Дидактический материал к урокам литературного чтения
картотека по чтению (2 класс)

Лариса Николаевна Васильева

для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zrit_diktanty.doc152 КБ
Файл chistogovorki.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительные диктанты

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работу над её развитием вела с помощью зрительных диктантов по текстам И. Т. Федоренко.

Н 1

Число

букв

Время

экспозиции

1. Уснул лес.

8

4

2.На реке лед.

9

4

3.Метёт пурга.

10

5

4.Птицы не поют

11

5

5.Им нужен корм.

11

5

6.Кругом тишина.

  (На ветках иней).

12

6

Н-2

1.Зимой холодно.

12

6

2.Затрещал мороз.

13

6

3 Дети одели шубы.

13

6

4.Дни стали короче.

14

7

5. Пошёл белый снег.

14

7

6. Дует резкий ветер.

15

8

Н-3

1. Из трубы валит дым

15

8

2. Трещат дрова в печи.

16

8

3. Тепло и уютно в доме.

16

8

4. Кот дремлет на печи.

16

8

5 Мышка шуршит в углу.

16

8

6. Она сухарики грызёт.

17

8

Н-4

1.Дети спешат на каток.

17

8

2.Яркое солнце не греет.

18

7

3.Земля укрыта одеялом.

18

7

4.В берлоге спит медведь.

19

7

5.Он сосёт лохматую лапу.

19

7

6.Снег хрустит под ногами.

20

7

Н-5

1.Сделай птицам кормушку!

20

6

2.Синички любят сало, крупу.

21

6

3.Кусочки хлеба дай вороне.

21

6

4.Вода в водоёмах замёрзла.

21

6

5. Рыбы подплывают к проруби.

22

6

6. Поло льдом мало кислорода.

22

6

Н-6

1.Ученики слепили снеговика.

23

5

2.Сочная морковь - вместо носа.

23

5

3.Чёрные уголёчки - вместо глаз.

4.Дырявое ведро - вместо шляпки.

24

5

5.Добрая улыбка украшает лицо.

24

5

6.У зимнего гостя есть метла.

22

5

Н-7

1. Красивые звёзды на зимнем небе.

25

4

2. Большая медведица - созвездие.

25

4

3.Яркие звёзды напоминают ковш.

25

4

4. Рядом с ковшом – полярная звезда.

26

4

5.Она всегда показывает на север.

26

4

6.Ориентируйся по ярким звёздам.

(Умей читать звёздный путь неба)!

26

6

Н-8

1. В лесу свежо.

10

5

2. Падают снежинки.

14

7

3. Дятел долбит дерево.

17

8

4. Под корой много личинок.

20

10

5. Ком снега напугал птичку.

21

10

6. Доктор вспорхнул и улетел.

22

10

Н-9

1.Мороз - настоящий художник.

22

7

2.Он рисует картины на окнах-

22

7

3.Здесь пушистые еловые лапы.

23

7

4.Рядом сверкающая снежинка.

23

7

5.Поодаль букет белых цветов.

23

7

6.Причудливые фигурки кругом.

24

7

Н-10

1.Зима обсыпает землю серебром.

24

5

2.В это время много праздников.

24

5

3.Самый лучший из них – Новый год.

24

5

4.Люди загадывают свои желания.

25

5

5.Зелёная елочка украшает дома.

25

5

6.Горят разноцветные фонарики.

25

5

Н-11

1. Кай – пленник Снежной Королевы.

25

4

2. Холод сковал сердце мальчика.

25

4

3.В замке Кай забыл домашний уют.

25

4

4. Герда отправилась его спасать.

26

4

5. Путь девочки был труден и долог.

26

4

6.Любовь и забота растопила льды.

26

4

Н-12

  1. Стояли январские лютые морозы.

26

4

  1. Мачеха послала падчерицу в лес.

26

4

  1. Она должка нарвать подснежники.

27

4

  1. Ей помогли добрые братья - месяцы.

27

4

  1. Неожиданно исчез снег на полянке.

28

4

  1. Распустились белые подснежники.

28

4

Н-13

  1. Красиво зимнее ярко-голубое небо.

28

4

  1. Но вот собираются пушистые облака.

29

4

  1. Они напоминают разных зверей и птиц.

30

4

  1. Облака похожи на белогривых лошадок.

31

4

  1. Из них скоро посыплется белый снежок.

