Конспект урока литературного чтения "Жил на свете слоненок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Знакомство с творчеством детского писателя Г. Цыферова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Геннадий Цыферов «Жил на свете слонёнок».

Тип урока: комбинированный.

Цель: развитие навыка творческого чтения художественного произведения.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с произведением Геннадия Цыферова «Жил на свете слонёнок».

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию связной речи, умению анализировать, выделять главное, определять главную мысль, вычленять информацию из текста в явном и неявном виде, обобщать, делать выводы, формированию учебно – информационных умений.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному слову, чувство прекрасного, любовь к природе и к окружающему, дружелюбие.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, чёткой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся, развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу, определять поэтические особенности произведения.

Метапредметные:

Формирование коммуникативных УУД: умение формировать собственное мнение, раскрывать нравственное значение поступков героев, проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе, формировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе.

Формирование регулятивных УУД: планировать свои действия для реализации цели урока, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Формирование познавательных УУД: выделение существенного после смыслового чтения, осуществление анализа прочитанного и построение устных речевых высказываний.

Личностные: формировать чувство любви к природе и окружающему миру, дружелюбие, ориентацию в нравственном содержании и осмыслении, как собственных поступков, так и поступков окружающих, формировать чувство прекрасного, формировать умение выражать свои эмоции и чувства в чтении, говорении, творческой деятельности.

Основные образовательные ресурсы: учебник Чураковой Н.А. «Литературное чтение», 2 класс., презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучаюихся

Примечания

Оргмомент

Эмоциональный настрой на урок

Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее- начнем скорей урок.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Сллушание

Обепечение обучающимся успешной организации учебной деятельности

Проверка домашнего задания

Беседа учителя

-Ребята, вспомните произведения, которые мы изучали на прошлых уроках и скажите с помощью каких предметов и как можно увидеть мир по-новому?

 -Какие еще способы увидеть вокруг себя что – то необычное вы знаете?

-Часть класса посмотрит в рамочку на героя стихотворения «Хомяк», часть – в лупу на героя стихотворения «Хомячок». Что в ы скажете о героях?

-От чьего имени написаны стихотворения?

 - Кто готов рассказать стихотворение, в котором высказана точка зрения мальчика, хомяка?

Предметы увеличиваются, становятся другого цвета, выделяются в пространстве.

Смотреть в зеркало, лужу, прищуриваться, открывать и закрывать глаза

1.Красивые глазки, веселый, пушистая шерсть

2.Добрый, ласковый, любопытный, любит на руках у детей сидеть

От имени мальчика и хомяка.

  1. Мальчик, 2. Хомяк

Обучающиеся рассказывают стихотворения.

Высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы

Слушают других детей(коммуникативные УД)

Актуализация знаний

Беседа учителя

-Давайте вспомним, какой раздел учебника мы изучаем.  Можно ли без инструментов глядеть на одно и тоже, но видеть разное? В правильности ваших предположений мы убедимся сегодня на уроке. Выполнив задание, мы узнаем автора произведения, которое будем изучать.

Групповая работа

-Будет дано задание, вы посовещаетесь и вариант своего ответа закрепите на доске. В итоге мы узнаем имя писателя.

-Название стихотворения Марины Бородицкой «Лесное……»

-Из какого произведения отрывок «Потолок над нами белым был сперва, вдруг он стал зеленым как в саду трава»

-Название стихотворения С. Махотина, в котором мальчик хотел сделать семейный портрет

-Автор стихотворения «Картинки в лужах»

-Автор стихотворения «Игра» и «Стеклышки»

-Прибор, в который смотрела собачка Соня

-Кто написал произведение «Когда ты прячешься, мне грустно»

-Произведение какого автора будем изучать?

«Точка зрения»

Ответы обучающихся

Выполняют задание учителя, располагают ответы  нужной последовательности, читают  фамилию автора –Цыферов.

