Урок Литературного чтения 2 класс _У страха глаза велики. УМК Начальная школа 21 век
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок Литературного чтения 2 класс _У страха глаза велики. Учебно-методический комплект "Начальная школа 21 век"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения  во 2 классе

Тема: « Русская народная сказка

 «У страха глаза велики»»

Подготовила и провела

Гречишкина С.В.,

учитель начальных классов

                                           

                               2021 г

Тема урока: Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Цели урока: развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель; определять жанр и вид сказки; находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка; эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественное произведение; определять тему и выделять главную мысль произведения; составлять план и пересказывать текст.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Личностные: выражать свое отношение к прочитанному, оценивать происходящее; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, планировать удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности; выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, умение извлекать информацию, в том числе из справочной литературы; строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение слушать и вести диалог; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать умение работать в паре, в группе; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Воспитывать непримиримое отношение к трусости ,     пробуждать  интерес к русскому фольклору

Оборудование:

             -учебник: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение 2 кл. І ч»

            -тетрадь «Литературное чтение» (I ч.),

            - толковый словарь В.И. Даль

            - презентация,

            -тест,

            - карточки со словами

Ход урока

     1.Организационный момент.

     2. Мотивация

- Ребята, я вам предлагаю послушать песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»).

-О чем она?

- Почему в литературе существуют сказки?

-О чем пойдет речь на уроке? ( п/о -о сказках)

На доске записывается слово – «сказка».

  1. Актуализация знаний.  Определение темы урока.

1) Повторение знаний о видах сказок

- Какими бывают сказки? (народные и литературные; о животных, волшебные и бытовые).

- А какая это сказка, когда один придумал, другой добавил, третий продолжил…?  (п/о -народная)

-Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы познакомимся с сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет   какая сказка?( п/о -русская). ( На  доске, по мере ответов детей ,собирается надпись: Русская народная сказка.)

        2) Отгадывание названия сказки. Первичное восприятие произведения на слух.

-  Послушайте сказку и попробуйте определить, как она называется.

(чтение учителем произведения, дети высказывают предположения)

-Определите вид сказки?

   4. Фиксирование затруднений

 -Что вызвало у вас затруднение? (п/о- название сказки, определение вида)

    5.Постановка целей и задач урока. Планирование выхода из затруднения

-  Какие стоят задачи перед нами? (п/о- узнать, как называется сказка; к кому   виду она  относится; фиксирует учитель на доске задачи урока

  -Каков план решения этой проблемы? (п/о – перечитать сказку, понять содержание, сделать вывод)

    6. Решение проблемы.

-Откройте учебник  на стр. 86 и прочитайте название сказки.( Тема урока появляется на 1слайде презентации)

1) Проверка первичного восприятия сказки

- Назовите героев сказки. (п/о- бабушка, внучка, курочка, мышка. зайка) (2 слайд презентации с изображением героев сказки)

-Какой момент сказки вам наиболее запомнился?

-Что вызвало  смех?

2) Вторичное восприятие произведения. Работа с каждой частью сказки  с выборочным чтением.

1 часть сказки. Работа по содержанию.

-Перечитайте 1 часть сказки и назовите незнакомые вам слова по значению. (дети читают 1 часть)

А) словарная работа с использованием толкового словаря В.И. Даля

-Какие слова вам не понятны по значению? (п/о- напёрсточек, колода – слова на 3 слайде с картинками)

-Как можно узнать их значение? (п/о-использовать словарь)

-Обратимся к словарю В.И. Даля  (дети читают значения слов)

-Как необычно названы герои сказки? (п/о –бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка). Почему их так назвали?(отражают слова характерные особенности героя). Обратите внимание на ударение в словах.

Б)  Введение новых слов в активный словарный запас учащихся.

-Откуда брали воду герои?

-Как шли герои с водой? Найдите и прочитайте.

-Что изображает многократное  повторение  слов? (п/о-характер поведения героев)

2 часть сказки. Самостоятельное чтение.  Работа по содержанию. Подготовка к пересказу сказки.