32

4

  1. Снежные хлопья закружились в воздухе.

32

4

Н-14

1. Днём температура воздуха понизилась.

32

4

  1. Поздно вечером поднялся сильный ветер.

33

4

  1. Ночью бушевала метель, но к утру стихла.

32

4

  1. На голубом небе показались лучи солнца.

33

4

  1. От яркого света заблестел холодный снег.

34

4

  1. На белом снегу хорошо видны следы зверей.

34

4

Н-15

  1. Натуралисты зимой подкармливают лосей.

34

4

  1. В лютые морозы птицы приближаются к людям.

35

4

  1. В конце зимы растает снег и зажурчат ручьи.

35

4

  1. Как хорошо в сказочном зимнем лесу с другом!

36

4

  1. Зима властвует над миром три долгих месяца.

36

4

  1. Очарованным сном спит сказочный зимний лес.

37

4

Н-16

  1. Интересно рисовать коньками на льду узоры.

36

5

  1. От сильной метели птицы прячутся под крыши.

36

5

  1. Даже маленькие воробьи ищут укромные места.

37

5

  1. Мороз украсил рамы и окна невиданным узором.

37

5

  1. С крыш домов свисают остроконечные сосульки.

38

5

  6. Край крыш похож на огромный ледяной гребешок.

38

5

Н-17

1. Интересно посмотреть на деревья в лесу зимой.

38

5

2. Приятно с ветерком прокатиться с ледяной горы.

39

6

3. Фигурное катание красивый вид зимнего спорта.

39

6

4. В погожие зимние дни хорошо кататься на лыжах.

40

6

5. Зимой дети любят кататься с горок на санках.

36

5

6. Ребята шумно играют в хоккей на школьном стадионе.

42

7

Н-18

1. Птиц и зверей держит на снегу плотный крепкий наст.

42

7

2. В морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь.

43

7

3. Январские морозы сковывают реки хрустальным льдом.

4. Это самое любимое время года рыбаков для рыбной ловли.

44

7

5. Зимой в лесу все деревья, особенно ели, сказочно красивы.

46

8

6. В снежном лесу можно увидеть белого зайца и серую белку.

46

8



Предварительный просмотр:

Чистоговорки по сказкам, басням.

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ.

ИР– ИР– ИР

Идёт журавль на званный пир.

АША– АША – АША

На тарелке лежит каша.

СА– СА – СА

Только ест её лиса.

ИР – ИР – ИР

Идёт лиса на званный пир.

ОШКА– ОШКА– ОШКА

В кувшине сладкая окрошка.

ШИН – ШИН– ШИН

У лисы не лезет голова в кувшин.

ЁТ – ЁТ – ЁТ

А журавль клюёт, клюёт.

АДА– АДА – АДА

Ах, взяла лису досада.

ЛИСА И КОЗЁЛ.

АЛА – АЛА– АЛА

В колодец лисонька упала.

ДИЛ– ДИЛ– ДИЛ

Мимо козлик проходил.

УЛ – УЛ  - УЛ

Он в колодец заглянул.

ИТЬ – ИТЬ– ИТЬ

Очень козлик хотел пить.

СА– СА – СА

Это поняла лиса.

ИЛА – ИЛА – ИЛА

Козла в колодец заманила.

СА– СА – СА

Так спасла себя лиса.

 

ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО

ШОК – ШОК – ШОК

Был торопливым петушок.

ВАЛ – ВАЛ – ВАЛ

Он быстро зёрнышки клевал.

ЯЛО – ЯЛО – ЯЛО

В горле зёрнышко застряло.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Курочка бежит спасать.

ЦА – ЦА – ЦА

Дай хозяйка маслица.

 

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ

Несут воду водоносы.

НУЛ – НУЛ – НУЛ

Ветер яблоньку качнул.

АЛО – АЛО – АЛО

На зайку яблоко упало.

АЛ – АЛ – АЛ

Он прохожих напугал.

УШКА – УШКА – УШКА

За водой пошла старушка.

ЗЯ – ЗЯ – ЗЯ

Рядом с ней её друзья.

ЕРЬ – ЕРЬ – ЕРЬ

Им навстречу страшный зверь.

ЕДЬ – ЕДЬ – ЕДЬ

На бабку наскочил медведь.

СУ – СУ – СУ

Курочка увидела проказницу лису.

ОЛК – ОЛК – ОЛК

Внучку чуть не слопал волк.

