Внеклассное занятие "Мир животных в произведениях писателей и поэтов"
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

1. Введение.

2.Игра "Доскажи словечко".

3. "Подбери  иллюстрации к литературному произведению".

4. "Восстанови текст".

5. "Найди и исправь ошибки".

6. Игра "Четыре стихии".

7. Игра "Рыбы, звери, птицы".

8. Игра "Полетушки "(из игр, записанных В.И. Далем).

9. Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

«Мир животных в произведениях писателей и поэтов» (1 класс)

Цель занятия:

- Совершенствовать навык чтения целыми словами.

- Побуждать учащихся к чтению и перечитыванию стихотворений,

 сказок, рассказов о животных.

- Развивать творческие способности, внимание и память.

- Способствовать формированию бережного отношения к животным.

Оборудование:

Выставка книг о животных, иллюстрации, карточки с заданиями, небольшой мячик.

Ход занятия.

1. Введение.

-  Любите ли вы животных?

- А какие из них вам особенно нравятся?

- Умеете ли вы ухаживать за своими питомцами?

- А какие правила обращения с животными в природе вы знаете?

- Сегодня мы узнаем, как писатели и поэты рассказывают о животных в своих произведениях.

2.Игра «Доскажи словечко»

- Л. Яхнин описал некоторых зверей в двустишиях. Ваша задача: назвать хором о ком идет речь, постараться запомнить названия всех животных.

Его в ладошки не возьмешь –

Клубком свернулся колкий… (еж)

Звери, звери, не шуметь!

Здесь в берлоге спит …(медведь)

От лисы в лесу спасаясь,

По снежку петляет… (заяц)

Эта зверушка – большая трусишка:

Шороха, вздоха пугается…(мышка)

Он зубаст, но очень добр –

Детям хатку строит…(бобр)

С елки на елку, как рыжая стрелка,

Перелетела стремительно …(белка)

Снег на солнце серебрится.

Скачет рыжая…(лисица)

Посторониться мне пришлось,

Когда на встречу вышел…(лось)

Ночь опустится едва –

Просыпается…(сова)

Он в охоте знает толк,

Этот хищный, ловкий…(волк)

- Где живут эти звери?

-Перечислите животных, которых описал автор.

-Прочитайте слова, назовите тех животных, о которых не говорилось в двустишиях:

ОСЛЬ                      ДЕМВЕЬД               АЯЗЦ

ЦИЛАИС                КШАУКУК            ХЁОРК

ОСВА                      КМЫША               БКЕЛА

ЖЁ                           КОВЛ                     БРОБ

КШОКА

 (Ответ: кошка, кукушка, хорек.)

3. «Подбери иллюстрацию к литературному произведению»

- У вас на столах карточки с отрывками из произведений. Ваша задача: прочитать выразительно целыми словами эти строки, после того как будут показаны иллюстрации животных.

Учитель показывает сначала иллюстрацию с изображение щека, затем мухи, воробья, медведя, кота.

Карточка 1

 «Он увидел одеяло –

Укрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул –

С медом жбан перевернул,

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал.

В клей залез передней лапой,

Еле вылез

И пропал…»

    (С.В. Михалков «Мой щенок»)

- Как называется это произведение?

- Кто автор этой истории?

Карточка 2

-  Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки –

По три чашки

С молоком

И крендельком…

 (К. И. Чуковский « Муха-Цокотуха»)

- Как называется это произведение?

- Назовите фамилию автора.

Карточка 3

Как помчался он в припрыжку,

Карандаш поймал, как мышку,

И давай его катать –

Из-под стула на кровать,

От стола до табурета,

От комода до буфета

Подтолкнет – и цап-царап!

А потом загнал под шкап»

(С.Я. Маршак «Усатый – полосатый»)

-Кто автор этих строк?

Как называется это произведение?

Карточка 4

Щебечут и смеются,

Пищат, галдят, клюются,

Толкаются, дерутся…

Что сделаешь – птенцы!

Но вот влетел учитель в класс,

И суматоха улеглась».

(Б.В. Заходер «Птичья школа»)

-О какой школе идет речь?

-Кто автор этого произведения?

