Сценарий урока "Теплый хлеб"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Губанова Галина Васильевна

Урок с использованием презентации проведен в 3 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме:

"Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"

Цели урока:

1)образовательные:

     

     а) расширить представления учащихся о творчестве замечательного русского писателя и об особенностях его прозы;

     б) формировать умение анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра;

     в) изучить приёмы передачи мыслей автора;

2)развивающая:

     способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

3)воспитательные:

     а) воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;

     

     б) пробудить стремление к  самоанализу своих поступков.

Оборудование:

      Портрет К.Г. Паустовского.

      Цитата на доске.

      Репродукция картины Ф.Решетникова "Опять двойка".

 

На данном уроке продолжается работа над художественным анализом произведения. Основной акцент в работе направлен на освоение нравственных уроков, а красной линией на уроке пройдёт наблюдение за изменением души главного героя-Фильки.

                 Вступительная беседа с классом.

Учитель. Дома вы дочитали произведение  до конца; знаете, чем оно закончилось. Давайте вернёмся к вопросу, который был поставлен на предыдущем уроке: "Почему Паустовский написал сказку о войне и почему написал именно такую?"

       Дети высказываются, после этого читается цитата на доске.

       "Война-  дело жестокое, но не надо воспевать ожесточившиеся характеры... писать надо о добром, о хорошем, благородном в человеческой душе. И показывать, как добро, даже на войне, накапливается постепенно, так же постепенно, как и сама литература оказывает влияние на формирование в нас коренных представлений о добре и зле, о цели жизни, о любви к Родине".

Учитель. Как же вы из объяснения автора поняли: зачем он во время войны написал такую сказку?

                         Дети высказывают своё мнение.

Учитель. А сказка ли это?

         (Ответы на вопрос 2 к тексту).

         Признаки сказки:

                   -фантастические образы природы;

                   -чудесные природные превращения ("Конь заржал                                   жалобно, протяжно, взмахнул хвостом,  и тотчас в                         голых деревьях...";

                   -легенда, рассказанная бабкой;

                   -необычное поведение сороки.

Учитель. А можно ли эту сказку считать волшебной? Почему?

2. Наблюдение над процессом "накопления" добра в

человеческой душе на примере главного героя. 

       

Учитель. На прошлом уроке мы расстались с Филькой. Вспомните, какую характеристику мы давали ему и его поступку.

                 Дети зачитывают из рабочей тетради характерные                         черты главного героя:

                угрюмый, грубый, сердитый, недоверчивый, неласковый,                         молчаливый, эгоистичный, жестокий, неуважительный,                         злой, безжалостный, бессердечный, нелюдимый,                                 равнодушный, бездушный.

Учитель. Ну, как, нравится вам такой мальчик?

        - Но не возникает ли у вас вопрос: а почему он такой? И почему его зовут не Филей, например, или Филиппком, а Филькой? И почему не с бабушкой-бабулечкой живёт,а с бабкой? А где его родители? Почему они только вдвоём? И как обходятся старый да малый без помощи?

        -  Можно ли в цитате на доске найти ответы на эти вопросы?

               (Обращение к цитате).

Учитель. А жалко ли вам такого Фильку?

                - Конечно, жалко. Ведь неласковому и угрюмому гораздо                         труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого                 все любят.

Учитель. А разве только Филька один жил жестокое трудное военное время? Является ли это оправданием Филькиному поступку? Что было бы, если бы все люди жили по Филькиному принципу?

                 (Дети высказывают своё мнение)

Учитель. Сбылись ли ваши предположения, высказанные на прошлом уроке, что Филька исправится?

                   - Да, сбылись.

Учитель. А лёгким был путь мальчика от зла к добру? - Этот вопрос будет главным на сегодняшнем уроке, и мы постараемся найти ответ на него в авторском тексте.

       Давайте перечитаем то место в тексте, где берут начало события, описываемые в сказке.

