А.П.Платонов "Цветок на земле"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonov._tsvetok_na_zemle.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 3

Предмет: Литературное чтение

Тема: рассказ А. П. Платонов «Цветок на земле»,

Тип урока: открытие нового знания

Цель: прочитать рассказ  А. П. Платонов «Цветок на земле», осмысливать прочитанное

Задачи:

-Освоение знаний о биографии писателя, об особенностях жанра рассказа.

-Овладеть умениями составлять план текста;

-Развивать навыки правильного, беглого чтения;

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения (ЛУУД1);

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке (ЛУУД2);

-осмысливать поступки героев(ЛУУД3).

- адекватная мотивация учебной деятельности(ЛУУД4)

Регулятивные УУД:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления(РУУД1).

Познавательные УУД:

-овладение навыками чтения смыслового текста в соответствии с целями и задачами(ПУУД1);

- находить нужную информацию через, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты)(ПУУД2)

Коммуникативные УУД:

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения (КУУД1);

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (КУУД2).

-Составлять план к прочитанному;

-Воспринимать на слух художественное произведение

- читать выразительно художественное произведение.

Межпредметные связи: окружающий мир

Оснащение урока: компьютер, презентация, доска, учебник литературного чтения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (формируемые на данном этапе урока)

Методы обучения,КРР

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приветствует учащихся, мотивирует на деятельность.

 Наш урок я хочу начать с цитаты «Кто уважает себя — внушает почтение другим.»

 Вовенарг Люк де Клапье -французский философ и писатель.

Как вы понимаете эту цитату?

Что значит уважать?

Слушают цитату, отвечают на вопрос учителя.

Обсуждают цитату.

адекватная мотивация учебной деятельности(ЛУУД4)

Мотивация

Психологический настрой

Беседа

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-Ребята, вам на дом было задано кратко написать о своих бабушек. Кто хочет рассказать?

Спасибо, прекрасный рассказ.

На прошлом уроке вы читали рассказ. Кто может прочитать отрывок о бабушке в рассказе?

Организует речевую разминку

Ребята, предлагаю прочитать вам четыре пословицы.

-А теперь я предлагаю прочитать вам это же только шепотом, медленно повышая голос.

  1. Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.
  2. И старость не страшна, коли молодые помогут
  3. Молодой красив, старый умён.
  4. Без корня и полынь не растет.

Поощряет учащихся.

-Ребята, что объединяет первые три пословицы?

- Смысл 4 пословицы близок к первым 3?

-О чем в ней говорится?

Как пословицы связаны с уроком?

-Отвечают у доски

 

Один ученик зачитывает вслух.

Слушают учителя

Читают пословицы шепотом, медленно повышая голос.

Отвечают на вопросы.

-Уважение к старшим

-Цветы похожи на людей.

-овладение навыками чтения смыслового текста в соответствии с целями и задачами(ПУУД1);

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке (ЛУУД2);

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (КУУД2).

Формирование готовности восприятия учебного материала

Речевая разминка

Беседа

Интонирование

Беседа

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

3.2 Открытие нового знания

3.3 Первичное закрепление

3.4.Самостоятельная работа

3.5Повторение и включение в систему знаний

-А сегодня мы познакомимся с рассказом Александра Платонова «Цветок на земле».

Показываю иллюстрацию в презентации.

-О чем по-вашему пойдет речь?

-Кто герои рассказа?

-Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

Организует работу с учебником.

-Проверим наши предположения. Откройте ваши учебники на странице 37

-Я начинаю читать, а вы следите внимательно и кого я назову, тот продолжит читать.

 Начинает читать, продолжают дети. Останавливает на смысловом абзаце

1.

-Почему Афоне стало «скучно жить» на земле?

-Сколько лет было деду Титу?

-От чего у дедушки стали слабыми глаза?

 2.

-Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»?

-Что вы можете сказать о дедушке Тите?

3.

-Из-за чего Афоне вновь стало скучно жить на свете?

4.

-Что же хотел узнать Афоня от дедушки?

-Будет ли Афоня дальше будить деда?

