Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Ёлка» Зощенко Михаил Михайлович с презентацией
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сердюкова Оксана Николаевна

Описание урока литературного чтения в 4 классе по теме «Ёлка» Зощенко Михаил Михайлович

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание урока литературного чтения в 4 классе по теме «Ёлка» Зощенко Михаил Михайлович

1.

Фамилия, имя, отчество автора

Сердюкова Оксана Николаевна

2.

Место работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение почетская средняя общеобразовательная школа

3.

Должность

Учитель начальных классов

4.

Класс

4

5.

Предмет

Литературное чтение

6.

Тема урока

Зощенко Михаил Михайлович «Ёлка»

7.

Место урока в теме и в программе по предмету

Изучение нового материала. 3 урок в разделе «Страна детства»

8.

Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса

ФИО автора, с которым знакомятся на уроке и ребус, в котором  зашифровано название рассказа  находятся в конверте, который  раздается обучающимся.   (см. приложение 1, 2)

Ключевой вопрос: С каким автором мы сегодня познакомимся?

        Подскажите мне, как называется произведение, которое мы сегодня будем изучать? (дети разгадывают ребус)

9.

Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

Знать:

Уметь (сможет продемонстрировать):

Познакомить учащихся с творчеством и жизнью М.М. Зощенко, его произведением «Ёлка».

- знать биографию  М.М. Зощенко.

-самостоятельно прогнозировать содержание произведения по названию до чтения рассказа;

- определять тему и главную мысль текста;

 -составлять словесный портрет героев произведения  «Ёлка».

10.

Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов

1.Учителем читается биография М.М.Зощенко. После прочтения учащимся самостоятельно нужно заполнить лист опроса№1 по биографии М.М.Зощенко(за каждый правильный ответ 1 балл).

1.Лист опроса:

  1. Зощенко родился в семье художника. +
  2. Миша учился хорошо.  -
  3. Михаил Михайлович стал Георгиевским кавалером. +
  4. У писателя было мало профессий. –
  5. Отправившись в Алма-Ату, он взял с собой свои сочинения. +
  6. Начал писать в 8 лет. +

2. Таблица «Словарно-лексическая работа» ( за каждый правильный ответ 1 балл).

Работа в парах. Возьмите карточку №2. Вам нужно для слов из первого столбика найти толкование(объяснение) из второго столбика. Толкования во втором столбике записаны в разном порядке. Соедините их карандашом.

Таблица «Словарно-лексическая работа»

Не ручаюсь

Не буду стесняться

Золотушный

Кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Длинновязая

Больной ребенок

Пастилка

Не уверена

Не буду церемониться  

Высокая

3. В  конверте находятся слова, которые характеризуют главных героев. Нужно составить таблицу и охарактеризовать Лёлю и Миньку.( Групповая работа)

Леля:было 7 лет, 10 лет, высокая,  длинновязая, низкая, исключительно бойкая, смелая, скромная, не церемонится, стесняется.

Минька:ударило 5 лет, 1 год, маленького роста, высокий, тихий, смелый, плаксивый, никогда не плачет.

Таблица «Характеристика героев» (за каждый правильный ответ 1  балл).

 

Леля

Минька

Возраст

 7 лет

 5 лет

Рост

длинновязая

 маленького роста

Характер

 бойкая, смелая

тихий

Поведение

не церемонится

плаксивый

4. Тест.( за каждый правильный ответ 1 балл). ( Индивидуальная работа)

Тест.

1.Мальчик стал понимать, что такое ёлка, когда ему исполнилось:

а)  три года

б)  шесть лет

в)     пять лет

2.Лёля предложила не глядеть на подарки, а съесть:

а)  по яблоку

б)  по конфете

в)   по пастилке

3.Почему Минька ел только яблоко?

а)  оно висело низко

б)  он их очень любил

в)   оно было очень вкусное

4.Что мама хотела подарить Миньке?

а)  заводную машинку

б)  заводной паровозик

в)  заводной пароходик

5.Папа не хотел, чтобы его дети были:

а)  жадные и злые

б)  жадные и завистливые

в)   жестокие и злые

4. Маршрутный лист.

Критерии

Полученные баллы

1. Лист опроса по биографии М.М.Зощенко (Знаю сведения из биографии данного автора)

2.Таблица «Словарно-лексическая работа» (Умею объяснять значения непонятных слов из текста)

3. Таблица «Характеристика героев»

( Умею составлять характеристику героев)

4. Тест

Переведи полученные баллы в оценку.

Если ты набрал(а) 20-22 балла-оценка 5

Если ты набрал (а) 17-19 баллов- оценка 4

Если ты набрал(а) 14-16 баллов-оценка 3

11.

