"Вершки и корешки"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Михайлова Елена Владимировна

Документ содержит конспект занятия по программе "Сказкотерапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_urok.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чтение сказки "Вершки и корешки"

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с русской народной сказкой "Вершки и корешки",

учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей,

обогащать словарный запас обучающихся.

Коррекционно-развивающие:

корригировать и развивать фонематический слух обучающихся;

корригировать и развивать устную речь;

развивать артикуляционный аппарат обучающихся;

развивать мышление, речь, воображение, память.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Ход урока

  1. Орг.момент. Психологический настрой.

Повторяйте за мной.

Сейчас я начну учиться.

Я хочу учиться и радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Голова моя мыслит ясно.

Я смогу выполнить все задания.

У меня всё получится.

Желаю успехов себе и друзьям.

  1. Артикуляционная гимнастика

«Лошадка», «Качели»

  1. Постановка цели.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случится

Наша сказка впереди

Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке: "Заходи!"

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочинял народ, эти сказки рассказывали детям и друг другу, они называются народными сказками. В сказках происходят разные чудеса, неожиданные превращения, добро побеждает зло, а животные разговаривают человеческими голосами.

- Отгадайте загадку и вы узнаете одного из героев нашей сказки:

Хозяин лесной просыпается весной

А под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой (медведь).

(Сопровождается картинкой).

Мы сегодня познакомимся со сказкой «Вершки и корешки». Это русская народная сказка. Какие сказки называются русскими народными?

  1. Словарная работа.

Что такое вершки? (это верхняя часть растений, которая находится на поверхности земли). Корешки? (это корень, он находится под землёй).

  1. Чтение сказки учителем. Чтение сопровождается показом иллюстраций к сказке)
  2. Анализ сказки.

- Кто герои сказки? (герои сказки мужик и медведь)

- Вспомните, где встретились мужик и медведь?  (В лесу)  

- Зачем туда приехал мужик?  (Сеять репу)

- А где мы сажаем овощи?  (В огороде)

- А вот раньше сеяли в лесу, т. к. там воздух чище и деревья защищают от ветра, не нужны специальные теплицы.

– Откуда появляются овощи на грядках?   (Из семян)

-Когда посеяли репу, что необходимо чтобы, она росла? (Солнце и дождик)

- А что обещал мужик  дать медведю? (Вершки). Что едят у репы?

- Почему медведь рассердился? (Вершки у репы невкусные)

- На Руси репа была любимым овощем. Её сырую ели, варили, жарили, пекли, солили, масло выжимали, даже делали квас.

Познав.- исследов. деятельность

-Посмотрите, на тарелке – репа.  -Какая репа по форме, цвету, вкусу? (попробовать)

– Что сеял мужик на следующий год после репы?  (Рожь). Что делают из ржи? А из муки?

- Что досталось медведю в этот раз? ( Корешки)

 Почему медведь опять недоволен? (Корешки у ржи несъедобные)  

- Медведь остался голодным, т. к. не хотел работать, не хотел вникать и думать, что съедобно, а что нет.

- Почему медведь и мужик больше не дружат?

- Какой медведь в сказке?  (Он жадный, злой, ленивый, глупый)

-А что можно сказать о мужике? (Мужик умный, любит работать, обхитрил медведя)

Психогимнастика

- Дети, попробуйте мимикой изобразить перед зеркалом настроение мужика и медведя. (Индивидуальные зеркала.)

- Мужик радуется урожаю, довольный мужик – широко улыбнуться.

- Медведь сердится, пробуя несъедобные части растений, недоволен медведь – нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. (Артикуляционные позы чередуются в следующем порядке: медведь, мужик, медведь, мужик, медведь, мужик.)

-Ребята, а вам жалко медведя? Хотите ему помочь?

Д/и «Вершки – корешки» – Разложите картинки с овощами на две полочки. На верхнюю – съедобные вершки, а на нижнюю – корешки.

-Медведю еще нужна ваша помощь, подскажите, какой овощ лишний и почему?

Д/и «Четвертый лишний»

1.Свекла

, Морковь

, Капуста

, Картофель

2.Морковь, Репа, Редис, Огурец

3.Капуста, Перец, Картофель, Помидор

Упражнение «Закончи фразу»

- Медведь большой, а мужик …

- Медведь глупый, а мужик …

- Корешки у репы съедобные, а у пшеницы …

- Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы …

- Поле засевают весной, а урожай собирают …

- А теперь помогите отгадать медведю загадку:

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта как мед,

А вкус не тот.     (РЕПА)

- А каким карандашом будем раскрашивать репу?

7. Просмотр м/ф по сказке.

8. Восстановление сказки по картинкам (пересказ).

Картинки перепутались, помогите поставить их в правильном порядке.

9. Итог

- С какой сказкой мы сегодня познакомились? ( Вершки и корешки)

- Назовите героев сказки?

- Чему нас учит эта сказка? (быть умным, трудолюбивым)

- Что ещё мы делали на занятии? ( говорили, слушали, читали, отвечали на вопросы, играли)

10. Рефлексия.

Проверка настроения по смайликам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения во 2 классе - русская народная сказка " Вершки и корешки"

Конспект урока чтения и развития речи для 2 класса коррекционой школы 8 вида...

Конспект занятия картонажно-переплётного дела:"Прошив внакидку проволокой по корешку".

ТЕМА Прошив внакидку проволокой по корешкуЦЕЛь:  Создать условие для формирования зун  при сшивании внакидку проволокой.Задачи: Развиваать и закреплять умения и навыки при сшивания блоков...

«О дюймах, вершках и сантиметрах».

laquo;О дюймах, вершках и сантиметрах»....

Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...