Работают в коллективе, учатся слышать мнение других и принимать его(коммуникативные УД)

Изучение нового материала

Знакомство с творчеством Цыферова Геннадия.

Цыферов Геннадий Михайлович — известный автор прозы для детей, сценарист. Родился в 1930 году. Выпускник Московского педагогического института им. Крупской, преподавал в школе-интернате. В период работы учителем начал создавать первые литературные произведения в жанре сказочных миниатюр. Получил одобрение Корнея Чуковского, который посоветовал заниматься литературным творчеством на профессиональной основе. Первые произведения автора были опубликованы в самом популярном детском журнале «Мурзилка», где он недолго работал в отделе корреспонденции. Затем писатель сотрудничал с программами «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши, писал статьи для журналов. Первые книги были опубликованы в издательстве «Малыш». Геннадий Цыферов написал сценарии к 25 мультипликационным фильмам, на которых уже выросло не одно поколение детей. Соавтором Геннадия Цыферова в мультипликации был Генрих Сапгир. Одной из самых известных сказочных историй писателя является «Паровозик из Ромашково», ставшая классикой отечественной детской литературы. Среди других популярных произведений Цыферова: «Лошарик», «Жил на свете слоненок», «Сладкий домик». Писателя не стало в 1972 году.

-Откройте оглавление, найдите произведение Геннадия Цыферова. Как называется произведение? Какую страницу нужно открыть? Откройте учебник, рассмотрите внимательно иллюстрацию к тексту.

-О ком пойдет речь в произведении?

- Что вы знаете об этом удивительном животном?

Знакомство с текстом. Первичное восприятие.

  1. Подготовка к восприятию чтения

-Прослушайте аудиозапись произведения. Во время прослушивания подумайте, к какому жанру оно относится.

-Понравилось вам произведение?

2.  Чтение по цепочке

3. Первичное восприятие. Беседа о прочитанном.

-Какое впечатление оказал на вас главный герой?

- к какому жанру можно отнести данное произведение. Докажите.

4. Словарная работа

-В тексте встречается необычное слово ОПЕЧАЛИЛСЯ. Как вы его понимаете?

   

Стр 30

Жил на свете слоненок

Ответы обучающихся

Слушание

Это сказка- есть зачин, повторы, необычные ситуации. Герои животные, разговаривают, выбирают себе профессию.

Огорчился, снова загрустил

Физминутка

Мама слониха топает тихо, а слоненок Ромка топает громко. Топает пляшет, хвостиком машет.

Шагают, тихо, шагают с высоко поднятыми коленями, пляшут вприсядку, машут рукой.

Смена динамической позы

Продолжение работы по теме урока

Вторичное чтение текста

-Чтобы лучше почувствовать настроение героев, состояние природы, мы обращаем внимание на цвета. Даже в обычной жизни вы выбираете сочетание тех цветов, которые соответствуют вашему настроению, вкусу и привычкам.  Какие бывают цвета?

Работа в парах

- Каждая пара получила отрывок текста. Прочитайте. Найдите соответствующую иллюстрацию к тексту. Определите эмоцию, которую испытывает герой. подберите цвет воздушного шарика, который соответствует этой эмоции. Закрепите иллюстрацию и воздушный шарик на доске.

Передача настроения героя в цвете

- Какое настроение было у героя сначала?

Чтобы передать такое настроение необходимо подобрать цвета. Какими бы красками воспользовались вы?

Настроение, эмоции, поступки

Цвета

Задумчивость

Серо-синие холодные оттенки

- Какую особенность слоненка подметил лисенок? Найдите в тексте его словаЧто произошло с настроением главного героя?

- Для радостного настроения, какие бы цвета из палитры вы выбрали?

Настроение, эмоции, поступки

Цвета

Радость

Яркие, сочные теплые оттенки желтого цвета

-Что случилось с настроением главного героя в третьей части? Обозначим эти эмоции цветом. Почему  выбрали именно такой цвет?