- Перечитайте 2 часть сказки самостоятельно.

-Что произошло с водоносами?

-Что испугало зайку? Прочитайте.

-Рассмотрите иллюстрацию к сказке и найдите в тексте слова, которые подходят к ней( работа в парах)

-Как вели себя герои сказки, когда испугались? Прочитайте.

           ФИЗМИНУТКА

В ) Определение ценностных ориентиров произведения

-Что бы  вы  сказали героям сказки по поводу произошедшего?(п/о- трусость –это плохое качество, нужно быть смелым)

-Почему названа так сказка? (п/о -трус боится даже своей тени)

-Как об это говорится в сказке, прочитайте?( п/о – «чего нет , и то видят»)

-Какую, из поставленных задач, мы ещё не решили? ( п/о- вид сказки)

-Найдите ответ в учебнике на стр 88.(дети читают о своеобразии бытовых сказок)

     7. Закрепление знаний.

А) Составление плана пересказа

- Дома вы подготовите подробный пересказ сказки.

- Что помогает точнее передать содержание произведения? (п/о –план)

-Предлагаю составить план пересказа.

 –Что необходимо сделать в каждой части произведения? (п/о определить главную мысль) Дети определяют главную мысль каждой части и составляют план пересказа ( учитель записывает план  на доске)

План.

 1.Как ходили водоносы за водой.

 2. Все   испугались.

   8. Самостоятельная работа по проверке знаний. Выполнение заданий теста.

1. За чем каждый день ходили герои сказки?

А) За орехами

Б) За ягодами

В) За грибами

Г) За водой

2. Сколько людей ходили за водой?

А) 4

Б) 3

В) 2

Г) 1

3. Откуда брала воду бабушка?

А) Из водопровода

Б) Из речки

В) Из озера

Г) Из колодца

4. Откуда брала воду внучка?

А) Из колодца

Б) Из колоды

В) Из кувшина

Г) Из крынки

5. Что попало зайке в лоб?

А) Мяч

Б) Жёлудь

В) Яблоко

Г) Груша

6. Кто, как показалось бабке, напал на неё?

А) Волк

Б) Рысь

В) Лось

Г) Медведь

7. Кто привиделся внучке?

А) Медведь

Б) Кабан

В) Волк

Г) Лиса

8. Кого испугалась курочка?

А) Кабана

Б) Рысь

В) Зайца

Г) Лису

9. Кого увидела мышка?

А) Медведя

Б) Волка

В) Лису

Г) Кота

10.Кого испугался заяц?

А) Лису

Б) Кота

В) Волка

Г) 4 охотников

Проверка теста (взаимопроверка с комментированием правильных ответов)

       9.Рефлексия

- Чем полезен был для вас урок?

 (п/о- познакомились с русской народной сказкой, определили вид сказки)

- Чему учит это произведение?  В чем ценность сказок?

Предлагаю работу в парах:

- Найдите и подчеркните те пословицы, которые соответствуют сказке:

Где ум, там и толк.

В каждой шутке есть доля правды.

У страха глаза велики.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Делу время, а потехе час.

Робкого и тень страшит.

 (Дети работают, а потом высказываются о варианте выбора).

-Приведите пример случая из вашей  жизни по теме сказки.

     10. Самооценка работы на уроке.

- Поднимите руку, кто готов пересказать подробно сказку? (учитель тоже оценивает работу на уроке учащихся выборочно)

- Кому ещё нужно поработать над содержанием?

       11. Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки по плану

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения «Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворением Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…», а также с творчеством Ю. Мориц, формирование представления о способе...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "М.М. Зощенко "Великие путешественники", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением М. Зощенко «Великие путешественники»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведени...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "М.М. Зощенко "Великие путешественники", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением М. Зощенко «Великие путешественники»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произв...

Конспект урока литературного чтения "Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г. Скребицкого «Жаворонок»; формирование умений: анализировать художест...

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока литературного чтения "Ирония. М.М.Зощенко «Великие путешественники»" (УМК "Школа России", 3 класс)

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания.ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа М.М.Зощенко.ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Закрепить у обучающих...