ТА – ТА – ТА

Мышка видела кота.

ЛИСЬ – ЛИСЬ – ЛИСЬ

Четверо охотников за зайчиком гнались.

КАША ИЗ ТОПОРА.

АТ – АТ – АТ

К бабушке зашёл солдат.

ЛА – ЛА – ЛА

Старушка жадною была, покушать гостю не дала.

ИЛА – ИЛА – ИЛА

Сварить кашу разрешила.

ОР – ОР – ОР

Солдат для каши взял топор.

ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ

Потом старушка дала соль.

ПА – ПА – ПА

У бабушки нашлась крупа.

АСЛО – АСЛО – АСЛО

Чуточку положим масла.

ША – ША – ША

Ах, как каша хороша!

ГУСИ-ЛЕБЕДИ.

РАЛИ – РАЛИ – РАЛИ

Гуси мальчика забрали.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Девочка братишку бежит выручать.

ГЛА – ГЛА – ГЛА

Детям мышка помогла.

АТ – АТ – АТ

Речка, яблоня и печка от гусей спасли ребят.

ДВА МОРОЗА.

ОЗА – ОЗА – ОЗА

Жили – были два Мороза.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Братики любили, ох озорничать!

ОС – ОС – ОС

Хвастунишка Красный нос.

КА – КА – КА

Получил от бедняка.

ОС – ОС – ОС

Старший мудрый Синий нос.

ЧА – ЧА – ЧА

Заморозил богача.

По произведению  А.С. Пушкина

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.

НА – НА – НА

В море плещется волна.

ЕТЬ – ЕТЬ – ЕТЬ

Старик бросил в море сеть.

АЛ – АЛ – АЛ

Золотую рыбку дедушка поймал.

ИЛА – ИЛА – ИЛА

За свою свободу рыбка заплатила.

АЛА – АЛА – АЛА

Богатою старуха в сказке этой стала.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Но скупая бабка смогла всё потерять.

По произведению  И. А. Крылова

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ.

ЗА – ЗА – ЗА

Среди цветов порхает шалунья стрекоза.

ЁТ – ЁТ – ЁТ

Она с утра до вечера танцует и поёт.

ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ

Всё трудится и трудится бедняга муравей.

АЛО –  АЛО – АЛО

Зимой похолодало.

ЗА – ЗА – ЗА

К муравью плетётся горе-стрекоза.

ИЛ – ИЛ – ИЛ

Муравей певунью в дом и не пустил.

По произведению  В.И. Даля

ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ

У деда и у бабы не было детей.

ИЛИ – ИЛИ– ИЛИ

Они из снега белого девочку слепили.

АЛА – АЛА – АЛА

Снегурочка послушная быстро подрастала.

ЛА – ЛА – ЛА

Девочка с подружками однажды в лес пошла.

ОС – ОС – ОС

Снегурочку из леса привёл дворовый пёс.

По произведениям Л.Н. Толстого.

КОТЁНОК.

ЛИСЬ – ЛИСЬ – ЛИСЬ

У кошечки весною котята родились.

ОЛЕ – ОЛЕ – ОЛЕ

Однажды ребятишки котёнка взяли в поле.

АЛ – АЛ – АЛ

Он весело и шустро с соломою играл.

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ

Вася и Катюша ищут здесь щавель.

АЛИ – АЛИ – АЛИ

Охотничьи собаки к котёнку подбежали.

АС – АС – АС

Смелый мальчик кота спас.

        ФИЛИПОК.

ОК – ОК – ОК

Идёт в школу Филиппок.

АКИ – АКИ – АКИ

А за ним бегут собаки.

ИК – ИК – ИК

Мальчику помог мужик.

ОК – ОК -  ОК

Сидит с Костей Филиппок.

ОВО – ОВО – ОВО

С братом складывает слово.

ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ

Сказал учитель – «Молодец»!

По произведению  К.И. Чуковского.

ФЕДОРИНО ГОРЕ.

ОРА – ОРА – ОРА

Жила  бабушка Федора.

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ

Ох! Была она грязнуля.

УДА – УДА – УДА

Из дома убегает вся её посуда.

АНЫ – АНЫ – АНЫ

Остались у бабуси только тараканы.

ЭЙ – ЭЙ – ЭЙ

Вдруг стала бабуся добрей.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Федора поспешила тарелки догонять.