                    Дети перечитывают абзац: "Филька нехотя встал...                         наотмашь ударил коня по губам... закинул хлеб далеко в                         рыхлый снег..."

Учитель. Вот он - ГРЕХ, злое, жестокое дело! Какие ненавистные слова сорвались с языка мальчишки! Зло ой сколько бед натворить может. И беда не заставила себя ждать.

         -А как вы думаете, с какого момента начался процесс исправления Фильки, исцеление его души?

                    Дети высказывают мнения:

                    -С момента, когда Филька, преодолевая страхи, стужу,                         направился к деду Панкрату за советом.

                     -А я думаю, что раньше: когда Филька, осознав свой                         поступок, спрашивает совета у бабушки.

                     "А как его исправить?- спросил, всхлипывая, Филька.

Учитель. А почему всхлипывал Филька?

                - Он испугался своего поступка.

Учитель. Как бабушка объяснила Фильке, почему 100 лет назад в Бережки пришла такая же беда?

                "От злобы людской". "От охлаждения сердца".

Учитель. А можем ли мы сказать, что Филькино сердце тоже охладело?

                Дети высказывают мнения.

Учитель. Филька пошёл к Панкрату, потому что стал добрым? Исправился?

                Дети высказывают мнения.

Учитель. Давайте попробуем представить, какой труд совершает душа человека на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступень очищает совесть, освобождает её от гнёта вины.

        1. ОСОЗНАНИЕ своего греха, стыд за неправедное дело.

        2. ПРЕОДАЛЕНИЕ страха наказания и стыда перед                                 людьми.

        3. ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ РАСКАЯНИЕ и ПОКАЯНИЕ перед                         теми, кого ты обидел и перед Богом.

        4. ИСКУПЛЕНИЕ и ИСПРАВЛЕНИЕ греха.

Учитель. Тот отрывок, где автор показывает, что Филька осознал своё злодеяние, мы уже прочитали. Теперь давайте найдём то место, где автор описывает, как Филька преодолевал свой страх и стыд.

                Дети читают ты часть рассказа, где описывается                         дорога Фильки к Панкрату.

                "Ночью он слез с печи..." (Чтение в лицах).

Учитель. Постарайтесь голосом передать те чувства, которые передают физическое и душевное состояние героя.

Учитель. Обратите внимание на речь Фильки. Что изменилось в его речи?

Учитель.  Можно ли сказать о Фильке, что он был трусливым?

                - Нет, он испугался, но поборол свой страх, несмотря на                 сильный мороз, пошёл к дедушке Панкрату.

                - Он не побоялся признаться дедушке, что поступил                         плохо, жестоко.

Учитель. Значит, Филька нашёл в себе силы и смелость признать         свою вину перед всей деревней. Это и есть чистосердечное         раскаяние, покаяние.

        - А как же решил Филька искупить свою вину перед всей                    деревней?

                - Он решил собрать со всей деревни ребят, рубить лёд у                 мельницы, чтобы запустить её. Тогда и придёт                                 спасение.

3. Работа с иллюстрацией (худ. О. Б. Рытман).

Учитель. Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике.

        - Какой эпизод изображён на ней?

        - Каким изображён Филька?

        - Как художник изобразил его лицо?

                - На лице мальчика страдание.

Учитель. Что творится в душе мальчика?

                - Он сожалеет о своём поступке.

Учитель. А раз сожалеет, то есть надежда на что?

                - На то, что он исправится.

Учитель. А где мы ещё видели такое же виноватое и страдающее         лицо мальчика? На какой картине?

                - На картине Ф. Решетникова "Опять двойка".

Сравнение иллюстрации с картиной. 

Учитель. Какими ещё средствами художник вселяет в нас надежду на         то, что мальчик исправится?

                 Свет из окна соседней комнаты.

Учитель. А теперь ещё раз посмотрим на иллюстрацию. Что мы         видим?

