Шварц Е. «Сказка о потерянном времени» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Тип урока:

урок открытия нового знания

2

Класс:

4 «а»

3

Тема:

« Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

4

Образовательная программа, автор

УМК“Школа России”.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова « Литертурное чтение 4 класс»

5

Определение места урока в изучаемой теме, раздела, курсе

Урок № 2 в разделе “Делу-время, потехе-час”.

6

Цели урока

Содержательная цель:  систематизировать знания учащихся по сказке  Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Деятельностная  цель:  анализировать сказку, размышлять  о поступках героев сказки; делать выводы об идее произведения;

7

Планируемые результаты

Личностные: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; восприятие литературного произведения как особого вида искусства;ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и

его поступкам

Метапредметные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; работать с литературным текстом с точки зрения эстетической и познавательной сущности; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации составления текстов в устной и письменной формах;

Предметные: применять различные способы чтения; работать с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания; устанавливать причинно- следственные связи  и определять главную мысль произведения;  характеризовать героев; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного произведения; овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов .

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод: словесный, наглядный, практический.

Частные методы и приемы: антиципация, выборочное чтение,

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования:

технология обучения продуктивному чтению

10

Описание методов оценивания,

применяемых на уроке

оценка учителя, самооценка и взаимооценка

11

Средства обучения:

учебник, презентация


Ход урока

Дидактическая структура

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

Мотивационный этап

Проверим готовность к уроку.

Друзья мои! Я очень рад

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Но не обычный, повседневный

Урок мы с вами проведем.

Увидим мы театр волшебный,

На сцену сказку позовем...

- Ребята, почему полезно читать сказки?

Сообщают о готовности к уроку.

Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

1-2 мин

Этап актуализации и осуществление пробного действия

1. Речевая разминка.

- Разучите скороговорку в парах: произнесите 2 раза очень медленно -2 раза медленно- 2 раза в разговорном темпе – 2 раза очень быстро.

Если «если»  перед «после»,

Значит «после» после «если».

Если «если»  после «после»,

Значит «после» перед «если».

-  Конкурс: от каждого ряда  - 1 участник

Слайд 1


2.  Повторение

- Как называется раздел, к изучению которого вы приступили?

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Нужно и делом заниматься, и потехе (отдыху) отводить свое время. При этом нужно большую часть своего времени уделять полезным делам, заниматься трудом, а потехе, отдыху, отводить не такое значительное время. Проводить свой день нужно с пользой и на пользу.

- Прочитайте: “Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь”. Е.Л. Шварц.

- Знакомо ли Вам имя «Е.Л. Шварц»? Какое произведение его вы прочитали?

- Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Слайд2

- В чем хотел нас убедить Евгений Львович Шварц, написав эту сказку?

- В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну.

  1. 2. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.
  2. Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

  1. 1. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков.
  2. 2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  ( СЧЁТЫ)
  3. 3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  (4)
  4. 4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
  5. 5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
  6. 6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  ( Трамвае)
  7. 7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
  8. 8. Часы в доме волшебников называли часики.  ( Ходики)
  9. 9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
  10. 10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

+

-

-

+

-

+

+

Слайд 3

Этап локализации индивидуальных затруднений

Сегодня мы еще раз обратимся к «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца.

 - Как вы думаете, зачем мы еще раз будем работать над этим произведением?

- Чтобы найти в ней новый смысл, новые грани.

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

- Какую цель поставим на уроке?

-Составим план работы на уроке.

- Перечитать «Сказку о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца  и открыть для себя еще что-то новое, интересное, чего мы не заметили при первом прочтении..

План.

  1. Анализ сказки.
  2. Чтение по ролям.
  3. Определение главной мысли сказки.
  4. Рефлексия

2-3 мин

Реализация построенного проекта

  1. 1. Словарная работа
  2. Попробуйте дать толкование следующим словам и словосочетаниям: окладистая (борода), керосиновая (лампа), ходики, пола, по́лы, хмурый, сберечь, состариться, кусок ситного с изюмом

Окладистая (борода) – широкая, густая.

Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.

Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником.

Пола, по́лы – нижняя часть раскрывающейся одежды.

– Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.

– Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

– Состариться – помолодеть.

- Ситный хлеб – продукт высокого качества – пекли из просеянной через сито муки.

Слайд 4

2. Анализ сказки

  1. 1. Назовите  героев сказки.  

- Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев

-Какое несчастье их объединило? Найдите и прочитайте в тексте.


- Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик? Найдите и прочитайте, как это произошло.

- Какие  чувства испытал Петя?

- Какие слова нам об этом говорят? -
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков
.

- Почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других? Найдите и прочитайте об этом в сказке

- Петя Зубов,  только превратившись в старика, понял,  почему люди так боятся  не успеть, опоздать, отстать. А вы как это понимаете?

-Почему дети смогли победить волшебников? 

- Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите и подчеркните из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.

- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.

С.6 пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда
с.8 терять время понапрасну
/ Бездельничать
с.10 держать ухо востро
 / Быть очень осторожным, осмотрительным
с.13 как сквозь землю провалился  
/ Исчез, скрылся куда-то
с.13 и в ус не дует
/Не обращает никакого внимания
с. 14 не терять времени даром

- Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми  стариками.

с.4-6

С. 11 Маруся Поспелова, с.12-13 Наденька Соколова, с. 13 Вася Зайцев.

- с.7-8

- Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.

Нашли друг друга и научились ценить время.

5-6 мин

Слайд 5

Самостоятельная работа и проверка по эталону

1. Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова .

2. Можно ли данную сказку назвать  волшебной? Докажите.

С. 9 Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

4-5 мин,


Этап включения в систему знаний и повторения

- Вот и прочитана сказка. А можно ли по этому произведению предположить, каким человеком был Евгений Львович Шварц?

- Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой. Он написал сказки: Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

 Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

Слайд 6 -7

Этап рефлексии

- Могут ли заключительные слова сказки выводом к сегодняшнему занятию? Почему?

-  Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Мне показалось интересным …

Меня удивило …

7.Домашнее задание.  

1. Выбрать любую понравившуюся часть сказки и пересказать её.

2. По желанию:

- Дома напишите отзыв о сказке, выразите свои мысли и впечатления.  

-  Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по сказке Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок проводился в рамках открытого МО учителей начальных классов в ЦО№491 и в рамках аттестации учителя....

Тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном Времени»

Тест составлен по сказке Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени". Учебник " Литературное чтение" для 4 класса (автор Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий) Раздел программы "Делу время - потехе  час"...

Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"...

Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

Автор: Колбина Алёна Николаевна, учитель начальных классов Тонкинской СОШ Нижегородской областиКонспект урока чтения в 4 классе по теме: "Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном ...

Проектно-исследовательская работа "В поисках времени" по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Тема проекта: "В поисках времени", выполнили ученики 4 класса. Цель: создать лэпбук о понятии времени через чтение и анализ произведения Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"1. Вх...

Проверочные тесты по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени»

Проверочные тесты по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени» предназначены  для проверки знаний, контроля на уроке или просто для тренировки навыков обучающихся. ...