Рабочая программа "Литературное чтение "-4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Аннотация к рабочей программе «Литературное чтение» 4 класс

1.Наименование программы 

Рабочая   программа по  литературному чтению  для 4-го класса

2.Цель рабочей программы начального обучения являются:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 3.Структура учебной дисциплины:

1.Лето­писи. Были­ны. Жития

2. Из русской классической литературы

3. Поэтическая тетрадь

4. Сказки русских писателей

5. Делу время - потехе час

6. Страна далёкого детства

7. Поэти­ческая тетрадь

8. Родина

9. Зару­бежная  лите­ратура

4.Особенности организации учебного процесса по предмету Формы организации учебного процесса:

- устные, групповые, коллективные, работа в парах, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- игры,проекты, КВН, конкурсы.

Виды контроля:

- входной, текущий, итоговый.

- фронтальный, комбинированный,  устный.

Формы (приемы) контроля:

- устный опрос, работа по карточке, тест, КИМ,проверка навыка чтения, самоконтроль

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
представлены в рабочей программе

6. Общая трудоемкость дисциплины:

136 часов за год обучения.

7. Формы оценивания:

Устный опрос, творческое задание, тест.

8. Составитель:

Учитель начальных классов МКОУ ХМР «СОШ им.В.Г.Подпругина с.Троица» ,Н.Г.Южакова.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie-4klass.docx62.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты - Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина с. Троица»

C:\Users\Вера Васильевна\Desktop\Attachments_ponisveta@yandex.ru_2021-09-09_15-52-19\На титульник ООП НОО.png

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ДЛЯ 4 КЛАССА

Составитель:

Южакова Наталья Григорьевна,

учитель начальных классов,

I квалификационная  категория

2021 /2022        учебный год

Рабочая программа по Литературному чтению для 4 класса составлена на  основании следующих нормативных документов и материалов:

- Программы «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Л.Ф.Климанова М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2021.— 128 с., рекомендованной (допущенной) Министерством образования и науки РФ, в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Литературное чтение  4 класс в 2-х ч.  Учебник для общеобразоват. организаций/Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова  М.В. идр..8-е изд.- М.: Просвещение,2017.- (Школа России).

-Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х ч./ Бойкина М.В., Виноградская Л.А. 

 М.: Просвещение, 2015 .- (Школа России).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование  чувства  гордости  за  свою  Родину,  её  историю,  российский  народ,

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и -способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    -использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

-умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

-умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

-развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание курса

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических

  • интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы письменной речи: соответствия содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений:

малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное        литературное        образование.        Понимание        содержания        литературного

произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль

(идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу

художественного        произведения,        как        первоначальная        ступень        в        освоении        сюжета,

композиции произведения. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-

  1. веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

3.Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Летописи, былины, жития (9ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела

1

2

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

1

3

Былины. «Ильины три поездочки».

1

4-6

Былины. «Ильины три поездочки». Обобщение.

3

7-8

«Житие Сергия Радонежского»

2

9

Обобщающий урок по теме «Былины, летописи, сказания». (тест КИМ)

1

Чудесный мир классики(17ч)

10-12

П.П.Ершов «Конек-Горбунок»

3

13-14

А.С.Пушкин. Стихи

2

15-17

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

3

18

М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека»

1

19-20

М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб».

2

21-22

Л.Н. Толстой. «Детство»

2

23

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» (басня)

1

24-25

А.П. Чехов. «Мальчики»

2

26

Обобщение знаний по разделу Проверочный тест № 1 по теме: Чудесный мир классики. Вн. чт. Произведения классиков для детей .

1

Поэтическая тетрадь (8ч)

27

Ф.И. Тютчев. Стихи

1

28

А.А. Фет. Стихи

1

29

Е.А. Баратынский. Стихи

1

30

А.Н. Плещеев. «Дети и птичка»

1

31

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

32

Н.А. Некрасов. Стихи

1

33

И.А. Бунин. «Листопад» наизусть

1

34

Проверочная работа по теме: Поэтическая тетрадь

1

Литературные сказки( 12ч)

35-37

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

3

38-39

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

2

40-41

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

2

42-44

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек»

3

45

Обобщающий урок.

1

46

Проверочный тест(КИМ)№ 3 по теме: Литературные сказки.

1

Делу время – потехе час (8ч)

47-50

Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

4

51

В.Ю. Драгунский. «Главные реки»

1

52

В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка»

1

53

В.В.Голявкин. «Никакой я горчицы не ел»

1

54

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»Проверочная работа по теме: Делу время – потехе час

1

55

Рассказы о детях. Творческая работа Вн. чт. по теме.

1

Страна детства(7ч)

56-57

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»

2

58-59

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

60-61

М.М. Зощенко. «Елка»

2

62

Обобщение по разделу «Страна детства» Проверочная работа по теме: Страна детства

1

Поэтическая тетрадь(4ч)

63

В.Я. Брюсов. Стихи

1

64

С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»

1

65

М.И. Цветаева. Стихи

1

66

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»Тест (КИМ)

1

Природа и мы ( 11ч)

67

Д.Н. Мамин - Сибиряк. «Приемыш»

1

68-69

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»

2

70-71

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»

2

72

Е.И. Чарушин. «Кабан»

1

73-75

В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

3

76

Проверочный тест № 3 по теме: Природа и мыОбобщение знаний по разделу

1

77

Рассказы о животных Творческая работа по теме. Проект.

1

Поэтическая тетрадь (4ч)

78

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

1

79

С.А. Клычкова «Весна в лесу»

1

80

Стихи Д.Б. Кедрина, Н.М.Рубцова

1

81

С.А.Есенин «Лебедушка» Конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

1

Родина (5ч)

82

И.С. Никитин. «Русь»

1

83

С.С. Дрожжин. «Родине»

1

84

А.В. Жигулин. «О, Родина!»

1

85

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

86-87

Проверочная работа по теме: Родина Проект «Они защищали Родину»

2

Страна Фантазия (6ч)

88-89

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

2

90-91

Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

2

92

Проверочный тест № 4 по теме: Путешествие по стране Фантазии.

1

Зарубежная литература (9ч)

93

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»

1

94-95

Г.Х. Андерсен. «Русалочка»

2

96-97

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

2

98

Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

1

99

«В Назарете»

1

100

Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа по теме: Зарубежная литература

1

101

Годовая стандартизированная контрольная работа ВПР

1

102

Творческая работа .Книги, рекомендуемые для прочтения летом.

1

Итого:

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Литературному чтению", 4класс

Рабочая прграмма, 4класс, Климанова...

Рабочая программа по литературному чтению 4класс ОС "Школа 2100" Р.Н. Бунеев ,Е.В.Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет  общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100»  рекомендуемой М...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературному чтению" 4класс "Школа России"

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по литературному чтению 4класс Школа России

Программа по литературному чтению Школа России...

Рабочая учебная программа по литературному чтению 4класс Авторы: Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская для УМК системы «Перспективная начальная школа»

    Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Прог...

Рабочая программа по литературному чтению 4класс

Рабочая программа  по литературному чтению 4 класс составлена на основе ФГОС НОО 2009г....