Пояснительная записка_литература_4 класс
материал по чтению (4 класс)

Вартик Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_literatura.docx87.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  образовательная программа

                                                    по предмету «Литературное чтение»

                                                                для 4 Б класса

                                                     на 2020/2021 учебный год

                                                                                                           

ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ

(Авторы:   Климанова  Людмила   Федоровна,  Горецкий  Всеслав  Гаврилович,   Голованова  Мария  Владимировна,  Виноградская Людмила  Андреевна,    Бойкина Марина  Викторовна)

4  класс

Пояснительная записка

к тематическому планированию по литературному  чтению

   

Нормативно – правовые  документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный   закон   от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28;
  2. Федеральный Государственный образовательный  стандарт Начального Общего Образования,  утвержденный  приказом  Минобрнауки  России  от  06.10.2009  №  373  (п.  19,  5);
  3. Федеральный  базисный  учебный  план;
  4. Положение  о  порядке  разработки  и  утверждения  рабочих  программ  учебных  курсов,  предметов,  дисциплин  Минобрнауки  РФ  от  11.12.2006  г.  №  06 – 1844;
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  6. Планируемые  результаты  Начального Общего Образования;
  7. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от  28.03.2002  г. № 199/13);
  8. Приказ  Министерства  Просвещения  России  от    28.12.2018 N 345 (ред.  от   18.05.2020) "О  Федеральном  перечне  учебников,  рекомендуемых  к  использованию   при  реализации   имеющих  Государственную  аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего,  среднего  общего  образования»;
  9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.2.2821-10  "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".  Действует  с  01.09.2011  г.;
  10. Постановление Главного санитарного врача от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)";
  11. Программы Министерства образования РФ:   Начальное общее образование, авторская  программа   Л.  Ф.  Климановой  «Литературное  чтение», утвержденные МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Нормативно – правовые  документы  локального  уровня:

  1. Устав  МБОУ  «СОШ  №  2  г.  Алдан»;
  2. Основная  образовательная программа  начального  общего образования МБОУ  «СОШ № 2  г. Алдан»,  утвержденной приказом  МБОУ СОШ № 2 г.  Алдан №  01-17/308 от 30.08.17г;
  3. Учебный   план   МБОУ   «СОШ № 2 г. Алдан»  на 2020 /2021  учебный год,   утвержденный  приказом №  01-17/287 от 31.08.20  г.;
  4. Положения  о  рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.;
  5. Адаптивная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ №2 утвержденной приказом  «МБОУ СОШ №2 г.  Алдан»  №01-17/301 от 30.08.2016г.

Я  работаю  по  программе  «Школа  России».   Данная программа Министерства образования РФ.,  утвержденная МО РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, взята за основу. Ценность  УМК  «Школа  России»  состоит    в  том,  что  ему  присущи  такие  характеристики,  которые  очень  значимы  для  учителя  не  только  сегодня,  но  и  всегда,  а  именно:  фундаментальность,  надежность,  открытость  новому.

УМК  «Школа  России»  сориентирован  на  личностно – развивающее  образование, граждански – ориентированное  образование,  глобально – ориентированное  образование  младших  школьников.  

 Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Учебно – методический  комплекс  «Школа  России»  -  один  из  наиболее  известных  в  стране  проектов  издательства  «Просвещение». Система  учебников  «Школа  России»  на  основании  экспертных  заключений  РАН  и  РАО,  реализует  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования.  

Эта  программа  охватывает  все  образовательные  области  учебного  плана  ФГОС,  включает  учебники  и  учебные  пособия  нового  поколения,  которые  отвечают  требованиям  к  современной  учебной  книге.  

Программа модифицирована для работы в МБОУ СОШ № 2, ориентирована на контингент обучающихся  данной школы и составлена с учётом среднего уровня подготовки и общего развития обучающихся  4 «А»   класса,  добавлен интегрированный материал с использованием  регионального компонента.

   Уровень программы базовый.