                На лицо мальчика падает свет от лампы. Здесь тоже                         художник-иллюстратор нам показывает, что мальчик                         очень хочет искупить свою вину.

Учитель. А как писатель показывает нам, какие изменения         происходят в душе Фильки?

4. Чтение учителем отрывка, где автор показывает всеобщую

    радость.

Учитель. Чему радовались все жители деревни "Бережки"?

                Что пришло спасение.

5. Продолжение наблюдения над изменениями в душе Фильки.

Учитель. Чистосердечное раскаяние и покаяние даётся человеку         нелегко: ведь нужно смерить гордыню, жалость к себе. Может         показаться, что этим ты себя унижаешь. На самом деле ты         только возвышаешься в глазах людей и, прежде всего, перед         своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий         акт духовного очищения - и тебе становиться легко.

                Однако, не всем и не всегда удаётся подняться на         четвёртую ступеньку покаяния – искупление и исправление         греха. Дурное совершается бездумно, легко и быстро, а вот         исправить зло можно только большим трудом.

        - Сумел ли подняться на эту ступеньку Филька?

        - Где об этом написано?

                В последней части.

Чтение последней части от слов: "На следующее утро... " и до конца.

Учитель. Как вы поняли слова старого Панкрата: "Не только человеку         извинение требуется"?

                Ко всему живому нужно относиться с любовью и                                 добротой.

                Обидев коня, Филька обидел весь окружающий мир. А                         когда Филька осознал вину, в природе наступило                                 потепление.

Учитель. Почему заплакал Филька?

                От отчаянья, что конь его не простил.

Учитель. Какие слова были сказаны коню дедушкой Панкратом?

                "Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек..."

Учитель. Обратите внимание: конь впервые назван Мальчиком.         Почему?

Учитель. Какое чувство испытали ребята после примирения Фильки          с конём?

                "Все улыбались, радовались."

Учитель. Какое чувство испытали вы, читая эпизод примирения?

        

                Верите ли вы, что Филька действительно изменился?

                Что помогает вам в это поверить?

                

                Будут ли Фильку и дальше прозывать "Ну тебя"?

5. Итог урока.

Учитель.  О чём же это произведение?

                О добре и зле. О том, как сказал сам Паустовский, "добро                 накапливается постепенно", преодолевая негативные                         качества души.

Учитель. Чему учит нас эта сказка?

                Учит нас быть добрыми, ко всему живому относиться                         бережно, с любовью.

                А если и совершишь необдуманные плохие поступки, то                         надо найти в себе силы исправиться.

Учитель. А при каких условиях человек может совершенствовать         свою душу?

                Если сам этого захочет.

Учитель. А были ли у Фильки помощники на его пути к добру?

                Да, были: бабушка, Панкрат, ребята, односельчане.

7. Заключительное слово учителя.

        Итак, мы прочитали замечательное произведение К. Г. Паустовского о том, что добро помещается в душе человека так же, как и зло. Но если человек совершил злодеяние, то исправить его он сможет только тогда, если честно судит себя и захочет исправить свои ошибки. Путь к человеческому в себе нелёгок, но на этом пути люди всегда помогут.

        В заключение дети читают наизусть стихотворение Вани Мазура "Не губи живое".

8. Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрацию к сказке.

2. Выучить наизусть отрывок из сказки, изображающий картины                                  природы.

3. Задания 10, 11 к тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника Хлеба

Сценарий праздника хлеба...

Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.

Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова"  составлен  для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век  новых достижений, он ...

Сценарий утренника "Хлеб России - хлеб моей Отчизны!"

Цель данного мероприятия:расширить знания о пользе хлеба, о его ценности,о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу и труду людей....

Сценарий праздника "Хлеб-главное богатство"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов...

Сценарий праздника "Хлеб-всему голова"

Праздник проводился в рамках изучения специального курса" Слово о малой Родине", в разделе "Профессии"...

Сценарий мероприятия "Хлеб всему голова"

Мероприятие предназначено для учащихся 2-4 классов...