Как и чем заинтересовать маленького читателя?
статья по чтению

Василенко Людмила Геннадьевна

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей и педагогов.

Эта статья-рекомендация о причинах и способах выхода из сложившейся ситуации с детским чтением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_i_chem_zainteresovat_malenkogo_chitatelya.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Как и чем заинтересовать маленького читателя?

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей и педагогов. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь.

        Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

  • Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию.
  • Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами.
  • Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей. Они не понимают значения слов в обычном тексте.
  • Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием.
  • Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров.
  • У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок.
  • Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали. Желание родителей как можно скорее научить читать не всегда оправданно.
  • Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так.
  • Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс.
  • Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений.

Мы с вами прекрасно знаем, что дети – это наше маленькое зеркало. Они учатся

жизни, внимательно наблюдая за нами, их родителями. Вспомните, если вы ежедневно

перед сном читали своей крохе книжку, то и кроха тянулся «читать», внимательно

рассматривая свою библиотеку. Если мы читали ему сказки, а нас он видел часто за

книгой, то он потянется к книге, задавая себе вопрос: «Зачем она нужна, что там такого

интересного?». И постепенно он будет привыкать к книге в своей жизни, будет считать ее

такой же составляющей жизнь, как воздух и вода. Но если ребенку негде было поучиться

этому?

        Но что же делать, если время уже упущено? Я думаю, наверстать не поздно никогда. Тот, кто хочет что-то делать, ищет способы, а тот, кто не хочет – ищет причины.

        Сдаваться не стоит.

Есть способы приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

  1. Самое главное — показывайте им пример!

Это, пожалуй, ключевой совет. Родители сами должны читать. В противном случае вероятность, что их дети увлекутся чтением, крайне мала. Необходимо показать детям, что от чтения можно получать удовольствие и положительные эмоции.

  1. Читайте детям вслух

И начинайте делать это как можно раньше. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам.

  1.  Проявите свои актёрские таланты

При этом надо не бубнить что-то несвязное себе под нос, а читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Читайте так, словно вы — единственный актёр в большом спектакле, играющий все роли одновременно. Слова ребёнка произносите милым и забавным детским голосом, слова бабушки — старческим женским голосом, речь какого-нибудь чудовища разбавьте устрашающими нотками.

  1. Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь

Такой способ ещё называют по фамилии известного советского писателя – метод Льва Кассиля. Он подходит тем детям, которые обладают навыком чтения, но равнодушно относятся к литературе и предпочитают слушать мамины сказки и истории.

               Что же делать? Взрослый подбирает книгу с максимально увлекательным сюжетом и закрученной интригой. Читает ребёнку, внезапно делает паузу на самом интересном месте, объясняя это занятостью. Малыш, желая понять, чем же всё закончилось, вынужден сам взяться за книжку. Мама и папа тут же хвалят ребёнка за этот самостоятельный поступок и ненавязчиво помогают ему, если тот об этом просит.

  1. Пусть ребёнок выбирает книги сам  + БИБЛИОТЕКА + ПРАЗДНИКИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ и отдыха ( в том числе и в библиотеках)

Сегодня издатели делают такие красивые обложки для детских книг, так красочно их оформляют, что они обязательно привлекут внимание даже самого избирательного ребёнка. Старайтесь приучать ребёнка к тому, что их везде окружают книги. Ходите с ними в книжные магазины и давайте им вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Сводите детей в библиотеку, покажите им, как там может быть красиво. А если библиотека окажется большой, то любой дошкольник или ученик будет надолго впечатлен её размерами, красотой и видами из окон.

  1. Проводите параллели между героями и собой, находите общее и отличное

Сравнивайте литературных персонажей с собой, родными, знакомыми и, конечно, с самим ребёнком. Задайте ему вопрос: «Чем ты похож на Маленького принца? А чем ты отличаешься? А что бы ты сделал на его месте, встретив Лиса?» Эти и подобные вопросы подогревают интерес к содержанию романа, рассказа или сказки.

  1. Иллюстрации к книге могут изменить отношение к ней

Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они обитают.

  1. Правильно подбирайте книги

Многим книгам, конечно, все возрасты покорны. Но если вы хотите именно заинтересовать ребёнка чтением, то «Денискины рассказы» Виктора Драгунского или «Путешествие вокруг света за 80 дней» того же Жюля Верна будут в числе лучших примеров.

  1. Добавьте творчества и фантазии

Чтение – это не скучный процесс, а возможность проявить свою творческую жилку. Тут всё зависит от вашей фантазии. Вы можете вместе с ребёнком читать по ролям, привлекая в качестве декламаторов супруга, старших детей, бабушек. Устраивайте театрализованные сценки после прочтения сказок. Это дополнительно раскрепостит застенчивых детей и поможет им развить актёрские способности.

  1.  Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет.

  1.  Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

  1.  Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.

  1.  Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать.

Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную. Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

  1.  Не бойтесь повторений

Часто бывает так, что ребёнок в течение долгого времени или просит читать одну и ту же книжку, или сам читает давно потрёпанный томик. Не нужно раздражаться или запрещать, даже если вам надоело в двадцатый раз повторять историю о Питере Пэне или приключениях Элли и Тотошки в Изумрудном городе. Причин любви ребёнка к перечитыванию несколько. Во-первых, он старается разобраться в перипетиях сюжета более подробно. Во-вторых, он медленнее взрослого человека вникает в смысл литературного произведения. В-третьих, знакомая книга олицетворяет для него спокойствие и психологический комфорт. Так что не лишайте ребёнка удовольствия слушать или читать знакомую историю столько раз, сколько ему хочется.

  1.  Приводите правильные аргументы

Если ребёнок особо не интересуется книжками, следует заинтересовать его, приводя разумные доводы.

                 

Неубедительные и неправильные аргументы:

 «Это произведение входит в школьную программу, читай обязательно»;

«Ты должен прочитать эту книжку»;

«Мы давненько не читали эту сказку, давай сегодня будем её читать»;

«Мне эту книжку посоветовал продавец (моя подруга, женщина в социальной сети)»;

«Эта книжка нравится всем детям. Прочитай её»

                    Правильные и серьёзные аргументы:

«Смотри, ещё одна книга того автора, произведения которого ты уже читали и хвалил»;

«Эта книжка про динозавров/роботов/кошек/про то, что тебе интересно»;

«Эту книгу мне подарила бабушка, она для меня настоящее сокровище»;

«Посмотри, эту книжку любит читать тот актёр из фильма, который тебе очень понравился»;

«По этой книге сняли тот самый фильм/сериал, который нам очень понравился».

        Все рекомендации хороши и правильны, но главное – всё же личный родительский пример. Станьте для своего сына или дочери вдохновителем, собратом по чтению, активным помощником, внимательным слушателем и рассказчиком. И в этом случае, возможно, слова «Мой ребёнок не любит читать» вообще не прозвучат. Но если проблема всё же возникнет, её можно решить –с помощью советов специалистов и самых интересных книг.

        И вот наш ребёнок, умеющий или нет, любящий или нет читать попадает в школу…

        Много труда вкладывают учителя, чтобы научить или «переучить» ребёнка читать, но не секрет, что многие дети уже на этом этапе теряют интерес к чтению…Во-первых, потому что сложно, во-вторых, потому что не интересно читать одно и то же несколько раз, а ведь к тексту мы обращаемся многократно…

        

        Как сделать работу с текстом не скучной и однообразной, а интересной и увлекательной?

        Ещё студенткой я поняла, что это великий труд – спасибо нашим учителям – методистам, а в частности Парнюгиной Анне Константиновне, которая каждый раз «удивляла и влюбляла нас в преподавание» таких предметов как русский язык и литературное чтение. Каждый урок – должен быт изюминкой!  Конечно, это сложно…

        Начинающим учителем, я нашла статью в журнале «Начальная школа» (к сожалению, выходных данных у меня нет – не сохранились) автор А.С.Козырева, учитель средней школы №4 г. Симферополя «Виды работы над текстом на уроках чтения». В этой статье приводится пример использования 56 видов различных заданий для самостоятельного чтения и коллективной работы, которые несомненно помогут поработать с текстом вдумчиво, обращая внимание на малейшие детали и помогут детям научиться понимать прочитанное.

        Конечно, в учебнике по литературному чтению дети встречаются с различными произведениями. Формы работы над текстом будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема и жанровых особенностей.

        Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

Вот лишь некоторые виды работы с текстом из этих 56 :

  • Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
  • Чтение по готовому плану.
  • Чтение, с последующим пересказыванием. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
  • Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение по ролям.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой.
  • Продуктивное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения)
  • Чтение абзацами.
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
  • Чтение по группам.
  • Поисковое чтение
  • Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
  • "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  • Выборочное чтение (найти отрывок к рисунку).
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Чтение с пометками непонятных слов.

                В каждом классе ведётся поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

          -практическое отличие текста от набора предложений.

          -выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

          -знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

          -озаглавливание текста (подбор заголовков).

           -составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

           - смысловое чтение;

           - владение пересказом разного вида;

           - деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

           - характеристика героев и их поступков.

           -подбор антонимов и синонимов к словам.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

          - самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

        - нахождение информации в тексте на поставленные вопросы;

        - выделение главной и второстепенной информации;

        - выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

         - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

         - самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

         -сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

        И ещё одной из самых важных составляющих любого урока и чтения в первую очередь является – создание ситуации успеха!

        «Всё что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать!» Франсуа де Ларошфуко

        «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» В.А.Сухомлинский

        А помочь в этом могут – необычное начало урока, снятие страха и напряжения (различными психологическими приёмами), авансирование успешного результата, скрытое инструктирование, персональная исключительность (важность усилий ребёнка), высокая оценка отдельных деталей и, конечно, соревновательные моменты.

        Уроки литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать учащихся, увлечь их миром книг. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока литературы, по существу - нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей.

