К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Коваленко Лариса Валериевна

Учащиеся научатся характеризовать героев призведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 В

Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тип урока: освоение  новых знаний и способов действий

Цель урока:  

-  показать, как рождается музыка, как она может  воздействовать на слушателя, о чём может рассказать;

- установить связь между природой, человеком и музыкой;

-  понаблюдать за стилем К. Паустовского;

-  работать над развитием речи учащихся;

-  учить слушать, понимать музыку и выражать свои чувства.

Роль учителя:

- подвести детей к выводу о том, что природа  и музыка  вдохновляют человека на создание музыкальных и литературных произведений.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осмысливать пословицу «Жизнь дана на добрые дела», формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Познавательные: Анализировать пословицы и поговорки, искать необходимую информацию в книге, уметь ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу.

Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать  вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. Оценивать свою работу на уроке.

 Коммуникативные: Отвечать на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний  

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте.

Придумывать заглавия к каждой части Последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Анализировать музыкальное сопровождение произведения

№ п/п

Этап урока

            Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Урок 1.

1.

Орг. момент. Мотивация

- включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность.

 «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря»

 Звучит  музыка Эдварда Грига

                                                                             (Слайд 1)

Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью.         Вдруг, что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам хорошо. Откройте свои глазки.

- Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и  вселила в вас уверенность, пробудила ваши  способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.

 

- Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.

                 “Наполним музыкой сердца,
                  Устроим праздники из буден …”

- А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту.

-  Сегодня мы поговорим с Вами о жизни таких замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны. Эпиграф нашего урока:

                             «Два таланта, отданные людям». 

                                              (Слайд 2. Эпиграф урока)

Учащиеся слушают музыку, включаются в  учебную деятельность.

Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Формируемые УУД

Личностные:

- формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Самоопределение к деятельности.   Создание проблемной ситуации

формулирование учащимися темы и цели урока.

- Мы отправимся на встречу с великими волшебниками в области литературы и музыки.

- Назовите тему урока.

- Я знаю, что вы очень любите тайны. И разгадывать вы их тоже любите.

- Так вот сегодня  на уроке я вам предлагаю  разгадать тайну рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

              (Слайд №3 К. Паустовский «Корзина с еловыми

                     шишками»)

- Для начала, скажите мне, что вы представили, когда прочитали название рассказа «Корзина с еловыми шишками»?

 - Ребята, кто из вас читал этот рассказ?  Скажите, пожалуйста,  о чём этот рассказ?

- Да, ребята, несмотря на такое название - «Корзина с еловыми шишками», рассказ о другом.

        - Так почему К. Паустовский именно так назвал свой рассказ, нам предстоит сегодня выяснить?

        - Это и будет одной  из тайн, которую мы попробуем раскрыть, поработав над произведением. А так же тайну, в чём главный смысл этого произведения.

        - Дело в том, что каждое художественное произведение – тайна. Разгадать её может только очень внимательный читатель.

 – Назовите цель нашего урока.

  • Проблемный вопрос: “Почему назван так рассказ?”

(Понимание авторского замысла, "спрятанного между строк").

- Работа над произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

-  Лес,  высокие ели, запах смолы, осень, шишки созревают осенью, голоса птиц…

- Этот рассказ о том, как композитор Эдварг Григ встретил в лесу маленькую девочку и решил сделать для неё подарок.

- Проанализировать произведение К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и раскрыть, в чём заключается главный смысл произведения.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

-анализировать, проверять, фиксировать информацию;

3.

Актуализация знаний.

-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Работа с текстом до чтения.

- Рассмотрите иллюстрацию. Выскажите предположения о героях, о теме произведения.

- Прочитайте  ключевые слова. Как выскажите предположения о развитии действия.

  • Словарные - ключевые слова:

Место действия: северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген.

События, описанные в рассказе, происходили около ста лет назад, когда ещё не было не только нас с вами, но и ваших мам и бабушек. Далеко на севере, на берегу моря расположена величественная и суровая страна Норвегия. Склоны её гор покрыты лесами, а берега изрезаны фиордами (заливами). Обрывистые берега с глубокими ущельями круто спускаются к морю. Один из древнейших городов западной Норвегии – Берген. Здесь, где глубокий залив образует большое, красивое озеро, а скалистый берег покрыт лесом, в живописной сельской местности и произошла встреча главных героев рассказа.

                                                                           (Слайд

       Герои рассказа: Эдвард Григ, Дагни Педерсен,

    Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс.

1. Краткое сообщение о К. Паустовском (делает учитель).

