Тема "В. Берестов «Хитрые грибы»" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Леоненкова Ангелина Максимовна

Конспект по литературному чтению. 2 класс. Тема "В. Берестов  «Хитрые грибы»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._berestov_hitrye_griby._2_kl.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 14.10.2021

Школа: МБОУ « Трубчевская СОШ №1»

Учебный предмет: Литературное чтение

ОС: Школа России

Класс: 2В

Учитель: Данченкова Оксана Павловна

Практикант: Леоненкова Ангелина Максимовна

Тема: В. Берестов  «Хитрые грибы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах;

Деятельностная:  развивать умение анализировать произведение, понимать его смысл.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

2. Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

3. Формировать умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям;

4. Учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

5. Расширять имеющиеся знания о грибах

Развивающие:

1.Развивать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

2.Развивать умение понимать смысл произведений;

3. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

4. Развивать умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач;

5. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;

6. Развивать умение  слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

Воспитательные:

1. Формировать интерес к творчеству В. Берестова.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

2. Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

3. Умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям;

4. Умение работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

5. Расширение имеющихся знаний о грибах

Личностные:

1.  Интерес к творчеству В. Берестова.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

2. Умение понимать смысл произведений;

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

2. Умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач;

Коммуникативные:

1.  Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;

2.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

Оборудование: презентация.

Образовательный ресурс: Литературное чтение2 класс в 2 ч. / В. Г. Горецкий,          В.А. Кирюшкин,       Виноградская,      М.В. Бойкина (М.: Просвещение, 2019 г.),  «Литературное чтение» Учебник  для учащихся  общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина  (М.: Просвещение, 2020 г.)

План урока:

1.Этап мотивации

        1.1. Приветствие

        1.2. Эмоциональный настрой

2.Этап актуализации и пробного учебного действия        

        Речевая разминка 

3. Этап выявления места и причины затруднения

        3.1. Анализ стихотворения

        3.2. Отгадывание загадки

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

        4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

5. Этап реализации построенного проекта

        5.1. Работа с текстом «Грибы»

        5.2. Прослушивание стихотворения

        5.3. Проверка первичного восприятия

5.4. Словарная работа

6. Этап анализа произведения

        6.1. Подготовка к чтению произведения

        6.2. Самостоятельное чтение произведения

7. Этап обобщения и интерпретации

Работа в парах

8. Этап рефлексии учебной деятельности

            Рефлексия

           

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Максимовна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

1.2. Эмоциональный настрой

- В этот солнечный день я шла к вам на урок и наблюдала за красивым ясным небом, за тем, как плывут белые и пышные облака по нему, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок в классе станет теплее. И все с удовольствием будут работать на уроке. 

Приветствуют

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Речевая разминка

-Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения  недостающими словами

- Какие мы должны вставить слова? (такие, чтобы получилась рифма)

        Жёлтое солнце на землю глядит.

        Жёлтый подсолнух за солнцем ….   .

        Жёлтые груши на ветках ….   .

        Жёлтые листья с деревьев … .

(следит, висят, летят)

-Прочитаем  медленно (хором)

- 1 ряд читает тихо

- 2 ряд читает  с увеличением громкости

- 3 ряд читает  с ускорением

Читают стихотворение

Читают с разной интонацией

Фронтальная

П2; К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Анализ стихотворения

-  Посмотрите, пожалуйста, на последнюю строчку, о каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)

- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

3.2. Отгадывание загадки

Те, кто еще не догадался о чем идет речь, послушайте загадку:

        И на горке, и под горкой,

        Под березой и под елкой,

        Хороводами и в ряд

        В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Фронтальная

Индивидуальная

Л1; Л2; П2; К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Как вы думаете,  о чём пойдёт речь сегодня  на уроке?

4.2. Формулирование цели урока

- Как вы думаете, чему нам нужно сегодня научиться? Какова наша цель?

4.3 Формулирование задач урока

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и чему будем учиться на  уроке чтения?

 

Речь на уроке пойдёт о грибах

- Познакомиться с произведением и понять, чему нас учит произведение.

- выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы

Фронтальная

П2; К1; К2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Работа с текстом «Грибы»

- Скажите, а грибы- это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77

 ( читает учитель)

 – Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос?

 – Так что же такое грибы?

– О каких грибах говорится в этом тексте?

Физкультминутка.

А сейчас давайте встанем. (Дети выпрямляются.)

И теперь все пошагаем. (Дети топчутся на месте).

Вверх потянемся (Тянутся руками вверх).

И назад мы все прогнемся (Прогибают спину),

А теперь мы все присядем. (Опускаются на корточки).

Вновь потом все дружно встанем (Встают).

5.2. Прослушивание стихотворения

-  Поднимите руки те, кто из вас любит собирать грибы?

 - А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым , отправившимся в лес за  грибами .

- Вам знакомо имя этого автора?

Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства

-Прочтите название стихотворения В.  Берестова , которое мы будем читать.

- Прочитайте название стихотворения на стр. 76. Как вы думаете, о чем оно? (о грибах)

- Как называется это стихотворение В. Берестова?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  

« хитрыми »?

Предлагаю вам послушать стихотворение и ответить на данный вопрос

5.3. Проверка первичного восприятия

Беседа по первым впечатлениям:

- Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы  « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

5.4. Словарная работа

- Посмотрите на слова, которые могут быть вам незнакомы (слайд)

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле.

 - Грибы – это не растения и не животные.

 - Это особое царство природы, которое так и называется грибы.

- В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.

- о грибах, о лесе

- слушают чтение стиховторения

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Индивидуальная

Пр1; Пр2

Пр3

Л2

П1; П2

Р1

К1

К3

Пр4

Пр5

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Подготовка к чтению произведения

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? 

6.2. Самостоятельное чтение произведения

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)

-Прочтите выразительно это предложение.

- Кто может прочитать самостоятельно данное стихотворение ( 2 человека)

Отвечают на вопросы

Читают самостоятельно.

Фронтальная, парная

Л2; П1;

П2; Р1;

К1; К2; К3

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

Работа в парах

-  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах. Поработайте со своим соседом по парте, когда будете отгадывать загадки, которые я вам сейчас загадаю

- Все ли грибы мы можем положить себе в корзинку?

 - На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

  1. Серые шляпки.

Рябые ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

  1. А этот красавец на белой ножке,

Он в красной шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

  1. Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

  1. В белой шляпе

Красивая дама.

Смотрит свысока-

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна! (Поганка)

  1. В белой кепке

Белый крепыш.

Плечи расправил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидал-

С собой унёс (Боровик)

  1. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (Лисички)

  1. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (Подосиновик)
  2. Грозный, стройный пан-

Владыка всем грибам.

Ему не знакома грусть,

Его называют …. (груздь)

- Назовите  съдобные грибы.

- Назовите несъедобные грибы.

Работают в парах.

Отвечают на вопросы викторины

Фронтальная

 Индивидуальная

Л2

П2

К2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Рефлексия

- Чему был посвящён наш урок?

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

Высказывают свои предположения.

Фронтальная

Индивидуальная

Р2; П2; К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме: В царстве грибов. 3 класс.

Урок по окружающему миру  3 класс.  УМК " Школа России"    Учебник : автор  Плешаков А. А. Тема урока: В царстве грибов. Форма проведения урока:Урок- исследование с элем...

урок по теме "В царстве грибов" 3 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)Тема: «В царстве грибов»УМК «Школа России»...

Конспект урока окружающего мира по теме: "В царстве грибов" 3 класс. УМК "Школа России"

Цель урока: сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы. Формируемые УУД: Личностные: прививать навыки экологической культуры, формировать стабильный интерес ...

Урок окружающего мира по теме "В царстве грибов", 3 класс . УМК "Школа России"

Урок в 3 классе по ФГОС, с применением приема "Зигзаг"...

Разноуровневые задания по теме "В царстве грибов" (3 класс)

Задания первого уровня А проверяют базовые знания, умения и навыки. Задания второго уровня Б - умения анализировать учебный материал и выявлять пробелы. Задания третьего уровня В - умения рассматриват...

Методическая разработка урока по теме "В царстве грибов" 3 класс

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме " В царстве грибов"...