Статья на тему:"Основные приемы и методы использования мнемотехники на уроках литературного чтения в начальной школе".
статья по чтению (2 класс)

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 

словам - он будет долго и напрасно мучиться, 

но свяжите двадцать таких слов с картинками, 

и он их усвоит на лету». 

                                                        К. Д. Ушинский 

Основные приемы и методы использования мнемотехники на уроках литературного чтения в начальной школе.  

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.  

Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний у всех трех категорий учащихся,  Информация, «пропущенная» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность, удерживается в памяти прочнее, дольше. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. 

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям. 

Мнемотехника помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления,  зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения.  Каждый учитель должен развивать у учащихся умение запоминать различную информацию. При таком методе полноценного усвоения, а главное – понимания материала, не происходит. Часто через некоторое время ученик забывает то, что ещё недавно рассказывал на уроке. А причина в том, что его не научили рациональным приёмам запоминания. Приёмы осмысленного рационального запоминания нужны не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни человека.   

     

Чем отличается мнемотехника от других технологий. 

Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях. 

⦁ Экономичностью – используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующие финансовых затрат. 

Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс. 

Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера. 

Универсальностью – может использоваться любым педагогом и родителями. 

На основании анализа научной литературы были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника: 

Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания; 

Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка; 

Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои; 

Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога; 

Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить; 

Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию. 

 

     

1. Отгадывание и загадывание загадок с помощью мнемотаблиц. 

Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; запоминается. 

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. 

2. Составление рассказа, пересказа с опорой на мнемотаблицу. 

Данные схемы помогают детям определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета или объекта, установить последовательность изложения выявленных признаков. 

Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях также можно использовать мнемотаблицы, которые послужат своеобразным зрительным планом для создания рассказа. 

3. Творческие рассказы с опорой на мнемотаблицу. 

Эту форму работы можно использовать на заключительных этапах работы. Предлагаются мнемотаблицы, в которых некоторые квадраты не заполнены. Дети должны придумать своё развитие событий, но чтобы оно вписывалось в общий план содержания текста. Если используются модели-схемы, то начало рассказа учащиеся составляют вместе с учителем, а конец придумывают самостоятельно. Затем выслушивается рассказ каждого ребёнка. 

4. Заучивание стихотворений по мнемотаблице. 

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а затем дети сами создают свою схему. 

5. Работа с пословицами и поговорками. 

Этот способ помогает ученикам заучивать и понимать содержание пословиц и поговорок. Работа может проводиться по готовой мнемотаблице, а также ребенок может самостоятельно нарисовывать ее. После зарисовки - дети обсуждают и объясняют, почему именно эту картинку они нарисовали, и как они понимают содержание пословицы. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon mnemotehnika_na_urokah_literaturnogo_chteniya7778.pdf550.05 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод интеллект-карт на уроках литературного чтения в начальной школе

Метод интеллект-карт на уроках литературного чтения в начальной школе....

Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал...

Методы, приемы, формы работы при формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

В данном файле представлена разработка выступления на педагогическом совете, посвященном теме формирования УУД в урочное и внеурочное время. Презентация содержит как теоретический материал, так и прак...

Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"

Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"...

Тема «Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...

Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"

Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...