отмечаю на первой волшебной линеечке высокий уровень

“Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться”.

Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его.

http://festival.1september.ru/articles/312987/img1.gif

Был очень активным
Был активным
Был малоактивным

УУД личностные: (самооценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук и буква П,п"

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук  и буква П,п"  по УМК «Школа России» , учебник «Азбука» В.Г.Горецкий. 1 класс...

Технологическая карта урока по чтению «Звук и буква «з»»

Цель урока: Познакомить с согласным звуком [з] и буквой “з”Задачи урока:Предметные:·        формировать умение выделять звук [з ], характериз...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звук [й’] Буква Й й» (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...

Технологическая карта урока русского языка “ Звуки и буквы” (УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся  представлений о звуках и букв в словах, умение распознавать звуки, читать буквы в словах.Дидактические:Познакомить обучающихся с правилом: “звуки и б...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ч`]. Буква Ч ч», 1 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве ЧчЗадачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока обучения письму «Звук [й], буква «й»» 1 класс. УМК "Перспектива"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПИСЬМАТема урока: «Звук «й», буква «й»»Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление знаний обучающихся об изученных букве «й...