Взяв  за  основу  программу комплекта  «Школа  России»  и  исходя  из  особенностей  класса,  ставлю  для  себя  следующие  задачи:

1.         Развивать интеллектуальную,  творческую  личность.

2.        Формировать  потребность  к  познанию  и  высокую  школьную  мотивацию.

3.        Создать  условия  для  сохранения  и  укрепления  здоровья  обучающихся.

 

Место курса «Литературное  чтение» в учебном плане

   Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ   на изучение литературного  чтения  в начальной школе выделяется  506  часов.

    В  4 классе —  102   часа  (3 часа  в неделю, 34  учебные недели).

   Программа курса обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Сборник  рабочих  программ  «Школа  России».  1  -  4  классы. - М.: Просвещение, 2011. – (ФГОС)
  2. Концепция  учебно – методического  комплекса  «Школа  России»
  3. Климанова  Л.  Ф.  Литературное  чтение. 4  класс:   учебник  для общеобразовательных  учреждений  с  приложением  на  электронном  носителе / Л.  Ф.  Климанова, В. Г. Горецкий,  М.  В.  Голованова  и  др.  –  М.: Просвещение
  4. Бойкина  М.  В.  Литературное  чтение. 4  класс: рабочая тетрадь: пособие для обучающихся общеобразовательных  организаций  / М.  В.  Бойкина. – М.: Просвещение.
  5. Кутявина  С.  В.  Поурочные  разработки  по  литературному  чтению:  4  класс.  -  М.:ВАКО
  6. Поурочные  разработки.  Технологические  карты  уроков:  4  класс.  Пособие  для  учителей  общеобразовательных  учреждений / М.  В.  Бойкина,  Н.  И.  Роговцева.  -  М.:СПб.:  Просвещение

 Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Цели и задачи изучения курса «Литературное  чтение»

  Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

   Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

   Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3.  Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

   Важную роль в обучении чтению   играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общих  учебных умений, навыков и способов деятельности:

  • Интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • Познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • Организационных (организовать сотрудничество и планировать свою деятельность).

Ценностные ориентиры содержания курса   «Литературное  чтение»

   Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся  знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие  обучающихся начальных классов.

   Литературное чтение как вид искусства знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

   На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями  (базовыми ценностями): добром, справедливостью,  правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Круг чтения и опыт читательской  деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества.  Произведения выдающихся представителей  русской литературы,   классиков советской детской литературы;  произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера  России) и зарубежной литературы, доступные  для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.  Детские периодичекие издания.

   Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений:  малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная  сказка; рассказ;  стихотворение; басня.

   Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о   приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в  освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования  терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

   Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений,  языка.

   Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности.

   Различать виды информации  (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными  данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией,  предисловием, послесловием, иллюстрациями для  выбора и чтения   книг.

   В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета:

линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально - оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах и писателях.

Характеристика деятельности учащихся

Аудирование

  • Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции.
  • Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух.
  • Различать речь родного и иностранного языков.

Чтение вслух и про себя

  • Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
  • Читать про себя тексты разных жанров и видов. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
  • Выразительно читать прозаические и стихотворные произведения.
  • Интонировать предложения на основе знаков препинания.
  • Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства, раскрывающие особенности произведения.

Работа с разными видами текста

  • Сравнивать самостоятельно прочитанный текст, определять особенности каждого.
  • Объяснять смысл и значение названия произведения.
  • Характеризовать текст.
  • Определять жанр, тему.
  • Анализировать соответствие темы пословице, выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.
  • Формулировать вопрос по фрагменту текста.
  • Пересказывать произведение подробно, кратко, выборочно, по иллюстрациям.
  • Работать с учебным текстом, прочитанным самостоятельно.
  • Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России.

Работа с книгой

  • Характеризовать книгу.
  • Выбирать книгу в библиотеке.
  • Составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Готовить презентацию прочитанной книги

Культура речевого общения

  • Участвовать в диалоге. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации. В процессе диалога подавать реплики, дополнять высказывания других, делать замечания.
  • Конструировать монологическое высказывание.
  • Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.
  • Презентовать сочинение, рассказ, доклад.

