Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности, актуализация необходимых знаний, организация познавательной деятельности, рефлексия деятельности. В технологической карте можно найти раздаточный материал, необходимый для работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Телегина Елена Юрьевна

ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

УМК «Школа России»        

Литературное чтение

2 класс

Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку.

Тип: Изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым видом сказки; научить пересказывать сказку по плану.

Планируемые результаты

Предметные: знать, что такое произведение устного народного творчества; знать, что такое волшебная сказка и ее особенности; уметь определять героев сказки и ее основные события; уметь делить текст на смысловые части в соответствии с планом; уметь пересказывать сказку по заданному плану.

Метапредметные: уметь определять учебные задачи урока с помощью учителя; находить нужную информацию в тексте в соответствии с заданным планом; анализировать текст с целью его дальнейшего пересказа; восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете; оценивать результаты своей работы по заданным критериям.

Личностные: проявлять интерес к чтению волшебных сказок; проявлять интерес к устному народному творчеству.

Ресурсы урока: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 частях. Часть 1.  Карточки  с планом сказки. Карточки с планом пересказа эпизода сказки.  Интерактивная доска.

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Какие задачи перед нами стоят сегодня на уроке?

  • знать, что такое произведение устного народного творчества;
  • знать особенности волшебной сказки, определять ее героев, события;
  • делить текст на смысловые части в соответствии с планом;
  • пересказывать сказку по плану;
  • оценивать свои достижения.

С помощью учителя формулируют задачи урока.

Актуализация необходимых знаний

Прочитайте заголовок произведения.

Какую картину можете представить? О ком будет рассказываться в произведении? Что необычного в названии? Что за птицы «гуси-лебеди»?

Можете предположить жанр произведения?

Рассмотрите иллюстрации на страницах учебника (стр. 48-53). Можно ли по этим иллюстрациям предположить, какой это вид сказки?

Прочитайте первое предложение. Какие сказки так начинаются? Назовите, с каких еще слов начинаются подобные сказки.

Обратите внимание на автора сказки. Назовите его.

Тогда, кто является создателем данной сказки? Как назовем такое произведение?

Какие произведения устного народного творчества вам известны?

Обучающиеся читают заголовок произведения.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Ответы детей (называют жанр – сказка).

Дети рассматривают иллюстрации на страницах учебника. Высказывают предположения о виде сказки (вид сказки – волшебная).

Ученики читают первое предложение в произведении. Приводят примеры сказок. Приводят примеры первых строк сказок («Жили-были…», «Жил мужик да баба…»).

Определяют, что автор не указан.

Ответы детей (создателем сказки является народ. Это произведение устного народного творчества. Приводят примеры произведений устного народного творчества).

Организация познавательной деятельности

  1. Читает сказку учитель.

Понравилась ли вам сказка? Оправдались ли ваши предположения?

Какое это произведение? Назовите вид сказки. Почему сказка волшебная? Какие волшебные предметы есть в этой сказке? Найдите в тексте. Прочитайте.

Кто главные герои сказки?  Кто из героев вынесен в название сказки? Почему?

  1. Определите, какие непонятные слова вам встретились в тексте?

Учитель выписывает слова, названные детьми,  на доску. Подумайте, от каких слов произошли эти слова? Как по-другому можно сказать? Как написаны данные слова в тексте? Где мы может найти объяснение этих слов?

  1. Какими словами автор оживляет неодушевленные предметы печку, речку, яблоню? Найдите в тексте, прочитайте.

Назовите троекратный повтор в сказке (о чем говорится 3 раза).

  1. Давайте посмотрим, как построена эта сказка. Предлагаю вам посмотреть на план сказки. План появляется на доске, а также учитель выдает обучающимся на парту. Прочитайте. Что вы заметили? Что нужно будет сделать?

План:

1. Исходная ситуация.

2. Запрет и нарушение запрета.

3. Уход героя из дома.

4. Испытание героини.

5. ____________

6. ____________

7. Испытание героини.

8. _________________

Работа с пунктами плана.

  1. Посмотрите на первый пункт плана. Что такое исходная ситуация? Найдите этот эпизод в тексте. Обозначьте его границы. Прочитайте.