  - Прежде, чем перейти к рассказу, мне хотелось бы сказать несколько слов великом русском писателе – К.Г. Паустовском.

Константин Георгиевич вошёл в литературу как ценитель музыки и мастер пейзажа.

                           (Слайд 4.  Портрет К.Паустовского)

Родился  он в 1892 году в Москве в семье железнодорожного статистика. (Статистика – учёт чего – либо). На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни  много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным».

                                                        (Слайд 5.  Слова отца)

И он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе.

Константин  Георгиевич рано начал писать. “Моя писательская жизнь – вспоминает он – началась с желания все знать, все видеть и путешествовать».

                                             (Слайд 6.  Слова писателя)

В каждом рассказе, в каждой повести видны следы его скитаний.

Но Паустовский писал не только о природе, но ещё и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, которые тонко чувствовали красоту окружающего нас мира и старались своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного.  Рассказ, с которым вы познакомились дома, и является тому доказательством.

  • Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
  • Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

Познавательные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем);

4.

  Работа над содержанием рассказа.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать  устранение и фиксирование преодоления затруднения

а) Чтение и анализ  первой части рассказа (Осенний лес).

- С первых же строк рассказа Паустовский нас красиво переносит на место действия: в Норвегию в сказочный осенний лес.

- Вы любите гулять в лесу? В какое время года? Чем вам нравится осенний лес?

                                                     (Слайд 7.   Осенний лес)

 - Давайте прочитаем, как автор описывает осенний лес?

                               

- Какие приемы использует автор, чтобы вы увидели красоту осеннего леса?

 –   - Паустовского можно по праву считать мастером олицетворений. Анализируя каждую часть, вы будете находить средства художественной выразительности  для того, чтобы  лучше понять текст, настроение героев, музыку.

- Понравилось ли вам описание осеннего леса? Что главное в нем?

- Да, в описании леса мы видим противопоставление живого, настоящего и ненастоящего, сделанного, подделки под настоящее.

- Почему автор так поэтично описывает осень в лесу?

 

 б) Чтение и анализ   первой части рассказа (Встреча).

- Продолжим чтение первой части рассказа. Предлагаю прочитать следующий  отрывок по ролям.

 - Что в разговоре самое главное?

 - Как вы думаете, почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке, что решает сделать девочке подарок, подарить музыку?

  • Составляем портрет героя

- Я предлагаю вам составить словесный портрет Дагни.

На доске появляется запись:

Дагни:

- мила и красива

- трудолюбива

- доверчива

- чуткая и добрая

– Что надеялась получить в подарок Дагни?

– Почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарки ждёшь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге.

 – Григ задумал очень сложный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети воспринимают сложную музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

 - Сколько лет тогда будет Дагни?

Озаглавьте 1 часть рассказа.

                   1. Встреча в осеннем лесу.

  • Находим художественные приёмы, используемые автором в описании осеннего леса.

Дети рассказывают о своём отношении к осеннему лесу.

Хоровое чтение

 – Сравнения, эпитеты, олицетворения.

- Автор сравнивает кованые из золота и меди листья  с настоящими. И подчеркивает, что нет ничего прекраснее «осеннего наряда, лежащего в горах».

- Красота леса очаровывает и вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели ее увидели, почувствовали.

Чтение по ролям.

- Григ решает сделать девочке подарок.

 - Дагни очаровала Грига.

Работа в парах.

Она мила и красива: у неё большие, как у куклы глаза, зеленоватые зрачки в которых Григ увидел осеннюю листву.

Она трудолюбива: тащит тяжёлую корзину с шишками.

Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, об игрушках.

 – Она чуткая и добрая. Дагни печально рассказывает Григу, что её дедушка плохо спит по ночам, всю ночь кряхтит.

Какую-нибудь  игрушку, например – куклу.

 …я делаю подарки для взрослых, ты ещё мала и многого не  понимаешь,

                 учись терпению…

Групповая работа.

Познавательные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем);

- умение  делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других.

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

- уважать другую точку зрения;

- продолжать учиться работать в парах и группе.

- проявлять активность в деятельности.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- выполнять различные роли в группе.

5.

Физкультминутка.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать  устранение и фиксирование преодоления затруднения

в) Чтение и анализ  второй  части рассказа (Рождение музыки)

- Прочитайте самостоятельно вторую часть рассказа.

 - О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора? С чем сравнивает автор это жилище? Что было украшением дома Грига? Почему?

-  Найдите и прочитайте описание комнаты Грига.