5.

-Как вы думаете удастся ли Афоне разбудить деда?

6.

-Зачем Афоня остановил часы?

-Зачем дед с Афоней пошли из избы?

7.

-Понял ли Афоня своего дедушку?

-О каком чуде внук узнал?

-Чем займется Афоня в поле?

Проводит физминутку

 

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Организует анализ произведения.

-Итак, ребята, какая же тема рассказа? кто же является главным героем этого рассказа?

- Какой этот мальчик? Найдите подтверждение в тексте.

-Ребята, а скажите, какой момент из этого рассказа вам понравился больше и почему?

-Какое настроение вызвал у вас данный рассказ?

-Я прошу обратить внимание на слайд. Вы внимательно читали рассказ и  следили за чтением товарищей.

Как вы думаете, что тут написано?

-Совпадает ли план с рассказом?

На столе у вас лежат чистые листочки, расставьте цифры плана по порядку, вы можете воспользоваться текстом в учебнике.

Сверьтесь с правильной последовательностью.

-Ребята, как вы считаете, почему писатель написал такой рассказ? Как это может быть связано с самим писателем?

Рассказывает об писателе.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

Почему цветок назван «Цветок на земле»? Чему учит рассказ?

Рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях и содержании.

Открывают учебник, слушают учителя, продолжают читать.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем

(Примерные слова, которые, в ходе прочтения рассказа, могут быть не понятны детям: Нынче – теперь, сейчас. Уморились – устали. Глаза смежать – закрывать. Испить – попить, выпить. Осерчать – рассердиться. Глаза жмурятся – сужаются веки)

Выполняют физминутку

Отвечают на впоросы

Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают план. Выполняют задание и сверяют с эталоном.

  1. На печи у деда
  2. Скучно Афоне жить на свете
  3. Дед Тит
  4. Опять скучно жить на свете
  5. Пошли «белый свет пытать»
  6. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь
  7. Проснулся ненадолго
  8. Гребешок для деда

Отвечают на вопросы учителя

Слушают биографию

Отвечают на вопросы учителя

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления(РУУД2)

освоение способов решения проблем творческого характера (РУУД1);

овладение навыками чтения смыслового текста в соответствии с целями и задачами(ПУУД1)

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (КУУД2).

- находить нужную информацию через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты) (ПУУД2)

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения (КУУД1);

осмысливать поступки героев(ЛУУД3).

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения (ЛУУД1)

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления(РУУД1).

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения (ЛУУД1)

Демонстрация

Прогнозирование

Беседа

Работа с учебником

Чтение в слух

Поощрение

Рассказ

Прогнозирование

Дискуссия

Работа с текстом

Дискуссия

Беседа

Самостоятельная работа

Самопроверка по эталону

Прогнозирование

Рассказ

Беседа

Дискуссия

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дополни предложения:

-На уроке я….

-Больше всего я запомнил…

-Я узнал что…..

-На уроке я работал….

-Оценивают собственную деятельность.

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения "А.П. Платонов «Цветок на земле» 3 класс

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" с использованием слайд-презентации....

А.П.Платонов "Цветок на земле"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тип урока -комбинированный.В плане урока разнообразные виды, приёмы работы:выборочное чтение; восстановление содержания рассказа по деформированному пла...

К уроку литературного чтения в 3 классе Платонов "Цветок на земле"

Эта презинтация к уроку поможет его провести интересно....

"Самое удивительное чудо". А.Платонов "Цветок на земле".

Урок направлен на духовно - нравственное воспитание детей. Жизнь - "трудное и радостное дело". Надо стремиться совершать хорошие поступки, чтобы тебя помнили. На уроке учащиеся анализируют текст, рабо...

презентация по литературному чтению 4 класс Платонов "Цветок на земле"

Данная презентация облегчает подготовку учителя к уроку по литературному чтению "Школа России" по теме Платонов "Цветок на земле". С учащимися проводится минутка чтения, знакомство с биографией Платон...

Андрей Платонов "Цветок на земле"

Тест по литературному чтению для учащихся 3 класса...