Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Климова Анжелика Андреевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Шергина; формирование знаний о произведении Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

 

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о жизни и творчестве Б. Шергина.
  2. Формировать знания о главной мысли произведения «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
  3. Уметь делать выводы по прочитанному произведению

Развивающие:

  1. Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
  2. Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
  3. Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  3. Воспитывать любовь к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 18.04.2022 г.

Школа: МБОУ «Непряхинская СОШ» им. И.К. Бондарева

Класс: 3.

Урок: 1

Время: 8:30-9:10
Кабинет: 3

Студент: Климова Анжелика Андреевна

Группа: 41

Учитель: Палина Ольга Федоровна

Руководитель практики: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Шергина; формирование знаний о произведении Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о жизни и творчестве Б. Шергина.
  2. Формировать знания о главной мысли произведения «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
  3. Уметь делать выводы по прочитанному произведению

Развивающие:

  1. Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
  2. Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
  3. Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  3. Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: для учителя – учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф., учебная презентация, технологическая карта, раздаточный материал; для ученика - учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анжелика Андреевна, я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

«Где ум не осилит, там и хитрость не возьмёт».

1. Приветствуют учителя.

2. Показывают готовность к уроку.

- Если ты не смог решить ситуацию смекалкой, то и хитростью не получится

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; побуждающий диалог. Фронтальная форма.

  1. Организует речевую разминку.
  2. Организует беседу по пройденному материал
  3. Организует проблемную ситуацию

- Начинайте читать медленно, постепенно ускоряя темп.

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,

Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

 -Прочитаем по рядам, 1 ряд – первую строчку, 2 ряд – вторую строчку, 3 ряд – все вместе.

- Давайте прочитаем вместе несколько раз, каждый раз будем ускоряться.

- Кто хочет самостоятельно прочитать скороговорку?

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам нужно найти слова с наборе букв.

ароалсобирайпрыпонгкягодкеэяфсоберешьхцукузовоквук

1.Выполняют речевую разминку.

2.Повторяют ранее пройденный материал.

3.Сталкиваются с проблемной ситуаций, пробуют ответить на вопрос.

Работают со скороговоркой.

Работают по рядам.

Читают скороговорку самостоятельно по желанию.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

К: Умеют оформлять свои мысли в устной форме

П: отвечают на вопросы учителя, используя жизненный опыт

Учебная презентация.

Постановка учебной задачи

(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод; побуждающий диалог. Форнтальная форма.

1.Орагнизует работу по постановке темы и задач урока.

2.Организует постановку плана урока.

- Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Какие цели мы можем поставить цели на сегодняшнее занятие?

- Составим план на урок:

1. Узнать биографию Б.В. Шергина

2. Познакомиться с его произведение

3. Сделать выводы

1.Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

2.Составляют план урока

- Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

- Познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Р: принимать и удерживать учебную задачу

Учебная презентация.

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод. Фронтальная, индивидуальная, в парах форма работы.

1.Организует работу с объяснением новой темы.

-Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название раздела.

-Что необычного в названии этого раздела? Что это?

-Какой смысл заключён в ней?

-Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе?

-Чему они нас будут учить?

- Начнём с 1 пункта нашего плана.

- Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие его произведения вы читали?

-Внимательно прослушайте мой рассказ об авторе, затем я задам вопросы.

- Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

Ответьте на мои вопросы:

- В каком году и где родился писатель?

- Как он называл свою мать?

- Где учился писатель и почему?

- Мы познакомились с биографией Бориса Шергина?

— Значит выполнили первый пункт плана?

- Переходим ко 2 пункту плана.

Словарная работа

- А сейчас, обратите внимание на новые слова, которые встретятся нам сегодня в тексте.

— Прочитайте в толковом словаре значение слов.

Штукарное –

Малярное –

Что означает …?

Сдумает –

паркет – это пол, а паркетчик – это человек, который застилает этот пол узором из деревянных

дощечек

Академия –

Поспеть –

Страшиться –

Окинуть –

Красовито –

Вылощил волчьим зубом –

Организует первичное знакомство с текстом.