- Что придавало уют его комнате?

- Почему Григ не решался выбросить старый диван?

- Вот видите, благодаря точному описанию Паустовского, мы узнаём о том,  что у Грига было много друзей - поклонников его таланта.

Рассказ учителя об Э.Григе.

«Высоко в норвежских горах, в местечке со сказочным названием Трольхауген (холм троллей) – между двух заливов спокойного моря - вырос дом. Вилла Грига.

                                                  (Слайд 8.   Вилла Грига.)

С холма открывался прекрасный вид на огромное озеро с зелёными островами.  Вокруг небольшой, но уютной виллы – лес, а несколько ниже к воде – маленькая хижина, куда Григ уединялся для работы.

                                             (Слайд 9.   Пианино Грига.)

Кроме пианино, в ней умещался простой деревянный стол, старый диван да стопки нот любимых композиторов. В этом рабочем домике рождались бессмертные мелодии,  ставшие достоянием мира.

– Каким же был он, композитор Э. Григ?

                                                  (Слайд 10.   Эдвард  Григ.)

Невысокого роста, белокурый и голубоглазый, жизнерадостный и весёлый. Он любил родные края и готов был без конца бродить в горах, окружающих его приют. Здесь он черпал вдохновения для шедевров.

                                                 (Слайд 11 - 12.   Норвегия.)

В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии  - сумрачное величие хвойных лесов и суровая красота фьордов. В ней звучит прибой северного моря.

Эдвард  Григ родился в Бергене в купеческой семье. Игре на фортепианно учился с 6 лет под руководством матери. В дальнейшем – великий композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель.

                                      (Слайд 11 - 12.   Слова Э. Грига)

 «Музыка,-  писал Эдвард Григ, - добрая сила, которая облагораживает души и нравы».

Велико  творческое наследие Эдварда Грига – лирические  пьесы, песни, романсы, сюиты, сонаты. Имя Э. Грига  известно всему миру. Он  много путешествовал. Выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря.

- Перечитайте описание зимы в Бергене.  Похоже ли это описание на стихи? Для чего Паустовский включил такое красивое описание зимы именно в эту часть рассказа?

- Каких слушателей Григ ценил больше?

 - Какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал? Нарисуйте словесные картины, пользуясь словами из текста.

  • Находим художественные приёмы, используемые автором в описании рождения музыки.

- Как вы думаете, был ли Григ счастлив? Что наполняло его счастьем?

- Какие слова самые важные в этой части?

– Озаглавьте эту часть.

                     2. Рождение музыки.

Самостоятельное  чтение.

- С жилищем дровосека.

- Очень мало мебели и вещей. В доме дровосека, наверное, не совсем уютно?

Выборочное чтение.

- Рояль.

- У него было много гостей.

– Добрым, чувственным, любил природу и детей.

Выборочное чтение.

– Григ сочиняет музыку. Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке, ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь. 

«Это были синицы на дереве, …»

«Синицы волновались. Как они не вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля».

«Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая».

 –  «Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой».

«Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом».

«Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома».

– «А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около  её босых ног стояли хрустальные туфельки.»

Он жизнь прожил, отдавая свой талант людям.

- «…жизнь удивительна и прекрасна… я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата».

Сравнение: «Ты как солнце. Как нежный ветер и раннее утро.»

 Олицетворения: Рояль мог петь.

Белые и чёрные клавиши убегали, тосковали, смеялись, гремели бурей. Заржавленные пароходы дремали, посапывали.

Снег останавливался, чтобы послушать звон.

Хрустальные туфельки вздрагивали, сталкивались с друг другом.

… Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…»

Познавательные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем);

- умение  делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других.

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

- уважать другую точку зрения;

- продолжать учиться работать в парах и группе.

- проявлять активность в деятельности.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- выполнять различные роли в группе.

Урок 2.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать  устранение и фиксирование преодоления затруднения

г) Анализ    третьей  части рассказа (Дагни в гостях у родственников).

– В  III части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

Прочитайте эту часть.

 – Что  изменилось в жизни Дагни?

 – Кем были родственники девушки?

 – Что особенного было в комнате тети Магды?

– Перечислите,  какие вещи были в комнате у Магды?

  • шпага;
  • веер;
  • шелк;
  • шляпа с перьями;
  • парча;
  • цыганская шаль;
  • тюль;
  • кружева;
  • парик;
  • ленты.

– А  где сейчас, в наше время, можно встретить эти предметы?

– Озаглавьте эту часть.