Литературоведческая пропедевтика

  • Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров.
  • Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.
  • Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их (в пределах изученного).

Творческая деятельность учащихся

  • Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев.
  • Участвовать в драматизации.
  • Создавать сценарий диафильма

Основные формы и методы  работы

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа – диалог, полилог;
  • работа в малых группах;
  • работа в статистических парах;
  • индивидуальная работа
  • нетрадиционная форма урока  (урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры )  

Используемы методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемно-поисковый;
  • метод стимулирования интереса к учению;
  • наблюдение;
  • информативный;
  • метод самоконтроля;
  • метод самостоятельной деятельности учащихся   (чтения  -  рассматривания);
  • выработка и усовершенствование навыков;
  • различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный,  творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

Способы и средства:

  • технические средства;
  • модели и таблицы;
  • рисунки;
  • дидактический  материал;

Используемые технологии:

  • игровые технологии;
  • технология создания ситуации успеха на уроке;
  • личностно-ориентированные   (разноуровневые задания);
  • здоровьесберегающие  (приём зрительных меток; тематические  физминутки).

Ташикулов Фирдавс  АООПННОО для обучения с ЗПР вариант 7.2 приказ 01-01 /383 от 04.09.17

Количество часов соответствует учебному плану. Коррекция осуществляется не за счет изменения количества часов, а за счет технологии обучения и индивидуального подхода с учетом психофизиологических особенностей ребенка.

Особенности Фирдавса:

По национальности узбек. Плохо понимает русскую речь, поэтому низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушена лексическая и грамматическая сторона речи.

   

  Цель обучения  детей  с  ОВЗ:  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;  формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;  воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников.

    Реализовать данные цели обучения возможно через:

          овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности), развитие умений слушания и говорения;

  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи;
  • овладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
  • систематизация знаний о русском языке;
  • знакомство с богатством русского языка, воспитание средствами русского языка.

Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ЗПР нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.

          Методы и приёмы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, звукозапись)
  • практическая работа
  • самостоятельная работа
  • объяснительно-иллюстративный

   

Использование  национально – регионального  компонента  на  уроках  литературного чтения

   В МБОУ  «СОШ  №  2  г.  Алдан» обучаются дети, в основном, неякутской национальности. Учащиеся мало знают не только о национальной культуре якутского народа, но и вообще о Якутии, ее истории, природе. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям якутского народа?

  Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность обучающихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев и даже давно знакомые сказки и рассказы обретают для них новое звучание и  значение: они созданы на земле Саха, саха  писателями и поэтами. Именно это вызывает чувство гордости и  патриотизма.

   Через знакомство с краеведческим материалом на уроках литературного чтения   осуществляется художественно-творческое развитие   обучающихся.

В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам

(актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ) и целесообразности их корректировки.

Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»  в  4   классе

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: 

Личностными результатами изучения курса «Литературное  чтение» в 4 классе является формирование следующих умений:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок ,рассказов и стихов  великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную  информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений; 
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; 
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения(картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; 
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;
  • составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по высказываниям на заданную тему;      
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться: 

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • рассказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
  • осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. 

Содержание изучаемого курса

Летописи. Былины.   Сказания.  Жития  

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...",  "И вспомнил Олег коня своего...",  "Житие Сергия Радонежского".

Чудесный мир классики  

П.  П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок);   А.  С. Пушкин   "Няне",  "Туча",  "Унылая пора!..", "Птичка   Божия    не    знает. ..",  "Сказка   о    мертвой     царевне   и    о    семи    богатырях";  М.  Ю.  Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.   П. Чехов "Мальчики".

Поэтическая тетрадь    

Ф. И.  Тютчев   "Еще земли печален вид...",  "Как неожиданно и ярко..."; А.  А. Фет  "Весенний дождь",   "Бабочка";  Е. А. Баратынский  "Весна, весна! Как воздух чист...",  "Где сладкий шепот...";  А.  Н.   Плещеев   "Дети и птичка"; И.  С.   Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н.  А. Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И. А. Бунин "Листопад".

