Рабочая программа "Литературное чтение" Школа России 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie_1_klass.docx60.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской, М.В.Головановой.

Общая характеристика курса

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Изучение «Литературного чтения» как систематический курс начинается в 1 классе вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность 23 учебные недели, по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное обучение литературного чтения и русского языка.

                                                             

Цели и задачи курса

Предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Литература».

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

                   

Основные содержательные линии

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьиСемья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчестваТруд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизмаЛюбовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечестваОсознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

                                                                           

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). Начальным этапом изучения литературного чтения в 1 классе является курс «Обучение чтению». (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.) Его продолжительность 23 учебные недели (92 ч). 40 ч отведено на предмет «Литературное чтение». (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.)

Результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников по иллюстрациям, на основе личного опыта.                 

Общеучебные умения, навыки, виды  деятельности обучающихся

Читательская деятельность:

чтение художественного произведения с максимальной скоростью, необходимой для его понимания; - соотнесение изображенного в художественном тексте с действительностью; - представление картин, нарисованных автором; - осмысление изображенного в художественном тексте; - сопереживание изображенному в художественном тексте; - различение особенностей текстов проза и поэзия; - подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение лирических героев; - различение произведений устного народного творчества и авторских текстов; - различение жанров художественной литературы; - анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между отдельными событиями; - пересказ текста (полный, краткий, выборочный); - составления сюжетного плана; - составление характеристики героев; оценивание поступков героев с нравственных позиций; - осмысление названия произведения, его связь с содержанием и идеей произведения; - различение автора произведения и рассказчика; определение отношения автора к героям его произведения.

Речевая и творческая деятельность:

рисование картин (устное словесное рисование) на основе художественного текста; - адекватная передача настроения в выразительном чтении; - заучивание прозаических и поэтических текстов и их выразительная декламация; - устный пересказ с сохранением жанровых особенностей текста; - выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте; - инсценированиепроизведений;дописывание окончания произведения; - участие в дискуссиях по нравственным проблемам.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный  для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.  Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,  выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение  справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.  Книга  как источник необходимых знаний.  Первые книги  на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение  содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев  с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использова нием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

 Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.  Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или не большим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизве дению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалоги ческого общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национально го этикета на основе Фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного ис тина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для  восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая   пропедевтика   (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,  выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.  Сказки  (о животных,  бытовые,  волшебные). Художественные  особенности  сказок:  лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного про изведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта:

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Сравнение текстов разных жанров.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

1 КЛАСС (40ч)

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения

устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-

тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего

мира.

Жили-были буквы (6 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному

произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки,

песенки из зарубежного фольклора.

 Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие –

«настроение автора».

Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих

устное высказывание.

И в шутку и всерьез (5 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения.

Вводится понятие – «настроение и чувства героя».

Я и мои друзья (7 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А.

Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.Вводятся понятия –

«поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

О братьях наших меньших (7 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г.

Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

Сравнение текстов разных жанров

          

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и дрЛитературное чтение: учебник для 1 кл. М.: Просвещение, 2018.

2. Климанова Л.Ф., Литературное чтение 1 класс. Поурочные разработки. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2018.

Специфическое сопровождение (оборудование):

 ■ иллюстрации к литературным произведениям;

 ■ портреты писателей;

■ репродукции произведений живописи;

■ интерактивная доска;

■ набор приспособлений для крепления таблиц, постеров и т.д. на классную доску;

■ мультимедийный проектор;

 ■ ноутбук;

■ сканер, принтер (по возможности);

 ■ видеофильмы, аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

 ■ мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.

Мультимедийные пособия, ресурсы сети Интернет.

1. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа»- http://www.openworld.ru/school/m.cgi

2. Единая коллекция ЦОР- http://school-collection.edu.ru/-

3. Педагогическая библиотека- http://www.pedlib.ru

4. Сеть творческих учителей- http://www.it-n.ru

5. Электронная библиотека СФУ - http://lib.sfu-kras.ru

Календарно-тематическое планирование

Обучение грамоте (литературное чтение)

1 класс

Название раздела «Добукварный период» (14 ч.)

Тема урока

Кол-во часов

1

«Азбука» — первая учебная книга.

1

2

Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение

1

3

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово.

1

4

Устная речь. Слово и слог.

1

5

Письменная речь. Слог. Ударение.

1

6

Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи.

1

7

Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки.

1

8

Век живи, век учись. Как образуется  слог?

1

9

Повторение — мать учения. Слог-слияние.

1

10

Азбука — к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции.

1

11

Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функция в слоге-слиянии.

1

12

Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Звук [и]. Буквы И, и; их функция в слоге-слиянии.

1

13

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге-слиянии.

1

14

Ученье — путь к уменью. Гласный звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии.

1

Название раздела «Букварный период» (62 ч.)

15

Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.

1

16-17

Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с’]. Буквы С, с.