О ком говорится? Кто младший в семье? Кто старший в семье? С кем живут дети? Что наказали родители дочери? Что обещали купить?

  1.      2. Посмотрите на следующий пункт плана. Найдите этот эпизод в тексте. Обозначьте его границы. Прочитайте. Понятно ли вам, о чем здесь идет речь?

Как дочка нарушила запрет? Как дочка поняла, что ее братца украли? Прочитайте. Кто украл братца? Найдите строки в тексте. Прочитайте.

  1. Что было дальше? Назовите следующий эпизод.

Куда побежала девочка? Что она увидела? Куда унесли братца гуси-лебеди? Что знала девочка про гусей-лебедей? Найдите в тексте, прочитайте.

  1. Испытание героини.

Кого сначала встретила девочка? Кого потом встретила девочка? Кого еще она встретила? Что девочка у них просила? Что предлагали ей волшебные герои? Найдите в тексте. Прочитайте.

Как девочка отвечала? Почему? Постарайтесь объяснить, почему волшебные герои не помогли девочке?

  1. Что происходило дальше?

Что увидела девочка перед собой? Какую избушку? Кто в избушке живет? Это положительный герой сказки или отрицательный? Почему? Что приказала делать девочке Баба-яга? Найдите в тексте. Прочитайте.

Как можно назвать этот эпизод? Обозначьте границы эпизода.

Внесем его в наш план. Восстановленный пункт плана появляется на доске.

  1. Какого еще героя встречает девочка?

Как мышка предостерегла девочку? О чем предупредила? Что попросила мышка? Помогла ли мышка девочке? Как можно называть этого героя?

Назовите этот эпизод. Обозначьте границы эпизода.

Внесем его в наш план. Восстановленный пункт плана появляется на доске.

  1.      7.  Определите, какой следующий пункт плана соответствует эпизоду сказки?
  2. Какое новое испытание ждет девочку? Как девочка меняется в лучшую сторону? Какими словами она встречает волшебных помощников? Найдите в тексте, прочитайте.
  3. Что значит «матушка»? Объясните. Помогли ли теперь волшебные герои девочке? Почему?  С какими вежливыми словами уходила девочка?  Найдите в тексте, прочитайте.

  8. Как заканчивается сказка? Найдите в тексте. Прочитайте.

Как можно назвать этот эпизод?

Давайте внесем его в наш план. Восстановленный пункт плана появляется на доске.

Посмотрите на составленный план. Назовите пункты плана в той последовательности, в которой построена сказка.

Работа в группах.

Предлагаю вам разделиться на группы по 3 человека и подготовиться к пересказу в группе одного из эпизодов сказки.

Учитель раздает подготовленную инструкцию (план) по пересказу эпизода сказки.

План пересказа эпизода сказки (есть в каждой группе на листе):

  • перечитайте план сказки;
  • определите, какой эпизод будет пересказывать группа;
  • найдите этот эпизод в тексте, перечитайте;
  • определите главные предложения в этом эпизоде, которые помогут вам пересказать его;
  • выпишите опорные слова и словосочетания;
  • подготовьте пересказ эпизода в группе, опираясь на свои записи;
  • выслушайте всех участников в группе, оцените выступление каждого участника группы, откорректируйте, если есть необходимость;
  • выберите лучшего рассказчика;
  • представьте пересказ выбранного эпизода  классу.

Обобщающая беседа.

Чему учит нас сказка?

Хотелось ли вам продолжить сказку? Как бы вы ее продолжили?

Расскажите.

  1. Обучающиеся слушают сказку, следят по тексту.

Ответы детей

(произведение устного народного творчества; жанр – сказка; вид сказки – волшебная). Находят в тексте название волшебных предметов. Читают.

Дети перечисляют главных героев. Высказывают свое мнение.

  1.    2.  Находят незнакомые слова в тексте, называют их, пытаются объяснить (причитывала – учебник, стр. – 48; кудель, веретено – учебник, стр. 49; устьице – учебник, стр. 53).
  2. Обращаются к словарю учебника (стр. 214), находят выделенные в тексте сказки слова, читают толкование этих слов.

