Внеурочное занятие 4 класс "Рассказы о животных"
план-конспект занятия по чтению (3, 4 класс)

Добья Светлана Владимировна

Материал занятия можно использовать на уроках литературного чтения, внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_rasskazy_o_zhivotnyh.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Юный книголюб»

4 класс

Тема: Рассказы о животных.

Цель: формировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний о природе, желание и привычку читать книги. 

Задачи:

- знакомить учащихся с  книгами о природе, жанром «Сказки-несказки»;

- формировать у учащихся  умение ориентироваться в мире книг;

- формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);

- воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

- способствовать воспитанию  бескорыстного отношения к природе, уважения и сочувствия к животным.

- развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Оборудование: выставка книг Е.Чарушина, В.Бианки, Н.Сладкова, портреты писателей, проектор, экран, презентация, дерево, шапочка белочки, названия групп «Анималисты», «Журналисты», «Биографы»,  «Юннаты», «Читатели».

                                                                           Ход занятия.

Организационный момент.

-Отгадайте загадки:

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Серый ворище по лесам, полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

-Как вы поняли, о ком пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?

(о животных)

Тема занятия: Рассказы о животных.

Работа по теме

Учитель. Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Николай Сладков.  Рассказы этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

         На прошлом занятии мы познакомились с  творчеством необыкновенного человека, который писал рассказы о животных. Кто же это? (Евгений Чарушин)

Почему я назвала Евгения Чарушина необыкновенным человеком? (писатель, анималист, иллюстратор, скульптор, изобретатель).

Представление работ группой художников-анималистов.

Ученики представляют свои рисунки по рассказам Чарушина.

Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных, наблюдательный.)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведениями еще двух писателей. Начнем наше знакомство с Виталия Валентиновича Бианки. Даем слово для представления нашему биографу, Станиславе.

Станислава: Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе  Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.

Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Бианки можно считать создателем нового жанра – «сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.  Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных.

Писатель написал более трехсот книг о природе.

Учитель: Что мы узнали о Бианки из сообщения Станиславы? (создатель жанра «Сказки-несказки») Почему произведения Бианки можно так назвать? С какими рассказами писателя вы знакомы?

Учитель: Егор побывал в роли журналиста и познакомился подробнее с книгой Виталия Бианки «Лесная газета».

Егор. Главной книгой в жизни Виталия Бианки можно назвать «Лесную газету». Впервые она была напечатана в 1927 году, и  до конца жизни автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

Материал в книге подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых».

В отделе «Лесных происшествий» мы узнаем, например, что весной из-под снега показалась перезимовавшая клюква, а гадюка приняла свою первую солнечную ванну. Такого же характера и «городские новости»: «над Невой показались чайки, на окраину города забрел лось, появилась гостья из моря - рыбка корюшка». Корреспонденты газеты (среди них много и не придуманных писателем, а вполне реальных людей) сообщают разные новости из леса, с поля, с рек и озер. «Лесная газета» - это книга-игра. Интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность (разделы «Тир», «Остроглаз»).

Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходит в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Беседа по произведению В. Бианки «Лесная газета»

-Как устроена  «Лесная газета? (12 номеров – по номеру в месяц)

- Кто пишет материал для газеты? (Учёные, лесники, юннаты)

- Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной «Тир»)

- Что нового, интересного ты узнал о жизни животных, растений, явлениях природы?

- Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы)

- Какие ещё рассказы Бианки вы читали? Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений?

(В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных)

Музыкальная физминутка.

Учитель:  Следующий писатель сегодня Николай Иванович Сладков. Приглашаем биографа Андрея.

Андрей. Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов.

В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой»…

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся.

Творчество Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.

Учитель: Вместе с Виталием Бианки Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.

- Какие произведения писателя вы читали?

- Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения)

- Почему жанр называют «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет)

- Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу)

Сейчас наши артисты представят нам небольшую постановку по рассказу Николая Сладкова «Загадочный зверь».

Николай Сладков. Загадочный зверь

Лера: Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Вдруг слышится голосок из темной ели:

Слава: — Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Катя: — Дятел!

Слава:— Вот и не угадала! Ещё я ем ос и шмелей!

Катя: — Ага! Ты птица осоед!

Слава:— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

Катя: — Гусениц и личинок любят дрозды.

Слава:— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

Даша: — Тогда ты, наверное, лесная мышь.

Слава:— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

Даша: — Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

Слава:— То мышка, то кошка! И совсем вы не угадали. Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

Даша: — Может, ты цапля?

Слава:— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

Полина: — Похоже, что ты куница.

Слава:— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Полина: — Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

Слава:— Сдаётесь?

       

Лера: Ветки качнулись, раздвинулись, и мы увидели ……. белку!

Слава: — Запомните! Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

Учитель: Аплодисменты артистам!! Что интересного о белке мы узнали из этого рассказа?

Учитель:  Чтобы узнать повадки животных, их особенности, надо быть очень внимательным. У Сладкова были свои правила. Он говорил: «Хочешь увидеть – стань невидимым, хочешь услышать – стань неслышимым, хочешь узнать – затаись».

Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени. Мы попадем в кинозал прошлого века, 1936 год. Мы увидим квартиру писательницы Веры Чаплиной и ее необычных жильцов...

Фильм «Кинули»

Какие необычные жильцы поселились в квартире Веры Чаплиной? Интересно узнать о писательнице и ее рассказах подробнее? Как вы думаете, о ком могла бы писать Вера Чаплина? На следующем занятии мы познакомимся с произведениями Веры Чаплиной, ее биографией.

Итог занятия:

-О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?

-Чем интересны их произведения?

-Какие сказки-несказки о животных вам понравились?

Литература:

1. И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. Москва «ВАКО», 2007г

2. Н.И. Сладков. Сказки леса. Москва, 2000г

3. Н.В. Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва, 1999г

Чтобы привлечь учащихся к чтению литературы о природе, расширить общий кругозор, занятия курса внеурочной деятельности  можно провести с занимательными заданиями, которые позволят не только активизировать мыслительную деятельность учащихся, но и создадут интерес к читаемой литературе. Данное занятие обобщает и закрепляет знания по теме, вопросы определяют глубину усвоения материала, развивают мышление, память, вызывают интерес к предмету.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеурочному занятию курса "Волшебная кисточка" по теме: Анималистический жанр. Рисование животных с помощью геометрических фигур "В гостях у Умки"

Презентация является сопроводительным наглядным материалом внеурочного занятив  курса "Волшебная кисточка" для 2 класса.   Презентация состоит из слайдов с фотографиями белового медведя...

Внеурочное занятие на тему:Домашние и дикие животные"

Дата: 22.12.2015г.          Класс: 3-а класс.          Тема: Домашние и дикие животные....

Внеурочное занятие на тему: "Хищные животные"

Конспект внеурочных занятий....

Внеурочное занятие по теме "Растительный и животный мир Югры"

Внеурочное занятие по направлению "Краеведение".Обобщение и систематизация знаний. Дидактическая игра...

Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир». Категория: для начальных классов Тема : «Домашние животные. Мягкие лапки, а в лапках царапки»

Как вырастить доброго, ласкового ребенка, бережно относящегося ко всему живому ? Этот вопрос в последенее время очень часто стал звучать. Общество очерствело. Стало равнодушным, злым. Кто виноват и чт...

Технологическая карта внеурочного занятия «Наши друзья-животные» (2 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия  Название кружка, автор ________________________________________________________________...