Речевые разминки
материал по чтению

Каждое занятие по выразительному чтению рекомендуется начинать с упражнений по технике речи. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждое занятие по выразительному чтению рекомендуется начинать с упражнений по технике речи. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Речевые разминки

Ι

1. Дыхание

Схема упражнения:

Полностью вдохните воздух. Не дышите в течении нескольких секунд. Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких вдохов делайте небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда легкие будут наполнены, задержите воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью развернута, расширена. После этого сделайте спокойный выдох.

2. Голос

а)Произнесите пословицу и скороговорку - сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос к концу, наоборот, ослабляя.

Скороговорка:

Птицам - воздух, рыбам - море, а человеку - отчизна дороже всего.

б) Чтобы научиться варьировать силу голоса, можно выполнять такое упражнение, как разбудить человека тихо, громче, громко, очень громко. (Проснись!)

3. Дикция

Слоги:

би-бэ-ба-бо-бу-бы

ди-дэ-да-до-ду-ды

Слоги с более сложными сочетаниями звуков:

а) би-би-бип

   бэ-бэ-бэп

   ба-ба-бап

   бо-бо-боп и т.д.

б) бим-бем-бам-бом-бум-бам

   лир-лер-лар-лор-лыр и т.д.

4. Орфоэпия

- Определите место ударения в словах:

козлы - козлы, орган - орган, угольный - угольный, верхом - верхом,    пахнуть - пахнуть, досыпать - досыпать, бегом - бегом, уже - уже,      подрезать - подрезать, избы - избы, гоните - гоните, издалека - издалека, иначе - иначе, казаки - казаки.

ΙΙ

1. Дыхание

а)"Свеча". Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний - бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуйте 3, 5,...10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

б) Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха.

   Как на горке, на пригорке

   Стоят тридцать три Егорки:

   Раз Егорка,

   Два Егорки,

   Три Егорки...

   (И так далее до тридцати трех Егорок.)

Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.

2. Голос

а) "Прыжок в воду". Произнося строки стихотворения, вы "пробегаете" от низкого тона до высокого и обратно.

Вот оборот!

        взлетаю.                        и

Как птица, я                                         вниз

Прыжок!                                                             стрелой

взбегаю.                                                                           Скрываюсь

я легко                                                                                       быстро

На вышку                                                                                                 под водой.

б)    Тише, жабы!                                   Тихо, тоном предупреждения (можно исполь-                   

        Ни гугу -                                         зовать жест - палец к губам)

       

        Ходит цапля                                   Тихо ( тоном испуга)

        На лугу.

        Чтобы не было беды,                    Совсем тихо (шепотом)

        Наберите в рот воды.

3. Дикция

а) Шутки - чистоговорки:

Ря-ря-ря - синие моря; рю-рю-рю - репу я варю; арь-арь-арь - новый букварь; ри-ри-ри - горят фонари; ре-ре-ре - санки на горе; орь-орь-орь - у Андрюши конь; ра-ра-ра - высокая гора; ро-ро-ро - новое перо; ру-ру-ру - коза грызет кору; ры-ры-ры - летят комары; ар-ар-ар - летит комар; ор-ор-ор - у Ромы топор; ур-ур-ур - не гонит кур и т.д.

4. Орфоэпия

а) Параллельное применение двух видов чтения: орфографического и орфоэпического.  Предлагается прочитать предложение дважды: сначала так, как пишем, второй раз так, как говорим:

Увидев своего лучшего друга, он начал радостно смеяться.

б) При чтении стихотворения И.Токмаковой "Медведь" обратить внимание на г (снек).

Как на горке - снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке - снег, снег

И под елкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише...Не шуметь!

ΙΙΙ

1. Дыхание

а) "Проколотый мяч". Представьте себе, что у вас на уровне груди большой резиновый мяч. Он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух. Имитируйте звук подражательным "ссссс....". Нажимайте на "мяч" ладонями легко, без усилий, выход должен быть плавным, энергичным, не ослабевающим к концу.