2

18

Каков мастер, такова и работа. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.

1

19

А. С. Пушкин. «Сказки». Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.

1

20

Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.

1

21-22

К. И. Чуковский. «Сказки». Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.

2

23

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.

1

24

Век живи, век учись. Звуки [в], [в’]. Буквы В, в.

1

25

Русская народная сказка. Звуки [й’э], [’э]. Буквы Е, е.

1

26-27

Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.

2

28

Москва — столица России. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.

1

29

Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках.

1

30

О братьях наших меньших. Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.

1

31-32

Закрепление умения чтения предложений с буквами З, з.

2

33

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.

1

34

Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б П.

1

35

Чередование звонких и глухих согласных.

1

36

Терпение и труд всё перетрут. Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.

1

37-38

Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв Д Т в слогах и словах.

2

39

Россия — Родина моя. Звуки [й’а], [’а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.

1

40

Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я.

1

41

Чтение текстов с изученными буквами.

1

42

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г.

1

43-44

Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении.

2

45

Делу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА — ЧУ.

1

46

Буква Ч. Закрепление.

1

47

Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков.

1

48

Ь как показатель мягкости согласных звуков.

1

49-50

Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш.

2

51

Буква Ш (закрепление).

1

52

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

1

53

Буквы Ж, ж, сочетания ЖИ — ШИ (закреп.)

1

54

Люби всё живое. Звуки [й’о], [’о]. Буквы Ё, ё.

1

55-56

Буква Ё (закрепление).

2

57

Жить — Родине служить. Звук [й’]. Буква й.

1

58

Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.

1

59

Чтение текстов о животных. Закрепление знаний о буквах Х, х.

1

60

Обобщающий урок. Чтение текстов морально-этического характера.

1

61-62

С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й’у], [’у]. Буквы Ю, ю.

2

63

Буквы Ю,ю (закрепление).

1

64

Делу время, потехе час. Звук [ц]. Буквы Ц, ц .

1

65

Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление).

1

66

Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы Э, э.

1

67-68

Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепление).

2

69

Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.

1

70

Звук [щ’], буквы Щ, щ (закрепление).

1

71

«Играют волны, ветер свищет...» Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.

1

72

Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ.

1

73-74

Доброе дело-великое счастье. Отработка техники чтения.

2

75-76

Отработка техники чтения. Русский алфавит.

2

Послебукварный период (16 ч.)

77

В. Д. Берестов. «Читалочка». Е. И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1

78

«Наше Отечество» К. Д. Ушинского. Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине.

1

79

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские

1

80

В. Крупин. Первый букварь.

1

81

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

1

82

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей

1

83

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей.

1

84

К.И. Чуковский. Телефон.

1

85

К.И. Чуковский. Путаница. Небылица

1

86

В.В. Бианки. Первая охота.

1

87

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.

1

88

М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока.

2

89

А.Барто «Помощница», «Зайка».

2

90

А.Барто «Игра в слова».

1

91

Стихи С.Михалкова, Б.Заходера, С.Берестова.

1

92

Презентация проекта «Живая азбука». Конкурс чтецов.

2

Литературное чтение (40 ч.)

Жили-были буквы (6 ч.)

93

Знакомство с учебником. В. Данько «Загадочные буквы».

1

94

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». С. Черный «Живая азбука».

1

95

С. Черный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

1

96

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

97

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

98

Обобщение по разделу «Жили-были буквы».

1

Сказки, загадки, небылицы (7 ч.)

99

Е. Чарушин «Теремок».

1

100

РНС «Рукавичка».

1

101

Загадки, песенки.

1

102

Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1

103

Сказки А.С. Пушкина.

1

104

РНС «Петух и собака»

1

105

Из старинных книг. Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы».

1

Апрель, апрель. Звенит капель. (6 ч.)

106

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась..»

1

107

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».

1

108

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Е. Трутневой и др.

1

109

Стихотворения Р. Сефа, В. Берестова. Из старинных книг.

1

110

Обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель».

1

111

Комплексная итоговая работа.

1

И в шутку, и в серьез. (6 ч.)

112

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1

113

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1

114

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет».

1

115

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К.И. Чуковский «Телефон».

1

116

М. Пляцковский «Помощник».

1

117

Из старинных книг. Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

1

Я и мои друзья (6 ч.)

118

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».

1

119

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».

1

120

Стихотворения разных авторов о дружбе.

1

121

С. Маршак «Хороший день».

1

122

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».

1

123

Из старинных книг. (Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»). Обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

О братьях наших меньших (9 ч.)

124

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак… В. Осеева «Собака яростно лаяла».

1

125

И. Токмакова «Купите собаку». С. Михалков «Важный совет».

1

126

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка.

1

127

В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай».

1

128

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж».

1

129

Из старинных книг.  Обобщение по теме «О братьях наших меньших».

1

130

Годовая контрольная работа.

1

131

Анализ контрольной работы.

1

132

Урок-викторина «Знай и люби родную литературу».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...

Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...