КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Чтение слов и предложений на Ща-Щу»
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Вахеркина Маргарита Григорьевна

Эскиз оформления тетради:

02 февраля

Надпись: Правило: ча-ща пиши с буквой а
                  чу-щу пиши с буквой у.
Классная работа

Правило: «ча-ща пиши с буквой, а
чу-щу пиши с буквой у»

 

Ф.И.О.  Вахеркина Маргарита Григорьевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 «в»

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Чтение слов и предложений на Ща-Щу

Цель урока

Сформировать умение произносить, читать и определять сочетание  Ща-Щу

Планируемые результаты

Предметные:

Знать правило правописания Ща-Щу

Уметь писать и читать слова с данными слогами

Применять знания о Ща-Щу в выполнении заданий

Анализировать, чем отличаются Ща-Щу при произношении и правописании

Синтезировать знания о сложных орфограммах в русском чзыке

Оценивать свою работу и одноклассников на уроке

 

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», ориентация понимания причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание оценок учителей, товарищей.

 

Метапредметные:

УУД:

Познавательные:

Устанавливать аналогии, осуществлять поиск информации в учебнике, развивать умение выделять главное, строить речевые высказывания в устной форме, развитие фонематического слуха.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации.

Основные понятия

Правописание орфограмм

Межпредметные связи

Русский язык, Окружающий мир

Ресурсы (оборудование):

-основные

 

-дополнительные

- учебник

-электронная презентация

-раздаточный материал

-проектор и интерактивная доска

Надпись: Ход урока:Организация пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный момент

Долгожданный дан звонок ,

Начинается урок.

Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся .
Сегодня я, Ирина Александровна, буду вести у вас урок литературного чтения. Проверим готовность к уроку,

на столе должны лежать: пенал , учебник  и тетрадь .

Готовятся к уроку .

2) Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Внимание на доску.
(На доске изображение сказки про Емелю)

-Сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Подсказка, это название сказки, по которой нарисована иллюстрация.

 

У нее во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала
А теперь в котел попала
(Щука)

Прошу их ответить на вопросы :

-Какой ответ у загадки?

- Как называется сказка?
- Назовите героев этой сказки?

- Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?
Какая она?

-Давайте произнесем «щука», какие звуки вы слышите?

(На доске дублирую загадки про овощи со страницы 64 учебника.)

-Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

 

Сидит дед,

В сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

 

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

- Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь?

 

Какие еще вы овощи знаете?


- Какой суп не бывает без капусты?
- Какой суп не бывает без свеклы?

Молодцы, все верно сказали.
А теперь давайте произнесем эти слова ещё раз, где вы слышите звук [щ], какой он?

https://slipets-sosh37.edusev.ru/uploads/26500/26486/section/466403/afisha_52f91a86755e3.jpghttps://slipets-sosh37.edusev.ru/uploads/26500/26486/section/466403/afisha_52f91a86755e3.jpghttps://slipets-sosh37.edusev.ru/uploads/26500/26486/section/466403/afisha_52f91a86755e3.jpghttps://slipets-sosh37.edusev.ru/uploads/26500/26486/section/466403/afisha_52f91a86755e3.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щука

«По щучьему велению»

 

 

Да , видели

Щука – хищная рыба с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капуста

 

 

 

 

Лук

 

 

 

 

Морковь

 

 

Овощи

 

 

 

Свекла , огурец и т.д.

 

Щи

 

Борщ

 

 

 

В середине и в конце, согласный и шипящий.

3) Мотивация к учебной деятельности

Молодцы! Устно вы поработали хорошо! Но и письменно вы должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно.

Открываем тетрадочки, 12 февраля 
Классная работа 

Открывают тетради , записывают число и классную работу .

4) Формулирование темы урока.

Постановка цели .

А теперь послушайте фразу, которую я скажу и повторите потом за мной.

Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу
Щуки и леща в роще не сыщешь (вывожу фразу на доску)

- Какой звук мешает произносить скороговорку?

-Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока.

Запишите тему в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук щ

 

«Чтение слов и предложений с Ща и Щу»

 

 

Научиться работать с сочетаниями Ща и Щу .

5) Изучение нового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

А что именно мы должны научиться?
Знать, как пишутся слова с таким сочетанием и как произносится и читается.

 

Работа на развитие фонематического слуха

Работа со звуком [щ]

 

Подхожу к линейке букв .
Все вместе произнесем звук [щ,].
 

Какой он? Согласный или гласный?
 

А теперь давайте определим,

какой он, звонкий или глухой?