б) "Поймай комара". Руки раздвигаются в стороны - делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу - делается выдох.      На  расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: "Медленно, медленно сводите руки (не спугните комара), произносите непрерывный звук "з-з-з", прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вдох".

2. Голос

а)    Была тишина, тишина, тишина...

                (тихо, медленно)

         Вдруг грохотом грома сменилась она!

                   (громче, быстрее)

        И вот уже дождик тихонько - ты слышишь?

                   (тихо)

        Закрапал, закрапал, закрапал по крыше...

                  (тихо, быстрее)

        Наверно, сейчас барабанить он станет...

                    (тихо: прислушиваемся)

        Уже барабанит! Уже барабанит!

                    (громко, весело)

б) Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вздох произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки м, л, н: ммм...ллл...ннн... Затем к согласным звукам м, л, н поочередно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно:

мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы;

нни, ннэ, нна, нно, нну, нны;

Звуки могут быть заменены счетом от 1 до 10. Эти упражнения проделываются с постепенным усилением голоса: сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот, с постепенным ослаблением голоса: громко, тише, тихо.

3. Дикция

 Ло-ол-ор - у Ромы топор; ло-ло-ро - у меня перо; ал-ал-ар - в бане пар; ал-ар-ал - темный подвал; ри-ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли  - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в январе; ле-ле-ле - катались на осле.

4. Орфоэпия

Аналог, баловать, верование, диспансер, договор, звонишь, каталог, квартал, красивее, средства, столяр, уведомить.

ΙV

1. Дыхание

Следующие упражнения могут быть использованы в качестве дыхательной гимнастики перед началом рабочего дня учителя. Они помогают разогреть речеголосовой аппарат, настроить его на длительную работу.

а) И.п. - сидя на стуле, ноги легка раздвинуты. Наклонить туловище, коснувшись грудью колен, руки свисают - активный быстрый вдох. На несколько минут задержать дыхание. Медленно выпрямиться, поднимая руки вверх, - выдох на звук "ш". Пауза. Упражнение повторить несколько раз.

б) И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повернуть туловище налево - направо - активный вдох, затем вернуться в и.п. - выдох на звуке "м" с закрытым ртом.

в) И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, пальцы раздвинуты. 1 - движением вперед руки быстро скрестить под грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно хлестнули по лопаткам (выдох); 2 - повторять вдох, возвращаясь в и.п. (медленным диафрагмальным вдохом выпятить живот).

г) Ходьба на месте, считая про себя, - вдох на счет 1 - 5, пауза на счет 1 - 3, выдох на звук "ффф".

д) Представьте, что у вас замерзли руки, - согрейте их своим дыханием (следите за тем, чтобы дыхание было реберно - диафрагмальным).

е) Погасите активным прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей.

2. Голос

Прочитай маленькое стихотворение. Какие строчки ты прочитаешь громко, а какие тихо - тихо?

Гром и тишина

Гром грохочет - бух! трах! -

Словно горы рушит.

Тишина в испуге - ах! -

Затыкает уши...

3. Дикция

Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского в среднем темпе, ритмично, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчетливостью произношения каждого звука.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И посту-кивают,

И похрю-кивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

4. Орфоэпия

Инженеры, бухгалтеры, редакторы, конструкторы, шоферы, ректоры, лекторы, инспекторы, профессора, кондуктора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая разминка

Хочу поделиться своим опытом работы по обучению грамоте и развитию техники чтения. Применяя на уроке речевые таблицы можно быстрее научить первоклассников читать.В результате  формируется н...

Речевые разминки, физминутки

Такие  речевые  разминки  применяю  на  уроках  обучения  грамоте  в  1  классе. На  уроках  русского  языка   во 2  классе. ...

Речевые разминки на уроке

Для развития внимательности, воображения, ассоциативности часто использую на уроках речевые разминки.Отвожу на них не более 5 минут, но это хорошая подготовка к постановке учебной задачи...

Речевая разминка

Эту разминку можно использовать перед чтением или просто играя с ребенком....

Речевая разминка

Речевая разминка предназначена для 2-3 классов и используется на уроках литературного чтения....

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Осень."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал  целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз...

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал  целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...