  1. Работа с текстом произведения, поиск ответа на вопрос в тексте (печка сказала; яблоня заслонила веточками; речка сказала).

Высказывают свое мнение (3 раза погоня гусей-лебедей; 3 волшебных героя: печка, речка, яблоня).

  1. Читают предложенный учителем план.

Замечают, что не все пункты плана прописаны.

Предполагают, что нужно будет восстановить пункты плана.

Работа с пунктами плана.

  1. Находят эпизод в тексте. Перечитывают.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

  1. Читают следующий пункт плана.

Находят эпизод в тексте. Перечитывают. Высказывают свои предположения.

Находят ответ в тексте, читают.

        

  1. Читают название третьего пункта плана («Уход героя из дома»).

Работа с текстом эпизода. Перечитывают. Отвечают на вопросы.

  1. Поиск ответов на вопросы учителя в тексте произведения.

Высказывают свои предположения.

  1. Восстанавливают ход событий в сказке.

Отвечают на вопросы.

Работа с текстом, поиск ответов на поставленные вопросы.

Высказывают предположения. Дают название эпизоду: «Встреча с Бабой-ягой». Вписывают название данного пункта на свой листок.

  1. Ответы детей (герой  - мышка).

Поиск ответов на вопросы в тексте сказки.

Герой-помощник.

Формулируют название эпизода (совместно с учителем): «Встреча с героем- помощником».

Вписывают название данного пункта плана на свой листок.

  1. Зачитывают название следующего пункта плана.

Ответы детей (девочка снова встречает речку, печку, яблоню).

Работа с текстом сказки.

Объясняют значение слова «матушка».

Отвечают на вопросы, подтверждают текстом.

  1. Формулируют название эпизода (совместно с учителем): «Возвращение домой».

Вписывают название пункта плана в свой лист.

Рассматривают полностью восстановленный план. Называют пункты плана в той последовательности, в которой построена сказка.

Делятся на группы по 3 человека (всего 8 групп).

Работа в группе по инструкции.

Один представитель от каждой группы представляет пересказ выбранного эпизода всему классу.

Ответы детей.

Предлагают варианты дальнейшего развития событий (кратко).

Рефлексия деятельности

Учитель предлагает вспомнить, какие задачи стояли в начале урока.

- Все ли получилось?

- Что было трудным?

- Как вы с этим справились

- Оцените свою работу по следующим критериям (критерии появляются на доске):

  • Знаю, что такое устное народное творчество.
  • Знаю, что такое волшебная сказка и ее особенности.
  • Умею определять героев сказки и события в сказке.
  • Умею делить текст сказки на смысловые части и их называть.
  • Умею пересказывать сказку по плану.
  • Умею оценивать свои достижения.

Учитель озвучивает домашнее задание:

к следующему уроку подготовьте иллюстрацию к одному из эпизодов сказки. Озаглавьте иллюстрацию в соответствии с темой эпизода.

Учитель озвучивает, что на следующем уроке будет организована выставка рисунков и будет проведен анализ работ по критериям: соответствие иллюстрации эпизоду и заголовку.

Перечисляют поставленные в начале урока задачи.

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети оценивают результаты своей работы по заданным критериям.

Желающие высказаться озвучивают классу результаты самооценки.

Раздаточные материалы.

Карточка 1.

План сказки:

1. Исходная ситуация.

2. Запрет и нарушение запрета.

3. Уход героя из дома.

4. Испытание героини.

5. __________________________

6. __________________________

7. Испытание героини.

8. __________________________

Карточка 2.

План пересказа эпизода сказки в группе:

  • перечитайте план сказки;
  • определите, какой эпизод будет пересказывать группа;
  • найдите этот эпизод в тексте, перечитайте;
  • определите главные предложения в этом эпизоде, которые помогут вам пересказать его;
  • выпишите опорные слова и словосочетания;
  • подготовьте пересказ эпизода в группе, опираясь на свои записи;
  • выслушайте всех участников в группе, оцените выступление каждого участника группы, откорректируйте, если есть необходимость;
  • выберите лучшего рассказчика;
  • представьте пересказ выбранного эпизода  классу.