ЛА – ЛА – ЛА

Порядок в своём доме хозяйка навела.

По произведению  А.П. Гайдара

ЧУК И ГЕК.

НА – НА – НА

В Московском доме жили два брата шалуна.

ОН – ОН – ОН

Однажды телеграмму принёс им почтальон.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Её мальчишки вредные сумели потерять.

АЛИ – АЛИ – АЛИ

Чук и ГЕК об этом маме не сказали.

ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ

Пришлось в лесу без папы им две недели жить.

По произведению  С.Я. Маршака.

КОТ И ЛОДЫРИ.

ОК – ОК – ОК

Вместо школы лодыри попали на каток

ОТ – ОТ – ОТ

Над ними посмеялся усатый серый кот.

По произведению  С.В. Михалкова.

МОЙ ЩЕНОК.

ОК – ОК – ОК

У меня пропал щенок

ИЛ – ИЛ – ИЛ

Может,  он украдкой что-то натворил?

АЛИ – АЛИ – АЛИ

Вдруг его украли?

ОЙ – ОЙ – ОЙ

С пчёлами вступил он в бой!

ЧУ – ЧУ – ЧУ

Друга я теперь лечу.

По произведениям  Н.Н. Носова.

ЖИВАЯ ШЛЯПА.

УХ – УХ – УХ

Котёнок Васька ловил мух.

ОДА – ОДА – ОДА

Шляпа шлёпнулась с комода.

ЫЛА – ЫЛА – ЫЛА

Она котика накрыла.

АЛА – АЛА – АЛА

Вдруг тихонько по полу шляпа побежала.

АЛИ – АЛИ – АЛИ

Мальчики от шляпы быстро побежали.

ОТ – ОТ – ОТ

Вдруг из шляпы вылез кот.

НА ГОРКЕ.

АТА – АТА – АТА

Горку строили ребята.

ОВ – ОВ – ОВ

Вот пришёл Котька Чижов

ЕЗ – ЕЗ – ЕЗ

Он на горку с трудом влез.

УХ – УХ – УХ

Очень скользко, Котька бух!

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Он песком всю горку начал засыпать.

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ

Ребята умника простили.

ЗАПЛАТКА.

ОР – ОР – ОР

Бобка лез через забор.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Он сумел штаны порвать.

АЛ – АЛ – АЛ

Сам потом их зашивал.

По произведению  В.А. Осеевой.

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО.

КА – КА – КА

Павлик на скамейке встретил старика.

ИЛ – ИЛ – ИЛ

Дедушка мальчишке слово подарил.

ОЛ – ОЛ – ОЛ

С этим, словом Павлик в дом к себе пришёл

ИЛ – ИЛ – ИЛ

От сестры братишка краски получил.

ЛА – ЛА – ЛА

Бабушка Павлуше пирожок дала.

ЯЛ – ЯЛ – ЯЛ

Старший брат мальчишку покататься взял.

По произведениям  Н. М.  Артюховой.

ТРУСИХА.

РЕ – РЕ – РЕ

Дети вместе дружно играли во дворе.

АЧ – АЧ – АЧ

С цепи сорвался ловко сторожевой Лохмач.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Ребята врассыпную бросились бежать.

ША – ША – ША

Трусиха Валентина закрыла малыша.

ЕХ – ЕХ – ЕХ

Оказалась девочка смелей мальчишек всех.

БОЛЬШАЯ БЕРЁЗА.

ЕЗ – ЕЗ – ЕЗ

Алёшка на берёзу высокую залез.

АЛИ – АЛИ – АЛИ

Ребята испугались и маме рассказали.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Мама побежала сына выручать.

ЗАЛ – ЗАЛ – ЗАЛ

Под мамину команду Глеб с дерева слезал

ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ

Она сказала сыну «Ты просто молодец!»

ДА – ДА – ДА

Но больше так не делай, сыночек, никогда.

По произведениям  В.В. Бианки.

МУЗЫКАНТ.

АЛ – АЛ – АЛ

Охотник неумело на скрипочке играл.

ИЛ – ИЛ – ИЛ

Колхозник в это время мимо проходил.

СУ – СУ – СУ

Он только, что медведя повстречал в лесу.

ЖЬЁ – ЖЬЁ – ЖЬЁ

Охотник очень ловко в руки взял ружьё.

ИЛ – ИЛ – ИЛ

Медведя-музыканта он так и не убил.