               3. В гостях у тётушки Магды.

Чтение учеником.

Дагни стала взрослой и отец отправил её погостить к родственникам.

Тетушка Магда была театральной портнихой, а её муж – в том же театре – парикмахер.

В комнате у тётушки было много театральных вещей.

Дети перечисляют вещи, объясняют значение слов.

В театрах.

Познавательные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем);

- умение  делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других.

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

- проявлять активность в деятельности.

д) Анализ    четвёртой  части рассказа (Подарок).

  1. Чтение до слов: «… И Дагни верила.»

 – Куда любила ходить Дагни в городе?

 – Как она чувствовала себя после спектаклей?

– Почему она плакала?

(Добавляем в характеристику Дагни – впечатлительная)

– Кому из вас приходилось плакать, когда вы смотрели спектакли, кинофильмы или читали книгу?

– Изменилась ли Дагни?

Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.

  1. Чтение до слов: «… Выстрел означал заход солнца.»

– Вот Дагни собирается на концерт с дядей и тетей. Словами нарисуйте её портрет.

– Расскажите, в какой необычной обстановке проходил концерт.

 – Кто знает, что такое "белые ночи"?

 – В каком еще городе России бывают белые ночи?

             А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

                 « … И не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи пол часа».

– Итак, девушка необычайно красива, концерт проходит в парке, стоят белые ночи. Все так чудесно и таинственно, что ждешь: вот-вот произойдет чудо. Так умело и интересно построил писатель свой  рассказ.  И чудо действительно происходит.

Чтение учителем отрывка под музыку.

«…Дагни впервые слушала симфоническую музыку»

–Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига?

– Какое действие музыка оказала на Дагни?

 – Что почувствовала Дагни?

– Как  Паустовский помогает нам лучше воспринять текст?

– Какая музыка по словам Паустовского?

– Докажите, что музыка живая.

– А  на самом деле музыка бывает живой?

     

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

                       

                                         (Слайд 13.   Слова М. Горького)

- Впечатление о музыке Грига можно передать словами. М. Горького: «Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей».

Композитор в этом произведении изображает восход солнца.

Солнышко всходит
И небо светит.
Природа проснулась
И утро пришло.

- А как вы думаете, назвал свой музыкальный подарок Э.Григ?

ПЬЕСА — законченное небольшое по форме музыкальное сочинение;

- Что помогло Э. Григу написать такую музыку для Дагни?

– Почему Дагни сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?

– Что она думала о композиторе?


– Как его называла?

 – Почему она так его называет?

             «Живут волшебники земные, тепло своих сердец  даря».

(открывается запись на доске)

- - Кого мы сегодня  называем земными волшебниками и почему?

- - Озаглавьте эту часть.

                  4. Подарок.

Чтение «цепочкой».

Дагни любила ходить в театр.

Она долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.

Она была чувствительной, впечатлительной.

Дагни осталась такой же чуткой, милой, впечатлительной, какой была в детстве. Однако теперь она взрослая, красивая девушка.

Чтение учеником.

Дагни очень красивая. Строгая бледность лица. Косы с отблеском старого золота.

Был тёплый день. Стояли белые ночи. Концерт проходил в парке под открытым небом.

- Это ночи, когда солнце заходит, но на улице светло, как днём.

- В Петербурге.

Это  слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя. Но и от больших хороших чувств; кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер и она не скажет ему «спасибо» за чудесный подарок.

Она плакала, не скрываясь слезами благодарности.

Слушая музыку, она представляла себе картины своей Родины.

Он  подбирает точные слова, оживляет музыку.

Она живая. 

Она росла, подымалась и пенилась, неслась, бушевала, срывала листья.

Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.

Как будто попал в Норвегию, в тот лес, к тому морю, услышал шум прибоя, веселое эхо в горах, шелест листьев, хочется еще немного побыть там).

- Пьеса «Утро»

- Красота окружающего мира

– Он ей тогда пообещал подарок.

– Она укоряла его, что он не умеет быстро работать.

- - Волшебник и великий музыкант.

- Она смогла, спустя такое длительное время, услышать его, понять. А также, благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

. Григ подарил нам талантливо написанную музыку, Паустовский – рассказ.

Познавательные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем);

- умение  делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других.

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

- уважать другую точку зрения;

- продолжать учиться работать в парах и группе.

- проявлять активность в деятельности.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- выполнять различные роли в группе.

Физкультминутка.

- анализ эмоционального состояния после прослушивания музыки

е) Слушание музыки и беседа о музыке.