Литературные  сказки    

В.  Ф. Одоевский   "Городок в табакерке"; П.  П. Бажов   "Серебряное копытце"; С.  Т. Аксаков "Аленький цветочек";   В.  М.   Гаршин   "Сказка о жабе и розе".

Делу время - потехе час  

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.  Ю.  Драгунский   "Главные реки",   "Что любит Мишка";  В.  В.   Голявкин    "Никакой горчицы я не ел".

Страна детства  

Б.  С.  Житков   "Как я ловил человечков"; К.  Г.   Паустовский   "Корзина с еловыми шишками"; М.  М.   Зощенко   "Елка".

Поэтическая тетрадь  

В.  Я.   Брюсов   "Опять сон",   "Детская";   С.  А.   Есенин   "Бабушкины   сказки";   М.  И. Цветаева   "Бежит тропинка   с  бугорка...",  "Наши царства".

Природа и мы  

Д.  Н.   Мамин-Сибиряк   "Приемыш";   А.  И. Куприн   "Барбос и Жулька"; М.  М.  Пришвин "Выскочка";  К.  Г.   Паустовский   "Скрипучие половицы";   Е.  И. Чарушин   "Кабан";  В. П. Астафьев   "Стрижонок Скрип".

Поэтическая тетрадь  

Б.  Л.   Пастернак   "Золотая осень";  С.  А.   Клычков  "Весна в лесу";   Д.  Б.   Кедрин  "Бабье лето";   Н.  М.   Рубцов   "Сентябрь";   С.  А. Есенин "Лебедушка".

Родина  

И.  С. Никитин "Русь";  С.  Д.  Дрожжин "Родине"; А.  В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске...";   Б.  А.   Слуцкий   "Лошади в океане".

Страна "Фантазия"    

Е.  С.   Велтистов   "Приключения Электроника",   К.   Булычев   "Путешествие   Алисы".

Зарубежная литература    

Дж. Свифт "Путешествие   Гулливера";   Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера";   С.   Лагерлеф   "Святая ночь",   "В Назарете"

Структура  курса «Литературное  чтение»

4  класс   (103  часа)

Учебно-тематическое  планирование программы:

Летописи. Былины.   Сказания.  Жития   -  8   часов

Чудесный мир классики   -  18    часов

Поэтическая тетрадь     -  9    часов

Литературные  сказки    -   12   часов

Делу время - потехе час   -  7   часов

Страна детства   -  7  часов

Поэтическая тетрадь   -   5   часов

Природа и мы   -   10  часов

Поэтическая тетрадь   -   7   часов

Родина   -   4 часов

Итоговая  комплексная  работа  -   2  часа

Страна "Фантазия"    -  6  часов

Зарубежная литература    -   8   часов

Проекты:

  • Создание  календаря  исторических  событий  
  • Они  защищали  Родину  

Контроль уровня обученности  и  его  особенности   на  уроках  литературного  чтения     в  4   классе

(из методического письма МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г)

Особенности организации контроля по литературному  чтению  в  4  классе

   Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

   Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

   В ходе фронтального  опроса  также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

   Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получат каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Оценивание навыка чтения вслух в  4   классе

Оценка

Учебные четверти

Общая оценка

Ответы по содержанию текста

Чтение без ошибок

Выразительность чтения

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

«Справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев

«5»

больше

90 слов

больше

100 слов

больше

110 слов

больше

120 слов

«4»

75–90 слов

85–100 слов

95–110 слов

105–120 слов

«Не справился»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

«3»

65–74 слова

70–84 слова

80–94 слова

90–104 слова

«2»

Меньше

 65 слов

Меньше

 70 слов

меньше

80 слов

меньше

90 слов

   Примечание. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

Схема учета навыка чтения в  4  классе

 