Организационно-педагогические условия проведения урока

I.Организационный момент

Цель данного этапа: организационная и психологическаяподготовка к общению и предстоящему занятию, проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель предлагает посмотреть на доску, где записано слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ», и прочитать его.(Дети читают).

Учитель предлагает  обучающимся пожелать друг другу что-то хорошее на каждую букву слова

з – здоровья

д – добра

р – радости

а – аккуратности

в – вежливости

с – старания

т – терпения

в – воспитанности

у – уважения

й – интереса

т – трудолюбия

е – единства

Дети желают друг другу что-то хорошее на каждую букву слова. (Фронтальная работа)

II.Актуализация. Мотивация учебной деятельности.

Цель данного этапа: организовать и целенаправить на познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к усвоению материала, формировать целенаправленный характер учебной деятельности.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, как называется раздел, в который включены произведения последних уроков?С какими произведениями и каких авторов они уже познакомились? (Фронтальный опрос)

Дети вспоминают. Отвечают на вопросы учителя.

III.Постановка цели. Сообщение темы урока.

Цель данного этапа: тема урока формулируется в виде ребуса.Учащимся необходимо разгадать ребус, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Учитель предлагает открыть конверты, лежащие на партах, и прочитать Фамилию Имя автора, с произведением которого будут знакомиться на уроке. (Парная работа). (См. приложение 1 «Конверт 1»)

Учащиеся открывают конверты, читают Фамилию Имя автора произведения, с которым будут знакомиться на уроке.

Далее учитель предлагает разгадать ребус, разгадав который, учащиеся узнают название произведения. (Парная работа) см. приложение 2

Учащиеся разгадывают ребус, называют название произведения.

Ученики отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством  учителя определяют задачи для достижения целей урока. (Фронтальный опрос)

IV.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Цель этапа:познакомить с творчеством М.М. Зощенко, его произведением «Ёлка».

Учитель организует работу по восприятию биографии писателя. Читает факты из биографии писателя.(См. приложение 3)

Учащиеся слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет М.М. Зощенко.

После прочтения биографии учитель предлагает  заполнить листы опроса. Напротив каждого верного  утверждения учащиеся  должны поставить +, напротив неверного –.

Дети заполняют листы опроса по биографии М. М. Зощенко. (См. приложение 4.) Проверяют по образцу (презентация).За каждый правильный ответ 1 балл.(Индивидуальная работа.). Полученные баллы проставляют в маршрутный лист. (См. приложение 8)

V. Работа над содержанием текста.

Цель данного этапа:выразить свое отношение к прочитанному;совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения.

1.Учитель организует работу по прогнозированию содержания произведения. Предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию в учебнике на стр.59 и высказать свое предположение, о чем пойдет речь в новом произведении.

Учащиесярассматривают иллюстрацию в учебнике;высказывают предположения о событияхв произведении.( Фронтальный опрос).

2.Далее учитель организует словарно - лексическую работу.

Учащимся нужно для слов из первого столбика найти толкование(объяснение) из второго столбика. Толкования во втором столбике записаны в разном порядке. Нужно соединить их карандашом .(См. приложение 5.)

Определяют лексическое значение слов, соединяя слова из первого столбика со словами из второго столбика. Проверяют себя по образцу. За каждый правильный ответ по 1 баллу.( Парная работа).

Полученные баллы проставляют в маршрутный лист. ( См. приложение 8)

Физкультминутка

На уроке используется интерактивная музыкальная физминутка «Елочка».

Детивыполняют движения

3. Организует первичное чтениепроизведения. Читает рассказ М.М. Зощенко «Ёлка» (некоторые отрывки из рассказа могут читать учащиеся).

Дети прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения, Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Определяют главных героев рассказа (Лёля и Минька, их родители).

VI.Этап закрепления новых знаний.

Цель данного этапа: закрепить в памяти обучающихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу; формировать навыки учебного сотрудничества; найти и осознать главную мысль рассказа.

1.Учитель организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Выслушивает мнения.

 Учащиеся читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

2.Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки. Делит учащихся на три группы.

Учитель предлагает сравнить двух главных героев- Миньку и Лелю. Раздает конверты со словами, словосочетаниями характеризующие героев и таблицы «Характеристика героев». (См. приложение 6 «Конверт 2»)

Дети объединяются в группы, читают слова, словосочетания характеризующие героев, заполняют таблицу «Характеристика героев». Проверяют работу группы по слайду, за каждый правильный ответ выставляют по 1 баллу. Полученные баллы проставляют в маршрутный лист. ( См. приложение 8)

3. Далее учитель  предлагает выполнить индивидуальную тестовую работу. (См. приложение 7).