Карточка 5

Раз пришло к нему письмо

Непонятно от кого.

Он сказал в восторге: О-о-о!

Встретил Кролика в траве,

Встал и чешет в голове,

Что сказать не знает: Э-э-э…

А увидел он Москву,

Город мой, где я живу,

В удивленье рявкнул: У-у-у!»

(Г. Сапгир «Про медведя»)

- О ком это стихотворение?

-Назовите фамилию автора этого произведения.

Карточка 6

А теперь без грамоты,

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Не попить без грамоты,

Не поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

(С. Я. Маршак «Кот и лодыри»)

-Кто с сожалением произносит эти слова?

-Как называется эта история?

-Кто написал это произведение?

4. «Восстанови текст»

- многие писатели в своих рассказах описывают, как выглядят животные, их повадки. Читая эти произведения, можно представить себе каждого зверька, поразмышлять над характером животного.

-А какие рассказы о животных вы читали дома и в школе?

-Для того чтобы прочесть произведение вслух, какие правила вы знаете и соблюдаете?

-Сейчас , мы проверим, насколько прочно вы усвоили эти правила на уроках литературного чтения. Ваша задача: восстановить текст-отрывок из рассказа, определив границы предложений, проставив знаки препинания в конце каждого предложения. Затем прочитать выразительно целыми словами отрывок из рассказа.

Карточка 1

К.Паустовский «Кот-ворюга»

                 «Мы пришли в отчаяние мы не знали  как поймать этого рыжего кота он обворовывал нас каждую ночь он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видал он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб однажды он даже разрыл жестяную банку с червями»

   Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»

       «Мы пошли гулять и взяли с собой Томку сунули ее в портфель, чтобы он не устал пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду – кто дальше бросит  а портфель с Томкой на траву положили  вот он и вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду и побежал за ним»

-  Сколько предложений в тексте?

-  Прочитайте отрывок выразительно целыми словами.

-  Знакома ли вам эта история?

-  Расскажите о том, как Томка научился плавать.

Карточка 3

Л.Толстой «Булька»

«У меня была мордашка ее звали Булькой она была вся черная, только кончики передних лап были белые Булька был смирный и не кусался, был очень силен и цепок я взял его щенком и сам выкормил когда ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и уехал от него потихоньку, а его велел запереть»

-  Сколько предложений в тексте?

-  Прочитайте отрывок, соблюдая интонацию.

-  Как вы думаете, понял ли Булька, что хозяин уехал?

-  Знаете ли вы. Что собак считают самыми верными и преданными животными?

5. «Найди и исправь ошибки»

- Во многих русских народных сказках повествуется о животных. В них животные ходят друг к другу в гости, могут говорить, помогать людям. В каждой сказке заключена народная мудрость. Читая  сказки, Мы учимся доброму отношению к окружающим, делаем выводы о том, как не допустить ошибок в своей жизни.

-  Назовите животных, которые встречаются в сказках.

-  Опишите, каким бывает заяц в сказках? А лиса?

-  Каким представляем петуха?

-  Опишите, каким бывает в сказках медведь?

-  Ваша задача прочитать отрывок из сказки, найти и исправить ошибки.

Карточка 1

«Надумала лиса петухом полакомиться и говорит:

-  Можно ли к тебе в гости, Петя-дружок?

-  З каким таким делом? – спрашивает петушок.

-  Так сегодня масленый праздник, я тебе горошка принесла.

-  Заходи! – говорит петух. – Да только я не один, а с товарищем».

                   (русская народная сказка «Петух и собак»)

- Какие ошибки допущены в отрывке из сказки?

-  Как называется сказка? Чему учит?

Карточка 2

«Шел дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шел дед, шел да обронил рукавичку.

Вот  бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:

-  Тут я буду жить.

А в это время зайчик – скок-скок! – и спрашивает:

-  Кто, кто в рукавичке живет?»

          (русская народная сказка «Рукавичка»)

-  Перечислите ошибки, которые вам удалось исправить.

-  Как называется сказка?

-  Какими вы представили каждого из зверей, читая эту сказку. Опишите.

Карточка 3

«Машенька говорит:

-  Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик?

Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила.

