Л.Н. Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Краева Светлана Владимировна

Урок литературного чтения с использованием технологии смыслового чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1urok_literaturnogo_chteniya_l.n._tolstoy_akula.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:


Автор урока

Краева Светлана Владимировна

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 класс

Тема

Л.Н. Толстого «Акула»

Цель

- ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»;

- обучать осознанному  чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;              - находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа;

- прививать любовь к чтению.

Формируемые читательские умения

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

- пересказывать текст устно;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Этапы урока / этапы работы с текстом

Действия (задания и вопросы) учителя

Действия ученика

Орг. момент

   Рады слышать мы звонок,

   Начинается урок!

   Интересно нам читать,

   Думать, спорить, размышлять!

   Проверим готовность к уроку

Проверяют готовность к уроку

Введение в тему

Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, иллюстрации из произведений какого автора вы видите на слайде? Мы читали их во 2 классе. Кто автор этих произведений?

С произведениями, каких жанров мы  познакомились у Л.Н.Толстого? Проверим, как вы запомнили произведения Л.Н.Толстого

Лев Николаевич Толстой

– Рассказы, сказки, были, басни

Тест «Рассказы Л.Н.Толстого»

Выполняют тест

Проверка и оценивание с помощью программы «Пликерс»

Определение темы урока

Чтобы определить тему урока и рассказ, с которым мы будем знакомиться, отгадайте загадку:

В бинокль злюку разгляжу,
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острый, как нож,
Лучше ты её не трожь!

Итак, Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”

Постановка задач урока:

– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

– Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. 

“Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого

Отгадывают загадку и определяют тему урока

Предположения детей

Предтестовый

Приём “Прогнозирование по названию”

– О чём может пойти речь в произведении под названием “Акула”?

– Выскажете свои предположения;

– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)

Делятся мнением

Текстовый

Первичное знакомство с текстом:

Прием “Чтение с остановками”

 – Итак, мы начинаем читать. Чтение по частям

Прочитав рассказ до конца, учитель интересуется:

– У кого совпали предположения о содержании рассказа?

– Поделитесь впечатлением о прочитанном.  

- Какое состояние испытали?

Читают  1 часть,

Задают вопросы по тексу, предполагают, что будет дальше

Работают над лексическим значением слов: Африка, Сахара артиллерист, фитиль, хобот

Ответы на вопросы

Послетекстовый

Работа над содержанием текста:

А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.

1.Самостоятельное чтение  1 часть  – жужжащее чтение

– Вопросы по прочитанному – фронтальная работа

– Где происходили события?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Какое настроение было на корабле?

2. Выборочное чтение

1. Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его.

– Почему мальчики оказались в открытом море?

2. Назовите главных героев рассказа.

– Чтобы дать этим героям наглядную характеристику, мы будем составлять паспорта  героев

 

3. Задания к 3 части:

Какие средства художественной  выразительности знаем? А в этом рассказе, Л.Н. Толстой какие использует?

1. Найдите и прочитайте средства художественной выразительности.

2. Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.

3. Озаглавьте 3 часть.

4. Задание к 4 части:

1. Подчеркните слова-действия матросов. Подумайте, почему так много глаголов использует автор в их описании. Дайте им характеристику. Какие они?

2. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.

4..  Озаглавьте 4 часть.

5. Чтение 5-ой части – коллективное, выразительное.

Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

– Почему он пошёл на этот шаг?

- Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

– Как вы относитесь к поступку артиллериста?

– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

Чем закончилась эта история?

6. Пересказ 6 части. 

Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль?

– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

Вставьте иллюстрации по порядку в киноленту, чтобы получился диафильм и подпишите отрывками из рассказа

7. Работа с пословицами

Интерактивный рабочий лист в LearningApps

11. Итоговые вопросы:

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

- Чему учит этот рассказ?

Выводы по рассказу (главная мысль рассказа)

Любить и ценить своих близких и друзей!

– Не делать необдуманных поступков;

– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

12. Рефлексия:

Называют героев

Чтение

Отвечают на вопросы

Находят ответы на вопросы

Заполните паспорта героев рассказа по плану,  опираясь на словарик настроений

Находят средства худ. выразительности

Акула – Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение; противопоставление 2-х последних предложений про мальчиков и артиллериста

Варианты заглавий

Отвечают на вопросы

Пересказывают на основе иллюстрации

Работа  на интерактивном листе

Отвечают на вопросы

Работа по созданию диафильма