 Учащиеся внимательно читают вопросы и выбирают из предложенных правильный ответ. Проверяют по слайду. За каждый правильный ответ по 1 баллу, полученные баллы фиксируют в маршрутный лист.

VII.Этап информации о домашнем задании.

Цель данного этапа: проинформировать обучающихся о домашнем задании, подвести итоги урока.

Учитель формулирует и комментирует домашнее задание на выбор:

- приготовить пересказ от лица Миньки, Лёли или мамы.

  - разделить текст на части и составить план в тетради

 - нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Учащиеся слушают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Записывают в дневники домашнее задание. ( Фронтальная работа).

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель проводит оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке, посчитав баллы в маршрутном листе и перевести их в оценку. ( См. приложение 8)

Учащиеся проводят содержательную рефлексию, соотносят поставленные в начале урока цели с ходом всего урока;

делают вывод о том, чему научились, достигли или нетпоставленных целей.

Заполняют маршрутные  листы.

Далее предлагает учащимся оценить их эмоциональное состояние, украсить елку разноцветными шарами. ( См. приложение 9)

-Если на уроке было все понятно, то на елку прикрепляют синие шары.

- Если затруднялись-прикрепляют желтые шары.

- Если было трудно-красные!

12.

Перечень дидактических материалов

  1. Презентация урока (см.файл М.М.Зощенко «Ёлка».)
  2. «Конверт 1» с ФИО автора (см. приложение 1)
  3. Ребус для определения названия рассказа ( см. приложение2)
  4. Биография М.М. Зощенко (см. приложение 3).
  5. Лист опроса ( см. приложение 4)
  6. Таблица «Словарно-лексическая работа» ( см. приложение 5)
  7. «Конверт 2», в котором находятся слова, характеризующие главных героев. ( см. приложение 6).
  8. Таблица «Характеристика героев» ( см. приложение 6)
  9. Тест (см. приложение 7)
  10. Маршрутный лист (см. приложение 8)
  11. Шаблон елки, разноцветные шары. (см. приложение 9)

13.

Оснащение урока

  1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.), текст произведения на стр.59-64, портрет автора, презентация.
  2. Тест.
  3. Маршрутные листы.
  4. Компьютер.
  5. Интерактивная доска или экран

Приложение 1. «Конверт 1»

Зощенко Михаил Михайлович

Приложение 2. «Ребус»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ac.jpg

Приложение 3.

«Биография Зощенко М.М.»

Биография.

Михаил Зощенко родился  в Петербурге в семье художника.В 8 лет Мишу отвели в гимназию. Учился неважно, а на выпускном экзамене получил единицу, хотя уже тогда писал стихи и мечтал о карьере литератора. В университете отучился недолго, потому что семье нечем было оплачивать учебу.

Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером.По возвращению зарабатывал разными профессиями: сапожника,  плотника, актера, милиционера, их было не менее 15.Поступив в группу противопожарной обороны, писателя принудительно эвакуировали в Алма-Ату, позволив взять с собой багаж не тяжелее 12 килограммов. Зощенко взял тетради со своими сочинениями. Их вес – 8 килограммов. Остальные четыре – личные вещи.  В самые трудные для себя годы юморист пишет рассказы для детей. Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей - это рассказы о собственном детстве писателя - «Леля и Минька».

Приложение 4. «Лист опроса»

Лист опроса:

1.        Зощенко родился в семье художника.

2.        Миша учился хорошо.  

3.        Михаил Михайлович стал Георгиевским кавалером.

4.        У писателя было мало профессий.

5.        Отправившись в Алма-Ату, он взял с собой свои сочинения.

6.        Начал писать в 8 лет.

Приложение 5.

Таблица «Словарно-лексическая работа»

Таблица «Словарно-лексическая работа»

Не ручаюсь

Не буду стесняться

Золотушный

Кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Длинновязая

Больной ребенок

Пастилка

Не уверена

Не буду церемониться  

Высокая

Таблица «Словарно-лексическая работа»

Не ручаюсь

Не буду стесняться

Золотушный

Кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Длинновязая

Больной ребенок

Пастилка

Не уверена

Не буду церемониться  

Высокая

Таблица «Словарно-лексическая работа»

Не ручаюсь

Не буду стесняться

Золотушный

Кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Длинновязая

Больной ребенок

Пастилка

Не уверена

Не буду церемониться  

Высокая

Приложение 6. «Конверт 2»

Слова, словосочетания характеризующие героев.