Как мы узнали, что он согласный и глухой?

 

И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий.

 Назовите слова, в которых есть этот звук.
 

Какой он?
 

Вывод: звук [щ,] – согласный, глухой, всегда мягкий.

 

Где встречается звук [щ,] в словах?

 

 

- Давайте вспомним гласные  звуки, которые придают согласным
Мягкость,  Твердость?

 

Сейчас я прочитаю сказку, а вы мне расскажите, что поняли и какой вывод у сказки .
Читаю сказку:

 

Сказка про шипящие.
Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ.  А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало водить

шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули , хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые,  решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

 

Правильно, молодцы, все верно сказали 
Ой, что-то я смотрю вы привстали, давайте разомнемся немного .

 

 

  Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.

 

Определять эти сочетания в словах и предложениях

 

 

 

 

 

 

 

 

согласный

 

 

 

 

глухой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

всегда мягкий

 

 

лещи, щука, щавель

 

 

 

 

 

 

 

 

в начале, в середине и в конце слов

 

 

и, е, я, ю, ё а, у, о, ы
 

 

я, ю, ы

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук [щ] не может стоять рядом с гласными звуками: [ы],[ю],[я].

6) Закрепление нового

Давайте откроем страницу 63 в учебнике, выпишем правило:

 ча-ща пиши с буквой а
чу-щу пиши с буквой у  Обведем его в красную рамочку и запомним навсегда .

 

Давайте выпишем эти орфограммы и выделим их, что бы запомнить ещё раз, как они пишутся и не допускать ошибок.

Выписывают и запоминают правило:

 ча-ща пиши с буквой а
чу-щу пиши с буквой у

 

 

 

 

 

Записывают отдельно ЩА-ЩУ

 

 

 

 

 

 

7) Контролирующее задание

И, чтобы закрепить наши знания, давайте потренируемся.

Раздаю детям мини-тесты и парные задания на закрепление материала

Вывожу на доску правильные ответы, для самопроверки.

 

Делают задания .

8) Рефлексия

Раздаю карточки оценки,

Вывожу на доску вопросы:

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Было трудно …..

Оценивают урок и отвечают на вопросы по очереди .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnoe_chtenie_dlya_sayta.docx748.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Чтение слов и предложений на Ща-Щу»

Класс: 1

Санкт-Петербург

2021


Эскиз оформления тетради:

02 февраля

Классная работа

Правило: «ча-ща пиши с буквой, а
чу-щу пиши с буквой у»

Ф.И.О.  Вахеркина Маргарита Григорьевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 «в»

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Чтение слов и предложений на Ща-Щу

Цель урока

Сформировать умение произносить, читать и определять сочетание  Ща-Щу

Планируемые результаты

Предметные:

Знать правило правописания Ща-Щу

Уметь писать и читать слова с данными слогами

Применять знания о Ща-Щу в выполнении заданий

Анализировать, чем отличаются Ща-Щу при произношении и правописании

Синтезировать знания о сложных орфограммах в русском чзыке

Оценивать свою работу и одноклассников на уроке

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», ориентация понимания причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание оценок учителей, товарищей.

Метапредметные:

УУД:

Познавательные:

Устанавливать аналогии, осуществлять поиск информации в учебнике, развивать умение выделять главное, строить речевые высказывания в устной форме, развитие фонематического слуха.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации.

Основные понятия

Правописание орфограмм

Межпредметные связи

Русский язык, Окружающий мир

Ресурсы (оборудование):

-основные

-дополнительные

- учебник

-электронная презентация

-раздаточный материал

-проектор и интерактивная доска

Организация пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный момент

Долгожданный дан звонок ,

Начинается урок.

Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся .
Сегодня я, Ирина Александровна, буду вести у вас урок литературного чтения. Проверим готовность к уроку,

на столе должны лежать: пенал , учебник  и тетрадь .

Готовятся к уроку .

2) Актуализация знаний

-Внимание на доску.
(На доске изображение сказки про Емелю)

-Сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Подсказка, это название сказки, по которой нарисована иллюстрация.

У нее во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала
А теперь в котел попала
(Щука)

Прошу их ответить на вопросы :

-Какой ответ у загадки?

- Как называется сказка?
- Назовите героев этой сказки?

- Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?
Какая она?

-Давайте произнесем «щука», какие звуки вы слышите?

(На доске дублирую загадки про овощи со страницы 64 учебника.)

-Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Сидит дед,

В сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

- Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь?

Какие еще вы овощи знаете?