Вернулся волк , видит  -  ящик готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню».

          (русская народная сказка «Маша и медведь»)

- Какие ошибки нашли и исправили в отрывке из этой сказки?

-  Как называется сказка?

-  Опишите медведя. Какой он?

Карточка 4

« Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:

-  Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай.

Ушел кот на базар, а петушок сел и песенку запел.

Пришел заяц. Стал звать петушка, а он откликнулся».

(русская народная сказка «Кот, петух и лиса»)

-  Какие допущены ошибки допущены в сказке?

-  Как называется сказка?

-  Чему учит?

6. Игра «Четыре стихии»

- Знаете ли вы четыре стихии? Назовите их.

-  Я бросаю мячик кому-то из вас и произношу при этом одно из четырех слов: воздух, земля, вода, огонь. Как только мячик пойман, начинаю счет до трех. Ваша задача: успеть, пока идет счет, ответить:

а) на слово воздух – названием птицы или насекомого;

б) на слово земля – названием какого-нибудь зверя, который живет на суше;

в) на слово вода – названием рыбы или морского животного;

г) на слово огонь отвечать ничего не надо, а надо успеть три раза повернуться вокруг себя.

Повторять слова нельзя. Кто не успел ответить или ошибся, выбывает из игры. Победителем становится тот, кто быстро без ошибок назвал все слова в соответствии с заданием.

7. Игра «Рыбы, звери, птицы»

-  Я указывая на каждого из вас поочередно, произношу тихо: «Рыбы…звери…птицы… рыбы…звери…птицы». Если я кому-то совсем не по очереди скажу «Звери!», тот, к кому обратилась, должен быстро в течении 3 секунд откликнуться и назвать какого-нибудь зверя. Будьте внимательны: вновь называть уже названное слово нельзя.

Победителем становится тот, кто быстро и правильно назвал всех зверей.

8. Игра «Полетушки» (из игр, записанных В.И.Далем)

Все дети кладут по пальцу на стол.

Вожак начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летучее насекомое, подымает вверх палец и быстро опускает его на стол.

Дети должны делать то же. Если же кто-то прозевает лететь, то есть поднять или опустить палец, или полетит, когда вожак обманывает, называя нелетучее животное или вещь, то отдает залог. Залоги после этого разыгрываются.

Например, вожак, подымая палец говорит:

-  Сова летит, летит! = Дети подымают и опускают пальцы.

-  Петушок летит, кочеток летит! – Пальцы поднимаются и опускаются.

-  Козелок летит, летит! – говорит вожак, подымая и опуская палец.

Тот, кто из детей полетел с козелком, отдает залог.

 9. Итог занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения "Осень в произведениях художников и поэтов" во 2 классе

урок содержит материал о том, какой показана осень в произведениях поэтов и художников...

Тема: Русские писатели и поэты. Сказки С.Г. Козлова. (Урок внеклассного чтения)

Воспитывать веру в добро, умение видеть и ценить красоту, самостоятельность, трудолюбие. Воспитывать  чувства доброго, нежного отношения к окружающим....

Кроссворды к произведениям детский писателей и поэтов (Э.Успенский)

Кроссворды к произведениям детский писателей и поэтов (Э.Успенский)...

Литературный ринг «Семья в произведениях русских писателей и поэтов»

Цели и задачи: В  игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании книг, их названия, авторов. Привить любовь к книге, развивать память, познавательный интерес, умение выразит...

Животные в произведениях художников и писателей, интегрированное занятие (ИЗО, литературное чтение, английский язык)

УМК "Начальная школа 21 века", Интегрированное занятие (ИЗО, литературное чтение, английский язык) Животные в произведениях художников и писателей...

Интегрированное занятие "Животные в произведениях художников и писателей"

Интегрированное занятие во 2 классе по программе УМК "Школа XXI века.Темы:ИЗО: Животные в произведениях художников.Литературное чтение: Басни.  И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»...

Тема Родины в произведениях писателей и поэтов

Урок для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Речь пойдет о Родине, о природе родной земли, вспомним имена писателей и поэтов, в чьем творчестве тема Родины проходит красной нитью. Этот урок п...