- Давайте ещё раз послушаем отрывок из концерта для фортепиано с оркестром, написанного Э.Григом и подумаем, можно ли сказать, что это произведение было написано специально для Дагни? Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине.

- Какое впечатление произвела на вас музыка?

- Что вы представили, слушая музыку?

- А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским?

- Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?

- Как вы думаете, почему так почему так происходит, что для того, чтобы понять музыку, её надо услышать?

- Верно, это и Паустовский тоже понимает. Найдите и прочитайте фразу, в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами?              

- Я думаю, что эту музыку можно считать подарком для всех людей.

- Завораживала, очаровывала.

- Пение рожка, щебетание птиц, шум прибоя …

Ответы детей.

…невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

Регулятивные:

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от прослушивания  музыки;

- оценивать их влияние на настроение человека

7.

Обобщение.

- осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности.

- Если вы сегодня не почувствовали и не поняли музыку, ничего страшного! У вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже. А вот для чего живёт человек, вы должны понимать уже сейчас? Дагни поняла это, а вы поняли?

. – Открываем тайну. В чём же заключается главный смысл произведения  К. Паустовского?

– А почему же  рассказ назван «Корзина с еловыми шишками»?

– Как вы считаете, счастливый конец у рассказа или нет?

– Чтобы дарить радость другим людям от чистого сердца, не за спасибо, любить природу, самому радоваться.

К. Паустовский считал, что открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!

– Э.Григ смог выполнить своё обещание, девочка получила подарок, а самое главное она поняла то, о чём хотел сказать ей композитор!

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; 

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Регулятивные:

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

- оценивать их влияние на настроение человека

8.

 Рефлексия. 

- осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности.

Важная мысль творчества Паустовского – мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному».

Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Через годы и собственную смерть великий музыкант Э. Григ передал свой подарок к совершеннолетию некогда встреченной им в лесу очаровательной девчушке – музыку, которая открыла ей «красоту этого мира».

-Я думаю, что все эти качества есть или зарождаются в ваших сердечках. А наши сердца раскрываются с детства, как листва деревьев.

Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми, а слова М. Пришвина стали вашим девизом по жизни.

                                  Все хорошее в природе - от солнца;
                                 А все лучшее в жизни - от человека.
                                                                         М. Пришвин.

- Ну, и  конечно же, как сказал сам Э.Григ:

«В первую очередь нужно быть человеком! И иметь душу!» 

                                               (Слайд 14.  Слова Э.Грига)

Существует такая легенда:

Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Бога, и он лишил их этого дара. После чего крепко задумался: куда спрятать отнятое? Поместить на вершины гор – человек рано или поздно всё равно доберётся до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надёжное место. Тогда решил Бог спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать: в человеческую душу. И не ошибся. До сих пор об этом мало кто подозревает.

Я желаю вам найти этот дар и раскрыть его людям, как Григ, Паустовский и другие прекрасные композиторы, художники, писатели.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; 

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Регулятивные:

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

- оценивать их влияние на настроение человека

9.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания, я  предлагаю вам выполнить творческую работу. Вы сами попробуете выступить в роли творцов: писателей, художников, поэтов, актёров.

На части не делится солнце лучистое,

И вечную Землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча серебристого –

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Дети выбирают себе задание для домашней работы.

10.

Оценивание.  

- А сейчас я попрошу поднять руки тех, кому понравился сегодняшний урок, кому понравился рассказ К.Г. Паустовского, кого затронула музыка  Э. Грига,  кому понятно как должен жить человек. И кому сегодня захотелось творить подарки для людей. Поаплодируйте себе и всем вокруг себя!

                       Спасибо за урок!

                                                                             (Слайд 15.)

Дети оценивают свою работу на уроке.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; 

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эпиграф урока:

Слайд 6

«Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным» .

Слайд 7

«Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать»

Слайд 10

Пианино в доме-музее Грига

Слайд 11

1848 - 1907

Слайд 14

«Музыка - добрая сила, которая облагораживает души и нравы». Эдвард Григ

Слайд 16

«Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей». М.Горький

Слайд 17

Вступая в жизнь, иди рука об руку с прекрасным, а главное помни, что человек счастлив и красив только тогда, когда отдает людям всю свою жизнь, работу, талант. К.Паустовский

Слайд 18

«В первую очередь нужно быть человеком! И иметь душу!» Эдвард Григ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Презентация содержит в  себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками".  А так же прилагаетс...

Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE  или htt...

К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....

Урок литературнрго чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" с презентацией....

Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....