- Какой суп не бывает без капусты?
- Какой суп не бывает без свеклы?

Молодцы, все верно сказали.
А теперь давайте произнесем эти слова ещё раз, где вы слышите звук [щ], какой он?

Щука

«По щучьему велению»

Да , видели

Щука – хищная рыба с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах.

Капуста

Лук

Морковь

Овощи

Свекла , огурец и т.д.

Щи

Борщ

В середине и в конце, согласный и шипящий.

3) Мотивация к учебной деятельности

Молодцы! Устно вы поработали хорошо! Но и письменно вы должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно.

Открываем тетрадочки, 12 февраля 
Классная работа 

Открывают тетради , записывают число и классную работу .

4) Формулирование темы урока.

Постановка цели .

А теперь послушайте фразу, которую я скажу и повторите потом за мной.

Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу
Щуки и леща в роще не сыщешь (вывожу фразу на доску)

- Какой звук мешает произносить скороговорку?

-Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока.

Запишите тему в тетрадь.

Звук щ

«Чтение слов и предложений с Ща и Щу»

Научиться работать с сочетаниями Ща и Щу .

5) Изучение нового

Физминутка

А что именно мы должны научиться?
Знать, как пишутся слова с таким сочетанием и как произносится и читается.

Работа на развитие фонематического слуха

Работа со звуком [щ]

Подхожу к линейке букв .
Все вместе произнесем звук [щ,].

Какой он? Согласный или гласный?

А теперь давайте определим,

какой он, звонкий или глухой?

Как мы узнали, что он согласный и глухой?

 

И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий.

 Назовите слова, в которых есть этот звук.

Какой он?

Вывод: звук [щ,] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Где встречается звук [щ,] в словах?

- Давайте вспомним гласные  звуки, которые придают согласным
Мягкость,  Твердость?

Сейчас я прочитаю сказку, а вы мне расскажите, что поняли и какой вывод у сказки .
Читаю сказку:

Сказка про шипящие.
Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ.  А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало водить

шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули , хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые,  решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

Правильно, молодцы, все верно сказали 
Ой, что-то я смотрю вы привстали, давайте разомнемся немного .

  Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.

Определять эти сочетания в словах и предложениях

согласный

глухой

всегда мягкий

лещи, щука, щавель

в начале, в середине и в конце слов

и, е, я, ю, ё а, у, о, ы

я, ю, ы

Звук [щ] не может стоять рядом с гласными звуками: [ы],[ю],[я].

6) Закрепление нового

Давайте откроем страницу 63 в учебнике, выпишем правило:

 ча-ща пиши с буквой а
чу-щу пиши с буквой у  Обведем его в красную рамочку и запомним навсегда .

Давайте выпишем эти орфограммы и выделим их, что бы запомнить ещё раз, как они пишутся и не допускать ошибок.

Выписывают и запоминают правило:

 ча-ща пиши с буквой а
чу-щу пиши с буквой у

Записывают отдельно ЩА-ЩУ

7) Контролирующее задание

И, чтобы закрепить наши знания, давайте потренируемся.

Раздаю детям мини-тесты и парные задания на закрепление материала

Вывожу на доску правильные ответы, для самопроверки.

Делают задания .

8) Рефлексия

Раздаю карточки оценки,

Вывожу на доску вопросы:

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Было трудно …..

Оценивают урок и отвечают на вопросы по очереди .

Индивидуальная карточка ученика:

        






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по обучению грамоте. Тема: чтение слогов и слов с буквой Ш.

Закрепить у обучающихся знание о сочетании Ши в словах ; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим. Развитие речевого аппар...

Открытый урок по обучению грамоте.Тема: Чтение слогов и слов с буквой Ш.

Цель: Закреить у обучающихся знания о сочетании Ши; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление , внимание; воспитывать уважение к старшим....

Урок обучения грамоте по теме: «Чтение текстов и слов с буквами М, м.»

Данный урок  используется при прохождении нового материала по обучению грамоте  в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «м», согласными  звуками, формирует ценностное отнош...

Конспект урока письма. 1 кл. Тема: Письмо слов и предложений с изученными буквами

Конспект урока обучения письмуТема: Письмо слов и предложений с изученными буквамиЦели деятельности учителя: закрепить умения писать слова и предложения с изученными...

Конспект урока по русскому языку, тема: «Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол по числам;- уметь составлять предло...

Конспект урока по русскому языку "Устанавливаем связи слов в предложении"

Предмет: русский язык . Тема урока: "Устанавливаем связи  слов в предложении"Цель урока:  развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения; ...