№    

Ф.И. учащегося

Количество

слов

Способ

чтения

Ошибки

при чтении

Выразительность

Понимание прочитанного

Количество ошибок

Отметка

общее количество

менее 10

11 - 20

21 - 40

41 - 50

51 - 60

61 - 70

71 - 80

81 - 90

90-100

Более 100

буквенный

слоговой

слог +слово

слово + слог

целые слова

йотированные гласные

замена букв

пропуск букв

в окончании

в ударении

   

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определены  подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Беглость.  Способ чтения: чтение целыми словами.   В  четвертом   классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями;
  • Правильность чтения незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  • Осознанность.  Осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух  не менее 90  слов в минуту (вслух) и 110 слов в минуту (про себя);
  • Выразительность.  Проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.

       Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.

Выставление цифровой отметки по технике чтения не рекомендуется.

   Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х минут, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

   Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при  подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.

   Контрольная проверка навыка чтения проводится один  раз  в   четверть  у каждого обучающегося.  Отметка   выставляется в классный журнал по следующим критериям:     

Отметка  "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Отметка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Отметка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Отметка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

 Проверка выразительности чтения   производится на подготовленном тексте.

  Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • выразительное чтение текста;
  • пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • выразительное чтение наизусть;
  • составление простого плана;
  • создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • работа с детской книгой и т.д.

Чтение наизусть

Отметка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Отметка  "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Отметка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Отметка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Обязательный уровень:

Чтение наизусть - 10-12 стихотворений, 1-3 отрывка из  прозы

Возможный уровень:

Чтение наизусть - 15-16 стихотворений, 4-5 отрывков из  прозы.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Отметка "5"  -  выполнены правильно все требования

Отметка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Отметка "3" -  допущены ошибки по трем требованиям

Отметка "2" -  допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.   Своевременно начинать читать свои слова

2.   Подбирать правильную интонацию

3.   Читать безошибочно

4.   Читать выразительно

Отметка "5" -  выполнены все требования

Отметка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Отметка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Отметка "2" -  допущены ошибки по трем требованиям

        

Пересказ

Отметка  "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Отметка   "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Отметка "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Отметка "2" - не может передать содержание прочитанного.

   Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге,   знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

   В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении  вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче  характера персонажа.

Контрольно – измерительные  материалы

Для  оценки  усвоения  школьниками  планируемого  содержания  используется  литература:

  1. Круглова  Т.  А.  Проверка  навыка  чтения  и  уровня  начитанности:  4  класс.  -  М.:  МТО  инфо,  2015  (Оценка  результатов  обучения)
  2. Сабельникова  С.  И.  Сборник  текстов  для  проверки  навыков  чтения:  4  класс. – М.:  ВАКО,  2015.

Литература для обучающихся:

  1. Климанова  Л.  Ф.,  Горецкий,  Голованова  М.  В.    Литературное  чтение. 4  кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Шубина Г.В. Литературное чтение. 4 кл. КИМ ВПР Изд. Экзамен, 2020.

Литература   для  учителя:

  1. Литературное  чтение.    Рабочие  программы.  Предметная  линия  учебников  системы  «Школа  России»  – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
  2. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3  класс О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева (Стандарты второго поколения).

МУЛЬТИМЕДИА    -   ПОДДЕРЖКА:

  1. Литературное  чтение.   3 – 4   класс:  поурочные  планы  по  программе  «Школа  России»  (электронный  ресурс)  -  Волгоград:  Учитель.
  2. Личный  архив,  интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Азбука нравственности пояснительная записка 1 класс

Содержание прграммыРаздел 1: Правила поведения в школе(6ч)Раздел "Школьный этикет" (понятие об основных правилах поведения в школе.) Правила поведения на уроке и на перемене. Понятия о школьных принад...

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

Пояснительные записки 3 класс УМК "Планета знаний"

В материале содержатся пояснительные записки по предметам. 3 класс. УМК "Планета знаний"...

Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....

Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....

Пояснительная записка 4 класс

Материал к календарно-тематическому планированию по математике 4 класс ФГОС...