Конспект урока по "Литературному чтению", 4 класс, тема: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Закрепление.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чернышева Яна Сергеевна

Класс:

УМК: Школа России

Тема урока: «Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Тип урока: Закрепление знаний.

Цель: продолжение знакомства учащихся с произведением Д. Свифта «Путешествие Гулливера», создание условий для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве Д. Свифта; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;

Задачи:

Образовательная:

- Продолжать знакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой.

-Учить свободно ориентироваться в тексте, используя выборочное чтение.

Воспитательная:

-Воспитывать у учащихся любовь к чтению, творчеству.

Развивающая:

- Развивать речь, творческие способности детей.

Оборудование: Учебник, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:

УМК: Школа России

Тема урока: «Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Тип урока: Закрепление знаний.

Цель: продолжение знакомства учащихся с произведением Д. Свифта «Путешествие Гулливера», создание условий для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве Д. Свифта; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;

Задачи:

Образовательная: 

- Продолжать знакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой.

-Учить свободно ориентироваться в тексте, используя выборочное чтение.

Воспитательная: 

-Воспитывать у учащихся любовь к чтению, творчеству.

Развивающая: 

- Развивать речь, творческие способности детей.

Оборудование: Учебник, презентация.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Яна Сергеевна. Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира. Покажите мне свои умные глазки, ровные спинки.

Повернитесь к соседу, поздоровайтесь, улыбнитесь.

Теперь мы готовы начинать урок.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на хорошую работу.

2. Актуализация знаний.

-Ребята, для того, чтобы нам было легче при чтении произведения нам необходимо размять свои губки и язычки.

Повторяйте за мной: Три сороки – тараторки тараторили на горке:

Тра-та-та-та-та-та-та

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

-Молодцы, ребята. Теперь мы готовы к нашему уроку.

-Путешествие в увлекательную страну литературы мы начнем с викторины.

Вам нужно узнать название и автора произведения.

Слайд 1

1. Музыка, потом слайд

Из какого произведения прозвучала музыка?

2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха.

3. Иллюстрация к какой сказке перед вами?

4. Послушайте отрывок из произведения: «Братья могут честно заработать себе на хлеб, - говорил младший. –А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту?»

5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она?

6. Узнайте сказку по отрывку:

Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой

7.-Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы.

«Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли — это в самом деле?»

-К какому жанру можно отнести все эти произведения?

-Подумайте, что объединяет все названные сказки?

-Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников

-Совершенно, верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».

-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ»

-Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь.

-Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д. Свифта «Приключения Гулливера» с. 160

Повторяют скороговорку.

(Бр.Гримм «Бременские музыканты»)

(Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)

(Андерсен, «Гадкий утенок»)

(Ш.Перро «Кот в сапогах»)

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

(Ш.Перро «Золушка»)

(Андерсен «Гадкий утенок»)

-Сказка

-Зарубежные писатели

-Иностранная, писатели из других стран

3. Работа с текстом.

Чтение и анализ.

-Ребята перед тем, как мы с вами будем вновь читать текст поработаем со словами, которые могли бы у вас вызвать затруднения.

Слайд 8

Словарная работа

Колышки - заостренные палочки.

Колчан - футляр для стрел.

Заметались – беспокойно задвигались из стороны в сторону.

Врассыпную – разбежались в разные стороны.

Копье – старинное оружие колющее.

Помост – возвышение, площадка из досок.

Прилаживали – приделывали.

Свиток – свернутая трубочкой рукопись на полосе бумаги.

Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе.

-А сейчас обсудим отрывок произведения, который вы читали на прошлом уроке.

-Как зовут главного героя?

-В какую страну попал Гулливер?

-Была ли ему знакома эта страна?

-Почему вы так думаете?

-Как бы вы назвали маленьких человечков?

-А вы знаете, кто придумал им такое название?

-Лилипут – человек очень маленького роста. Это слово вошло в наш язык именно благодаря Дж.Свифту.

-Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном?

-Прочитайте 3 абзац. На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз один и те же слова?

-Зачем он это делает?

-Какие еще детали позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера?

-Были у них причины опасаться или они были трусами?

-Как герой относился к лилипутам? Какие его поступки об этом свидетельствуют?

-К какому жанру можно отнести это литературное произведение?

-Конечно, поначалу это произведение напоминает забавную сказку. Сокращенные варианты 1 и 2 частей с удовольствием читают дети, хотя изначально этот роман-путешествие был написан для взрослых.