        ЛИСА-ПЛЯСУНЬЯ.

ОДА – ОДА – ОДА

Дождь и непогода.

ОТУ – ОТУ – ОТУ

Лиса ведёт охоту.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ

Красавица сегодня танцует для мышей.

ОТ – ОТ – ОТ

Чёрненький комочек летит ей прямо в рот.

По произведению  В.Ю. Драгунского.

ТАЙНОЕ СТАНОВИТЬСЯ ЯВНЫМ.

ЕСТЬ – ЕСТЬ – ЕСТЬ

Чтобы пойти в Кремль надо кашу съесть

ИЖУ – ИЖУ – ИЖУ

Как я манку ненавижу!

ЧИЛ – ЧИЛ – ЧИЛ

Я её сластил, перчил, посолил совсем немножко

Потом выбросил в окошко.

ЕР – ЕР – ЕР

В дом зашёл милиционер.

АШУ – УШУ – АШУ

Он на шляпе принёс кашу.

По произведениям Шарля Перро.

КОТ В САПОГАХ.

ОТ – ОТ – ОТ

По наследству младшему достался умный кот.

АЛ – АЛ – АЛ

Он королю подарки частенько посылал.

АС – АС – АС

У речки быстроходной король маркиза спас.

АСА – АСА – АСА

Придворные увидели владенья Карабаса.

ИЛ – ИЛ – ИЛ

Кот злого людоеда в замке навестил.

АС – АС – АС

Счастливым и богатым стал бедный Карабас.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА.

ЛА – ЛА – ЛА

Девочка с гостинцем к  бабушке пошла

ОЛК – ОЛК – ОЛК

Ей навстречу страшный волк.

АЛ – АЛ – АЛ

Он дорогу к бабушке у девочки узнал.

ИЛ – ИЛ – ИЛ

Бабушку и внучку Серый проглотил.

СЛИ – СЛИ – СЛИ

Охотники несчастных из беды спасли.

По произведению  Братьев Гримм.

БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ.

ОМА – ОМА – ОМА

Осёл, собака, кот, петух остались все  без дома.

ЛА – ЛА – ЛА

Дорога музыкантов в Бремен повела.

ЁК – ЁК – ЁК

На пути им встретился яркий огонёк.

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ

Разбойники здесь жили.

АЛИ – АЛИ – АЛИ

Животные до смерти всех их напугали.

ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ

Друзья остались вместе в этом доме жить.

По произведениям  Г.Х. Андерсена.

ДЮЙМОВОЧКА.

ОК – ОК – ОК

Из ячменного цветка вырос сказочный цветок.

ЧКА – ЧКА – ЧКА

В нём жила Дюймовочка.

АЛА – АЛА – АЛА

Жаба девочку украла.

ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ

Ей хотелось сына своего женить.

СЛИ – СЛИ – СЛИ

Рыбки девочку спасли.

УК – УК – УК

На дерево малышку принёс усатый жук.

АЛА – АЛА – АЛА

Мышь Дюймовочку забрала.

ОТ – ОТ – ОТ

В неё влюбился страшный крот.

ЛА – ЛА – ЛА

Ласточка Дюймовочку к эльфам принесла.

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ.

ОМ – ОМ – ОМ

Сверкает ярко молния, грохочет в небе гром.

ЛА – ЛА – ЛА

Уставшая и мокрая в дом девочка зашла.

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ

Её здесь обсушили, в кроватку уложили.

АХ – АХ – АХ

Наутро тело было словно в синяках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам литературного чтения

1. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из за слабо развитой оперативной памяти. Работу над её развитием можно вести с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко.По аналогии сост...

Дидактический материал к урокам литературного чтения

В материале Вы найдете диагностические тесты и задания, литературный диктант для проверки сформированности учебной и читательской деятельности....

Дидактический материал к урокам литературного чтения

Дидактический материал к урокам литературного чтения...

Дидактический материал к урокам литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте по программе "Школа России". Карточки по чтению.

Дидактический материал по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России" - каротчки по чтению. Могут быть использованы учителем на уроках  или дополнительных занятиях, роди...

Дидактический материал к уроку литературного чтения по теме "Федина задача" Н.Н. Носова

урок 2: тест на знание теста с самопроверкой и оцениванием...

Дидактический материал для уроков литературного чтения

Программа по Литературному чтению для младших школьников (1-4 класс) чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения....