Конспект урока Литературное чтение по теме: "Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид..."" (УМК "Школа России" , 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
Личностные: воспитывать любовь и уважение к родной природе; утвердить значимость и ценность каждого слова; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Тип урока: изучение и первичное закрепление материала
Оборудование: учебник Литературное чтение 4 класс «Климова.Л.Ф;Голованова М.В»,тетради
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 30.04.2021 ФИО учителя: Мартынова Г.М
Школа: МОБУ СОШ №131 ФИ студента: Зубарева А.Е
Класс: 3 «Б» ФИО методиста: Андреева Т.С
КОНСПЕКТ УРОКА Литературное чтение
Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»
Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
Личностные: воспитывать любовь и уважение к родной природе; утвердить значимость и ценность каждого слова; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Тип урока: изучение и первичное закрепление материала
Оборудование: учебник Литературное чтение 4 класс «Климова.Л.Ф;Голованова М.В»,тетради
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1мин | Добрый день, ребята! Приготовьтесь к уроку. Давайте вспомним! | Приветствуют учителя | Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4мин | Сравнение – сопоставление 2 или нескольких предметов или явлений на основе общего признака((лес – терем) Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов живыми качествами( идёт зима) Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Эпитет- образное определение предмета или явления в виде открытого сравнения ( добрый молодец, чистое поле) Эпитет - художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п. Ещё встречаются и другие средства выразительности. Какие? (ирония, фразеологические обороты, аллегория, каламбур, сарказм) -как вы думаете, зачем мы это все вспоминаем? | Вспоминают и рассказывают Отвечают на вопросы | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
III. Постановка учебной задачи | 3мин | -мы будем читать стихотворение и анализировать его. Правильно! И какая тема у нас? Откройте страницу 139. -Молодцы! | Формулируют тему урока | Познавательные. Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно. Личностные: Проявлять интерес к новому учебному материалу. |
IV. Открытие нового знания | 16мин | -Сначала немного узнаем об авторе. - В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности». Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет. Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски. Подростком Тютчев с родителями из имения отца в Орловской губернии переехал в Москву. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы пера Тютчева обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков. В университете Тютчев поразил своего товарища, будущего известного историка М. П. Погодина, тем, что с ним «можно было говорить о чём угодно: о религии, о древней и новой европейской литературе, о философии, математике и даже медицине. Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук. На семейном совете было решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата. О поэзии всерьёз никто не помышлял… И в середине 1822 года Ф. И. Тютчев едет работать в столицу Баварии – Мюнхен. Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернётся для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом, а не чиновником. Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет. В 1843 году Ф. И. Тютчев возвращается в Россию. Во многих аристократических домах его знают как умнейшего собеседника, но совсем не знают как поэта. Правда, сам Тютчев долго не придавал серьёзного значения своим стихам. И вдруг… В 1850 году (Тютчеву уже 47 лет) молодой в то время поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привёл 24 старых стихотворения Тютчева. Ещё через 4 года писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Тютчева и тоже написал о нём похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за 50! В XIX веке случай едва ли не единственный. «О Тютчеве не спорят, – справедливо писал И. С. Тургенев, – кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». -хорошо. Вы прослушали биографию Тютчева, чем он вам запомнился? -Прослушайте стихотворение.(Читаю 2 раза) -Прочитаете его самостоятельно вникая в слова. -Выпишите слова которые вам не понятны.( Объясняю слова, которые они выписали) -давайте еще раз прочитаем все вместе и расставим карандашом ударения и паузы. | Слушают Отвечают на вопросы Выписывают слова | Познавательные: ориентация в учебнике, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 7мин | О чем это стихотворение? -Какие приметы весны вы замечали в природе? - Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна). - Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение? - Какие картины природы начала весны рисует поэт? с помощью чего? - Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие. -Какой части речи здесь больше всего слов? -Автор хотел показать движение! - Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны? | Отвечают на вопросы Беседа | К: формулировка мысль, устного высказывания Р: создавать ориентир действия, выдвигать критерии работы Р: саморегуляция, волевое усилие к преодолению препятствий. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 7мин | Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон». - Подберите синонимы к слову «невольно». (Нечаянно, непроизвольно.) - Подберите антоним к слову «печален». (Весел.) - Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, редеющий сон, печальный вид.) (Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника. Выразительное чтение стихотворения.) | Самостоятельно работают с заданием | Р: саморегуляция, волевое усилие к преодолению препятствий. |
VII. Включение в систему знаний | 4мин | -Найдите в тексте и выпишете: Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”. Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”. Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”. | Работа с текстом | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 3мин | Вам понравился урок? -Что вам запомнилось больше всего? Молодцы! Домашнее задание: выучить стихотворение. | Л: положительные эмоции от получения результата результатов своего труда, уважения работы других, самооценка, рефлексия Л: самооценка К: построение речевого высказывания, формулировка своего мнения Р: самоконтроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/07/picture-494651-1460020838.jpg)
Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов. Цветок на земле"
Ознакомительный урок по теме "А.П. Платонов. Цветок на земле". Соответствует требования ФГОС. Программа "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/11/picture-1302511-1620748406.jpg)
Конспект урока литературного чтения «А.П. Платонов Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результаты:·...
Конспект урока литературного чтения "А, П, Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «А. П. Платонов «Цветок на земле» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1294010-1610895561.jpg)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «А. Платонов. Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении А.Платонова «Цветок на земле»; формирование знаний о биографии А. Платонова. Планируемые результаты Предметные: -знать пр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1304364-1610713032.jpg)
Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов “Цветок на земле” 1 час (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать биографию ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1304364-1610713032.jpg)
Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов “Цветок на земле” 2 час (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: понимание учащимися идеи произведения «Цветок на земле»А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование навы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1304364-1610713032.jpg)
Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов “Цветок на земле” 3 час (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: понимание учащимися идеи произведения «Цветок на земле»А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование навы...