Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)
учебно-методический материал по чтению (2 класс)
В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности, актуализация необходимых знаний, организация познавательной деятельности, рефлексия деятельности. В технологической карте можно найти раздаточный материал, необходимый для работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Телегина Елена Юрьевна
ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
УМК «Школа России»
Литературное чтение
2 класс
Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку. | Тип: Изучение нового материала. | ||
Цель: познакомить с новым видом сказки; научить пересказывать сказку по плану. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: знать, что такое произведение устного народного творчества; знать, что такое волшебная сказка и ее особенности; уметь определять героев сказки и ее основные события; уметь делить текст на смысловые части в соответствии с планом; уметь пересказывать сказку по заданному плану. | Метапредметные: уметь определять учебные задачи урока с помощью учителя; находить нужную информацию в тексте в соответствии с заданным планом; анализировать текст с целью его дальнейшего пересказа; восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете; оценивать результаты своей работы по заданным критериям. | Личностные: проявлять интерес к чтению волшебных сказок; проявлять интерес к устному народному творчеству. | |
Ресурсы урока: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 частях. Часть 1. Карточки с планом сказки. Карточки с планом пересказа эпизода сказки. Интерактивная доска. | |||
ХОД УРОКА | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Какие задачи перед нами стоят сегодня на уроке?
| С помощью учителя формулируют задачи урока. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Прочитайте заголовок произведения. Какую картину можете представить? О ком будет рассказываться в произведении? Что необычного в названии? Что за птицы «гуси-лебеди»? Можете предположить жанр произведения? Рассмотрите иллюстрации на страницах учебника (стр. 48-53). Можно ли по этим иллюстрациям предположить, какой это вид сказки? Прочитайте первое предложение. Какие сказки так начинаются? Назовите, с каких еще слов начинаются подобные сказки. Обратите внимание на автора сказки. Назовите его. Тогда, кто является создателем данной сказки? Как назовем такое произведение? Какие произведения устного народного творчества вам известны? | Обучающиеся читают заголовок произведения. Обучающиеся высказывают свои предположения. Ответы детей (называют жанр – сказка). Дети рассматривают иллюстрации на страницах учебника. Высказывают предположения о виде сказки (вид сказки – волшебная). Ученики читают первое предложение в произведении. Приводят примеры сказок. Приводят примеры первых строк сказок («Жили-были…», «Жил мужик да баба…»). Определяют, что автор не указан. Ответы детей (создателем сказки является народ. Это произведение устного народного творчества. Приводят примеры произведений устного народного творчества). | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Понравилась ли вам сказка? Оправдались ли ваши предположения? Какое это произведение? Назовите вид сказки. Почему сказка волшебная? Какие волшебные предметы есть в этой сказке? Найдите в тексте. Прочитайте. Кто главные герои сказки? Кто из героев вынесен в название сказки? Почему?
Учитель выписывает слова, названные детьми, на доску. Подумайте, от каких слов произошли эти слова? Как по-другому можно сказать? Как написаны данные слова в тексте? Где мы может найти объяснение этих слов?
Назовите троекратный повтор в сказке (о чем говорится 3 раза).
План: 1. Исходная ситуация. 2. Запрет и нарушение запрета. 3. Уход героя из дома. 4. Испытание героини. 5. ____________ 6. ____________ 7. Испытание героини. 8. _________________ Работа с пунктами плана.
О ком говорится? Кто младший в семье? Кто старший в семье? С кем живут дети? Что наказали родители дочери? Что обещали купить?
Как дочка нарушила запрет? Как дочка поняла, что ее братца украли? Прочитайте. Кто украл братца? Найдите строки в тексте. Прочитайте.
Куда побежала девочка? Что она увидела? Куда унесли братца гуси-лебеди? Что знала девочка про гусей-лебедей? Найдите в тексте, прочитайте.
Кого сначала встретила девочка? Кого потом встретила девочка? Кого еще она встретила? Что девочка у них просила? Что предлагали ей волшебные герои? Найдите в тексте. Прочитайте. Как девочка отвечала? Почему? Постарайтесь объяснить, почему волшебные герои не помогли девочке?
Что увидела девочка перед собой? Какую избушку? Кто в избушке живет? Это положительный герой сказки или отрицательный? Почему? Что приказала делать девочке Баба-яга? Найдите в тексте. Прочитайте. Как можно назвать этот эпизод? Обозначьте границы эпизода. Внесем его в наш план. Восстановленный пункт плана появляется на доске.