-Вам знаком жанр – роман?

-Вы будете изучать этот жанр в средней школе.

-Забегая вперед, скажу, что роман-путешествие – это произведение, в котором может быть несколько действующих лиц, их судьбы переплетаются; действие происходит на фоне путешествия героя. Мы прочитали всего лишь отрывок одну из 21 главы 1 части, а если хотите узнать продолжение истории про Гулливера, можете прочитать про его другие путешествия... (слайды)

Лемюэль Гулливер – судовой доктор, а потом и капитан нескольких кораблей, каждый раз отправлялся в путешествие из обычного портового города, а оказывался в необыкновенной стране.

-Ребята, а вы хотели бы на время стать Гулливером?

-А представить себя на месте писателя? У вас будет такая возможность, после отдыха.

Отвечают, если знают значения слов.

 

-Слова из текста размер, еда.

-Веревочки, все тело опутано веревочками, он привязан

-Чтобы показать что он огромен, но привязан крепко, т.к. они опасались его

-Сказка

4. Физкультминутка

- Предлагаю вам немного отдохнуть и отвлечься. Поменяйтесь, пожалуйста, местами.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Встрепенулся, потянулся,

Ну а класс за парты сел.

Поморгаем немного глазками.

5. Закрепление (вторичный синтез прочитанного текста)

-Вслед за Гулливером отправляемся по морю творчества.

-Перенесемся в выдуманную страну, в которой вы не такой как все.

-Представьте себя на месте героя. Опишите свои приключения, свои чувства, ощущения, эмоции, а потом расскажите своим товарищам.  Как чувствует себя великан в стране лилипутов вы уже узнали.

1 вариант - вы лилипут в стране Великанов. Придумайте краткий рассказ на несколько предложений. Как вы там оказались. Расскажите о своих эмоциях, впечатлениях.

2 вариант - вам предстоит подумать и рассказать, кем быть лучше, великаном в стране лилипутов, или лилипутом в стране великанов

Вы можете при подготовке использовать наводящие вопросы, но у вас должен получиться связный рассказ.

 -Итак, теперь после отдыха нам нужно ответить на главные вопросы, которые объединяют наши два урока воедино.

-К какому жанру относится это произведение?

-Какое это произведение? Художественное или научно-познавательное? (так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)

-О ком это произведение, о ком рассказывает автор?

-Понравилось ли вам это произведение.

-Почему интересно читать это произведение?

-Ребята, теперь мы с вами будем искать в тексте определённые фрагменты.

-Найдите в тексте фрагмент, когда Гулливер очнулся ото сна и описание того, как он лежал.

-Найдите в тексте фрагмент где Гулливер захотел кушать. Как он просил еды у лилипутов и чем они его угостили? Прочитайте.

-И теперь посмотрим на Гулливера после того, как лилипуты угостили его своими закусками и вином. Что случилось после этого? Найдите фрагмент и прочитайте.

-Молодцы, ребята.

-Теперь же я вам предлагаю составить синквейны к слову «Гулливер» и «Лилипут» на выбор

-Вспомним правила составления синквейна.

Слайд 9

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2-3 имени прилагательных

3. 2-3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Рассмотрим пример синквейна к слову «Веревочка».

Слайд 10

1. Веревочка

2. Длинная, тонкая

3. Завязывает, перевязывает, запутывает

4. Веревочки опутали все тело Гулливера

5. Завязка

-Роман

-Художественный.

-О Гулливере и его путешествии.

-Да/нет с объяснением своего мнения.

Личный ответ учащегося.

Личный ответ учащегося.

Составляют синквейны и затем озвучивают.

6. Итог урока.

-Итак, ребята, подведём итог нашего урока.

-Кто главный герой рассказа?

-Что больше всего запомнилось из произведения?

-Гулливер

 

7. Рефлексия

-Какой раздел начали изучать?

-С каким писателем познакомились?

-Что получилось более удачным?

-Что оказалось трудным?

-Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: Д.Свифт «Путешествие Гулливера». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание  условий для знакомства произведениями зарубежных писателей о путешествиях и приключениях.Предметные:знать: произведение Д.Свифта «Путешествие Гулли...

Конспект урока по литературному чтению по теме «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с зарубежными писателями и зарубежной литературой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».Планируемые результаты:Предметные:знать би...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих спо...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Дж. Свифт Путешествие Гулливера", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с биографией Дж. Свифта и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера»....