 -Через некоторое время доброму слоненку вновь нашлось дело. Кем он стал на этот раз? Найдите описание его состояния в этот момент. Давайте подумаем, какой подойдет цвет?

-Можно выбрать оранжевый или желтый цвет.

- Чтобы не повторять слово «радость», давайте подберем к нему синоним

Настроение, эмоции, поступки

Цвета

Грусть

Темно-синий, спокойные холодные оттенки

Удовольствие

Яркие насыщенные теплые цвета –оранжевый

- Что мешало спать слоненку?

- Как можно назвать это состояние? Какой можно выбрать цвет для эмоции?

Уныние, печаль. Серый цвет – нейтральный или холодный синий

- За что звери благодарили слоненка? Кем они его назначили? Как вы понимаете «лесной пожарник»?

- Выберите из текста предложение, характеризующее эмоциональный подъем главного героя

Настроение, эмоции, поступки

Цвета

Печаль

Серый нейтральный или холодный синий

Гордость

Яркий насыщенный уверенный красный цвет

Микроитог: мы увидели эмоциональное состояние главного героя, которое помогает лучше понять, что чувствовал слоненок.

Холодные и теплые

Выполняют задание по инструкции.

ЗАДУМЧИВОСТЬ РАДОСТЬ ГРУСТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ

ПЕЧАЛЬ ГОРДОСТЬ

Грустное., он не знал, чем ему заняться, кем быть

Холодные, мрачные

Находят в тексте слова Лисенка

Слоненок обрадовался, что для него нашлось занятие

теплые, светлые

 

Слоненок загрустил, когда закончился дождь. Темно-синий цвет – холодный, спокойный, не активный

Добрый слоненок обрадовался и стал лейкой.

Восторг, восхищение, удовольствие

Он все думал и думал, кем же ему быть

Слоненок был очень горд. Исполнилась его мечта, он нашел профессию, можно обозначить красным цветом

Осуществляют поиск средств для решения поставленной учебной задачи(регулятивные УД)

Осмысляют учебный материал,действуют с учетом выделенных учителем ориентиров(регулятивные  УД)

Закрепление изученного материала

Анализ содержания текста

-На какие качества обратили внимание животные, глядя на слоненка?

-Почему лисенок и зайченок видели слоненка в рзныхкачествах, ведь они просто глядели на него, не в лупу и не чрез стеклышко?

Можно сказать, что у них было свое видение предмета, то есть воя точка зрения?

-С какой точки зрения глядели на слоненка зайчонок и лисенок?

-Почему слоненок вел себя так странно- то радовался, то грустил?

-С какой точки зрения смотрел на себя слоненок?

Ответы обучающихся

Анализ произведения с выделением существенных и несущественных признаков

Итог урока

-К какому жанру относится произведение?

-Какова тема произведения?

-Какова основная мысль произведения?

Сказка

Сказка о добром слоненке, который помогает зверям

Хорошо тому, кто нашел в жизни свое дело

Выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного(регулятивные УД)

Рефлексия

-Ребята, у каждого из вас есть силуэт слоника, там необходимо дорисовать рот и глазки. Какого слоника вы нарисуете грустного или весёлого- это покажет ваше отношение к уроку-  понравилось вам или было скучно

Выполняют задание

Самооценка

Д/з

На 4- пересказ текста

На 5- сочинить продолжение сказки(учитель дает  карточки- подсказки)

Тест по произведению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе с презентацией. А. Ишимова."Славяне"(учебник Р.Н. Бунеева "В океане света")

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу А. Ишимовой "Славяне". В ходе выполнения аналитического задания ,дети сами выходят на тему урока, проводят большую работу с текстом доо чтения, пре...

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения "Он живой и светится"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В. Ю. Драгунский. Он живой и светится.Цели урока : формировать навыки аналитико- эстетической работы с литературным...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится»"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...