Как мышка предостерегла девочку? О чем предупредила? Что попросила мышка? Помогла ли мышка девочке? Как можно называть этого героя? Назовите этот эпизод. Обозначьте границы эпизода. Внесем его в наш план. Восстановленный пункт плана появляется на доске.
8. Как заканчивается сказка? Найдите в тексте. Прочитайте. Как можно назвать этот эпизод? Давайте внесем его в наш план. Восстановленный пункт плана появляется на доске. Посмотрите на составленный план. Назовите пункты плана в той последовательности, в которой построена сказка. Работа в группах. Предлагаю вам разделиться на группы по 3 человека и подготовиться к пересказу в группе одного из эпизодов сказки. Учитель раздает подготовленную инструкцию (план) по пересказу эпизода сказки. План пересказа эпизода сказки (есть в каждой группе на листе):
Обобщающая беседа. Чему учит нас сказка? Хотелось ли вам продолжить сказку? Как бы вы ее продолжили? Расскажите. |
Ответы детей (произведение устного народного творчества; жанр – сказка; вид сказки – волшебная). Находят в тексте название волшебных предметов. Читают. Дети перечисляют главных героев. Высказывают свое мнение.
Высказывают свое мнение (3 раза погоня гусей-лебедей; 3 волшебных героя: печка, речка, яблоня).
Замечают, что не все пункты плана прописаны. Предполагают, что нужно будет восстановить пункты плана. Работа с пунктами плана.
Отвечают на поставленные учителем вопросы.
Находят эпизод в тексте. Перечитывают. Высказывают свои предположения. Находят ответ в тексте, читают.
Работа с текстом эпизода. Перечитывают. Отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.
Отвечают на вопросы. Работа с текстом, поиск ответов на поставленные вопросы. Высказывают предположения. Дают название эпизоду: «Встреча с Бабой-ягой». Вписывают название данного пункта на свой листок.
Поиск ответов на вопросы в тексте сказки. Герой-помощник. Формулируют название эпизода (совместно с учителем): «Встреча с героем- помощником». Вписывают название данного пункта плана на свой листок.
Ответы детей (девочка снова встречает речку, печку, яблоню). Работа с текстом сказки. Объясняют значение слова «матушка». Отвечают на вопросы, подтверждают текстом.
Вписывают название пункта плана в свой лист. Рассматривают полностью восстановленный план. Называют пункты плана в той последовательности, в которой построена сказка. Делятся на группы по 3 человека (всего 8 групп). Работа в группе по инструкции. Один представитель от каждой группы представляет пересказ выбранного эпизода всему классу. Ответы детей. Предлагают варианты дальнейшего развития событий (кратко). | ||
Рефлексия деятельности | |||
Учитель предлагает вспомнить, какие задачи стояли в начале урока. - Все ли получилось? - Что было трудным? - Как вы с этим справились - Оцените свою работу по следующим критериям (критерии появляются на доске):
Учитель озвучивает домашнее задание: к следующему уроку подготовьте иллюстрацию к одному из эпизодов сказки. Озаглавьте иллюстрацию в соответствии с темой эпизода. Учитель озвучивает, что на следующем уроке будет организована выставка рисунков и будет проведен анализ работ по критериям: соответствие иллюстрации эпизоду и заголовку. | Перечисляют поставленные в начале урока задачи. Отвечают на поставленные вопросы. Дети оценивают результаты своей работы по заданным критериям. Желающие высказаться озвучивают классу результаты самооценки. |
Раздаточные материалы.
Карточка 1.
План сказки:
1. Исходная ситуация.
2. Запрет и нарушение запрета.
3. Уход героя из дома.
4. Испытание героини.
5. __________________________
6. __________________________
7. Испытание героини.
8. __________________________
Карточка 2.
План пересказа эпизода сказки в группе:
- перечитайте план сказки;
- определите, какой эпизод будет пересказывать группа;
- найдите этот эпизод в тексте, перечитайте;
- определите главные предложения в этом эпизоде, которые помогут вам пересказать его;
- выпишите опорные слова и словосочетания;
- подготовьте пересказ эпизода в группе, опираясь на свои записи;
- выслушайте всех участников в группе, оцените выступление каждого участника группы, откорректируйте, если есть необходимость;
- выберите лучшего рассказчика;
- представьте пересказ выбранного эпизода классу.