- А сейчас мы с вами прочитаем произведение. (Начинает учитель).

- Ответьте на вопросы по прочитанному тексту, при необходимости обратитесь к учебнику.

Работа по рассказу.

-Кто главные герои рассказа?

- Кто владел штукарным и малярным ремеслом?

- А какая она бабушка?

- А какое звание было у бабушки?

-За кого из них мы больше всего переживали? Почему?

-Какое дело поручили Мите?

- Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?

2.Организует выполнение динамической паузы.

- Давайте не много отдохнем.

1.Работают с материалом по новой теме.

2.Выполняют динамическую паузу.

-«Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

-Это пословица.

-Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату.

-Предположения детей.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают биографию автора.

-В 1896 году, г. Архангельск.

-«Хранительница слова».

-Учился в художественном училище.

Слушают и запоминают значение слов.

Штукарное — штукатур — мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Малярное — маляр — рабочий, который занимается окраской зданий, помещений. Звание «мастер малярного дела».

Академия — высшее научное или художественное учреждение.

Сдумать – то же, что и вздумать, придумать, выдумать.

Незалёжливого – не ленивого

Поспеть – то же, что успеть.

Страшиться – бояться чего-нибудь, опасаться.

Окинуть – осмотреть взглядом, глазами.

Красовито – то же, что и красиво.

Вылощил волчьим зубом – натер до блеска.

Слушают новое произведение.

- Ваня, бабушка, мастер, Митя-паркетчик.

- Бабушка - добра и приветлива, мудра.

- мастер чистых носочков.

Высказывают предположения.

- изготовить столешницу для академии

- ему понравилось выполнять этот заказ, он был красив, но Митя не успевал выполнить все в срок.

Выполняют динамическую паузу.

К: Умеют оформлять свои мысли в устной форме

П: отвечают на вопросы учителя, используя жизненный опыт

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, синтез;

П: осознанное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

К: готовность слушать собеседника и вести диалог

Учебная презентация.

Толковый словарь.

Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный; фронтальная форма работы.

1.Организует беседу по прослушанному произведению.

2.Использует прием «выборочное чтение».

3.Задает детям вопросы по тексту.

– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

– Какой она вам представляется?

– Как Ваня относился к своей бабушке?

– Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

- Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?

- Что они делают?

- Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.

- А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?

- Видел ли Витя на самом деле работы Мити?

- А как он узнал о них?

- Молодцы, ребята! Всё верно.

1.Беседуют с учителем по прослушанному произведению.

2.Выборочно читают отрывок произведения.

3.Отвечают на вопросы по тексту.

Доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремёсел.

- гордился ею.

Отвечают на вопрос учителя.

- На картинке изображены Ваня с бабушкой.

- Они беседуют.

Дети читают отрывок из произведения.

- На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити.

-Нет, не видел.

- О Митиных работах Вите рассказала бабушка

Л: понимание и выражение в речи цели задания

 Р: принятие учебной задачи к исполнению

Учебная презентация.

Учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический; чтение текста. Фронтальная, индивидуальная форма.

1.Организует чтение произведения вслух по цепочке.

- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам. Начнем с первой парты первого ряда.

1.Читают произведение вслух по цепочке.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебник.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический; частично-поисковый. Групповая форма.

1.Обясняет задание для работы в парах.

2.Организует самооценивание.

- Сейчас вам предстоит поработать в группе.

Ваша задача заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма, которые встретились в тексте.

- Но для начала мы вспомним правила работы в группе.

Каждой группе дана одна пословица, которую нужно объяснить.

  1. “Работа любит не молодца, а незалежливого”
  2. “Глаза страшатся, руки делают
  3. “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”

- На выполнение у вас есть 3 минуты, затем мы проверим.

- Итак, давайте послушаем каждую группу.

- Молодцы, вы справились с заданием.

- Восстановите цепь событий в рассказе.

«Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

 «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь»

«И в один день закончил верхний угол»

1.Слушают задание для работы в группе.

Выполняют указания учителя.