Леля:  было 7 лет, 10 лет, высокая,  длинновязая, низкая, исключительно бойкая, смелая, скромная, не церемонится, стесняется.

Минька: ударило 5 лет, 1 год, маленького роста, высокий, тихий, смелый, плаксивый, никогда не плачет.

Слова, словосочетания характеризующие героев.

Леля:  было 7 лет, 10 лет, высокая,  длинновязая, низкая, исключительно бойкая, смелая, скромная, не церемонится, стесняется.

Минька: ударило 5 лет, 1 год, маленького роста, высокий, тихий, смелый, плаксивый, никогда не плачет.

Таблица «Характеристика героев» (за каждый правильный ответ 1  балл).

 

Леля

Минька

Возраст

Рост

Характер

Поведение

Таблица «Характеристика героев» (за каждый правильный ответ 1  балл).

 

Леля

Минька

Возраст

Рост

Характер

Поведение

Приложение 7. «Тест»

Тест.

За каждый правильный ответ 1 балл.

1.Мальчик стал понимать, что такое ёлка, когда ему исполнилось:

а)  три года

б)  шесть лет

в)     пять лет

2.Лёля предложила не глядеть на подарки, а съесть:

а)  по яблоку

б)  по конфете

в)   по пастилке

3.Почему Минька ел только яблоко?

а)  оно висело низко

б)  он их очень любил

в)   оно было очень вкусное

4.Что мама хотела подарить Миньке?

а)  заводную машинку

б)  заводной паровозик

в)  заводной пароходик

5.Папа не хотел, чтобы его дети были:

а)  жадные и злые

б)  жадные и завистливые

в)   жестокие и злые

Приложение 8.

«Маршрутный лист»

Маршрутный лист.

Критерии

Полученные баллы

1. Лист опроса по биографии М.М.Зощенко (Знаю сведения из биографии данного автора)

2.Таблица «Словарно-лексическая работа» (Умею объяснять значения непонятных слов из текста)

3. Таблица «Характеристика героев»

( Умею составлять характеристику героев)

4. Тест

Переведи полученные баллы в оценку.

Если ты набрал(а) 20-22 балла-оценка «5»

Если ты набрал (а) 17-19 баллов- оценка «4»

Если ты набрал(а) 14-16 баллов-оценка «3»

Приложение 9.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ah.jpghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ag.png

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ai.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415aj.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 4 класс Зощенко М.М. «Ёлка»

Слайд 2

М.М.Зощенко (1894-1958)

Слайд 3

«Ёлка»

Слайд 4

Лист опроса по биографии М.М.Зощенко 1.Зощенко родился в семье художника. + 2.Миша учился хорошо . - 3.Михаил Михайлович стал Георгиевским кавалером. + 4.У писателя было мало профессий. - 5.Отправившись в Алма-Ату, он взял с собой свои сочинения. + 6.Начал писать в 8 лет. +

Слайд 5

Таблица «Словарно-лексическая работа» Не ручаюсь Не буду стесняться Золотушный Кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Длинновязая Больной ребенок Пастилка Не уверена Не буду церемониться Высокая

Слайд 6

Таблица «Характеристика героев» Леля Минька Возраст 7 лет 5 лет Рост длинновязая маленького роста Характер бойкая, смелая тихий Поведение не церемонится плаксивый

Слайд 7

Тест 1.Мальчик стал понимать, что такое ёлка, когда ему исполнилось: а) три года б) шесть лет в ) пять лет 2.Лёля предложила не глядеть на подарки, а съесть: а) по яблоку б) по конфете в) по пастилке 3.Почему Минька ел только яблоко? а) оно висело низко б) он их очень любил в) оно было очень вкусное 4.Что мама хотела подарить Миньке? а) заводную машинку б) заводной паровозик в) заводной пароходик 5.Папа не хотел, чтобы его дети были: а) жадные и злые б) жадные и завистливые в) жестокие и злые

Слайд 8

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. Михаил Зощенко

Слайд 9

«Наряди ёлку» Если на уроке было все понятно, то на елку прикрепляют синие шары. Если затруднялись-прикрепляют желтые шары. Если было трудно-красные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов...

Конспект урока. Литературное чтение 2 класс. А. Гайдар Ёлка в тайге.

Данный урок входит в систему уроков УМК "Школа XXI века" по курсу "Литературной чтение". Одной из задач урока является обучение краткому пересказу....

Презентация к уроку литературное чтение (4 класс) на тему: "С. Д. Дрожжин. Родине"

Материал подобран к предмету Литературное чтение. 4 класс...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания  по тексту....

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.Зощенко «Золотые слова» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко  «Золотые слова» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умен...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко  «Великие путешественники» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; раз...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...