        Игры, викторины, всякого рода игровые занятия привлекательны для школьника любой возрастной ступени. Говорить о целесообразности проведения подобных мероприятий в школьной практике, думается, излишне.

        Что же касается игры как формы урока, тут не должно быть сомнений. Перефразируя знаменитое изречение: “Хороши все жанры, кроме скучного”, - скажем: на уроке приемлемы любые виды деятельности, если они активизируют учебный процесс и вызывают живой интерес у ребят.

        Нестандартная, игровая форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание. Вот почему организация игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, нежели обычный урок.

        Таким образом, на уроке литературы – это и средство общения, и способ контроля за чтением. Помимо всего прочего, игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.

        Это могут быть инсценировки, моменты театрализации, импровизации, которые открывают блестящие возможности для самовыражения; развивающие и познавательные игры, кроссворды, головоломки, ребусы, игры – викторины и др..

        Для проведения таких уроков существуют много методических разработок. Но та, которую составит учитель, исходя из интересов, личностных качеств учащихся, того или иного класса может стать самой интересной, жизненной.

        Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащегося определить лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь литература и игры, одним из видов которых являются кроссворды, головоломки.

        Очень интересны для учащихся кроссворды, в особенности те, которые составлены ими. Здесь творчество неиссякаемо. Учащиеся с охотой составляют тематические кроссворды, которые вытекают “из ткани” текста, а также те, которые знакомят с литературоведческими терминами, биографией того или иного писателя.

        В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, всё обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае надо определить, кому следует адресовать ту или иную игру.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

        А теперь о том, что читать. Хорошая книга может стать частью личности…На прилавках книжных магазинов сегодня можно встретить огромное количество предложений, но не всё, что в красивой и яркой обложке, будет полезно читать детям.         Лучшими будут те произведения, которые отличаются не только увлекательным сюжетом, но и несут в себе определенные воспитательные идеи: учат добру, справедливости, честности.

        Именно поэтому своим знакомым, родителям и ученикам я рекомендую именно такую литературу. Найти разные источники нетрудно, но чаще всего я пользуюсь сайтом «Научи хорошему»

        https://whatisgood.ru/press/books/knigi-druzya-spisok-detskoj-literatury-po-vozrastam/

        (Раздел «Пресса» Вкладка – «Книги-друзья»)

        Список составлен по рекомендациям родителей и детских психологов.

        

        Огромную роль в выборе книг играют и сверстники-друзья, которые могут посоветовать прочитать то, что понравилось им…Поэтому особенно после каникул на 1 уроке чтения-делимся впечатлениями от прочитанного на каникулах, иногда после выходных – дети приходят с «горящими» глазами, книгой в руках и просят рассказать о том, что они прочитали, делятся впечатлениями. Такие «живые» рекомендации играют ОЧЕНЬ важную роль!

        Последнее время, мы с ребятами, как и все, наверное, участвуем в акциях – КНИГОДАРЕНИЯ, дарим, обмениваемся, делимся впечатлениями от прочитанного, спорим.

        Огромную роль в процессе «привития любви к книге» играют и различные мероприятия, которые помогают и предлагают нам для проведения Детские Районные Библиотеки, с которыми мы поддерживаем тесную связь. Перед началом учебного года мы совместно разрабатываем план и тематику будущих мероприятий. И каждый месяц, 1 – 2 раза, даже в это нелёгкое время, мы встречаемся с сотрудниками библиотек и проводим совместные мероприятия-праздники, беседы, мастер-классы, викторины, классные часы и др. Очень здорово, что рядом с нашим лицеем 2 замечательных детских филиала городской библиотеки – это филиалы на ул. В.Шишкова и ул. Ленинградской.

         В заключении хочется отметить, развитие интереса к чтению - это длительный и кропотливый процесс. Но это самое эффективное средство формирования положительного отношения к нему и к учению в целом!

                                                             Источники:

1.https://mel.fm/blog/alikhan-dinayev/63182-10-neskuchnykh-sposobov-kak-uvlech-detey-chteniyem

2.  https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kak_zastavit_rebenka_chitat.html

3. https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-privit-rebenku-lyubov-k-chteniyu

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

6. Минскин Е. Н. От игры к знаниям: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям. Как заинтересовать ребенка чтением.

http://smeschariki.ucoz.ru/publ/roditelskie_sobranija/dlja_vas_roditeli/sovety_roditeljam_kak_zainteresovat_rebenka_chteniem/16-1-0-2...

Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка?

Мой сын Мишутка не очень любил читать. Знал прекрасно все буквы, умел читать, но не любил этого делать. Я придумала простую, но очень интересную игру — пиасла ему м...

Как заинтересовать первоклассника читать

Помогает родителям первоклассников навыкам грамотного чтения....

Как заинтересовать ребёнка выполнением домашнего задания

Довольно часто родители жалуются на нежелание ребёнка качественно  выполнять домашнее задание. Не следует считать, что малыш вырастет, поймёт ценность ученья и будет с удовольствием делать всё са...

Как заинтересовать ребёнка учёбой

Рекомендации для родителей...