2.Осущесствляют самооценивание по образцу

Выполняют указания учителя.

Правила работы в группе

1. Выслушивай товарища до конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы

4. Работай дружно.

5.Изберите секретаря и презентатора группы.

6. Хорошее настроение – успех в работе.

1.“Работа любит не молодца, а незалежливого” - имеется в виду, что сколько бы талантлив ни был человек, пока не станет действовать, ничего у него не получится.

2.“Глаза страшатся, руки делают” - подразумевается, что работа кажется невыполнимой, неподъемной, не к сроку объемной, но стоит приняться и мало-помалу ладится работа.

3.“Собирай по ягодке – наберешь кузовок” - значит, что нужно распределять силы и выдержать постоянство и последовательность в выполнении большой работы, а не браться в короткий срок за большую работу.

«И в один день закончил верхний угол»

 «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

«Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Метапредметные:

 Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Учебная презентация.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный; анализ.

1.Организует рефлексию деятельности по содержанию урока.

2.Организует эмоциональную рефлексию.

- Мы с вами познакомились с произведение. И теперь остался последний пункт плана, какой?

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

 

1.Оценивают свою работу на уроке.

2.Делают выводы.

- Сделать выводы.

- «Собирай по ягодке – наберешь

кузовок».

- Б. Шергин.

Ответы детей

- Оценивают свою работу на уроке..

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебная презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Как вы понимаете пословицу? «Где ум не осилит, там и хитрость не возьмёт».

Слайд 3

Прочитайте, постепенно ускоряя темп Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

Слайд 4

АРОАЛ СОБИРАЙ ПРЫ ПО НГК ЯГОДКЕ ЭЯФ СОБЕРЕШЬ ХЦУ КУЗОВОК ВУК

Слайд 5

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Цель: Познакомиться с биографией Б.В. Шергина и с произведением «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»

Слайд 6

План на урок: Сделать выводы Узнать биографию Б.В. Шергина Познакомиться с его произведением

Слайд 7

План на урок: 1. Узнать биографию Б.В. Шергина 2. Познакомиться с его произведением 3. Сделать выводы

Слайд 8

28 июля 1893 г. - 30 октября 1973 г. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность . Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г.

Слайд 9

28 июля 1893 г. - 30 октября 1973 г - В каком году и где родился писатель? - Как он называл свою мать? - Где учился писатель и почему?

Слайд 10

Словарная работа Штукарное — Малярное — Академия — Сдумать – Незалёжливого – Поспеть – Страшиться – Окинуть – Красовито – Вылощил волчьим зубом –

Слайд 11

Словарная работа Штукарное — штукатур — мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. Малярное — маляр — рабочий, который занимается окраской зданий, помещений. Звание «мастер малярного дела». Вылощил волчьим зубом – натер до блеска . Академия — высшее научное или художественное учреждение.

Слайд 12

Словарная работа Сдумать – то же, что и вздумать, придумать, выдумать. Незалёжливого – не ленивого Поспеть – то же, что успеть. Страшиться – бояться чего-нибудь, опасаться. Окинуть – осмотреть взглядом, глазами. Красовито – то же, что и красиво.

Слайд 14

1. “Работа любит не молодца, а незалежливого ” 2. “Глаза страшатся, руки делают 3. “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”

Слайд 15

Восстановите события в рассказе «Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь» «И в один день закончил верхний угол»

Слайд 16

Восстановите события в рассказе « И в один день закончил верхний угол» «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». «Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь». Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Слайд 17

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Цель: Познакомиться с биографией Б.В. Шергина и с произведением «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: продолжение работы над произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые ...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ . Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Цели деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством Б.Шергина  и его произведений;Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и творчестве Б. Шер...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России". Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Б. Шергинf «Собирай по ягодке – наберешькузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:Знат...

Конспект урока литературного чтения по теме Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Б. Шергина; понимания смысла пословиц.Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и творчество автора;Уметь выразител...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством Б.Шергина  и его произведений; Планируемые результаты Предметные:- знать о жизни и творче...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые р...