Статья "Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной техники: SMART BOARD на уроках литературного чтения в 1 классе"
статья по чтению (1 класс)

Ольга Евгеньевна Анчевская

 В статье рассказывется о способах использавания интерактивной доски на уроках обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной  техники: SMART BOARD на уроках литературного чтения в 1 классе.

     В настоящее время система российского образования активно использует IT – технологии в учебном процессе. Уже стало нормой проведение урока с использованием различных возможностей мультимедия. Как следствие такой компьютеризации – переход от старой системы образования к новой, креативной форме обучения. Учитель теперь не источник знаний, а проводник, который поможет найти, освоить и применить полученную информацию.

     Успешность применения технологий объясняется и тем, чо современное молодое поколение психологически адаптировано к использованию этих технологий.

     Но с другой стороны, компьютеризация и информатизация общества негативно сказываются на некоторых сторонах развития ребенка, в частности на речевом развитии. Современные дети теряют умение находить, воспринимать, обобщать и самостоятельно делать выводы из полученной информации, передавать ее без искажения и просто свободно и непринужденно общаться, т.е осуществлять грамотную речемыслительную деятельность. А ведь от уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только успешность обучения в школе, но и его социализация в обществе.

     Поэтому проблема формирования речемыслительной деятельности становится актуальной и требует поиска решений.

     Сегодня я бы хотела поделиться одним из вариантов решения данной проблемы.

     Сначала немного статистики. На начало  первой четверт иуровень речевого развития  в классе можно было охарактеризовать таким образом:

  • 9% дети, которые не владели русским языком, в следствии чего не могли выразить свои мысли;
  • 43% дети, которым было проблематично грамотно и логично поставить фразу;
  • 48% дети, которые без проблем полно, грамотно и точно строили свои высказывания.

      Из-за разноуровневого речевого развития в классе, возникла трудность создания урока интересного и продуктивного для каждого ребенка. Ведь дети с проблемами речемыслительной деятельности не должны чувствовать себя ущербными, не должны терять стремление к развитию, а сильным детям необходимо совершенствование умений. Здесь на помощь приходят современные технологии, а именно SMART BOARD, которые мы используем в нашей школе. SB можно использовать на любом уроке, но мы остановимся на уроке литературного чтения, т.к. этот предмет дает огромные возможности для развития речемыслительной деятельности.

В течении всей первой четверти, при изучении звуков и букв, почти на каждом уроке литературного чтения я использовала интерактивную доску. Это позволяло добиться более глубокого уровня включения учеников. Такие уроки были более увлекательны и динамичны. Ребята легко воспринимали и усваивали информацию, благодаря тактильным коммуникациям, дополнительными аудио и видео эффектами. А главное каждый ребенок, независимо от уровня развития способностей, желал поучаствовать в уроке. Для сравнения мною было проведено несколько уроков по тому же алгоритму, но без использования SB. На этапе рефлексии было понятно, что эти уроки не вызвали сильного эмоционального отклика у детей, а их эффективность была гораздо меньше.

     Теперь вновь обратимся к цифрам. Как результат наблюдения за детьми в течении всей первой четверти, я пришла к следующим выводам: у каждй из трехгрупп детей, ранее мною выделенных, наблюдается положительная динамика в формировании речемыслительной деятельности.

     На начало второй четверти:

  • те 9 % детей, для которых русский язык не является родным, медленно, но верно преодолевают трудности в его овладении. Пытаются строить простые фразы, не боятся ошибиться и чувствуют себя комфортно;
  • уменьшились трудности в выражении своих мыслей и у детей со средним уровнем развития речемыслительной деятельности. В качестве положительных изменений можно отметить исчезновение слов-паразитов из речи некоторых учеников;
  • процент ребят, которые проблем не имели, не уменьшился. Их интерес к обучению и развитию не снизился.

     Конечно, это небольшие изменения, но они есть. На основании этих данных, я могу сделать следующий вывод:

Использование интерактивной доски на уроке способствует развитию связной речи, формированию лексико-грамматического строя речи, профилактике дисграфии, увеличению словарного запаса, поддержанию высокого уровня мотивации к обучению у детей и, следовательно формированию речемыслительной деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицам нужна помощь З. Александровой - урок литературного чтения 3 класс

  Тема: Птицам нужна помощь З. АлександровойПланируемые результаты:научатся правильно строить предложения и связно рассказывать; развивать творческие возможности детей; продолжат развивать н...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Презентация к уроку литературное чтение 1 класс "В большом деле и маленькая помощь дорога" ( пословицы и поговорки)

Материал входит в жанровый блок по литературному чтению, который знакомит и приобщает детей к устному народному творчеству. Изучение материала формирует у детей позитивное мировоспитание, расширяет по...

Статья "Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной техники: SMART BOARD на уроках литературного чтения в 1 классе"

Статья на тему "Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной техники: SMART BOARD yна уроках литературного чтения в 1 классе"...

Современные подходы к формированию УУД на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Актуальность выбранной темы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каж...

"Использование информационных компьютерных технологий для повышения эффективности уроков литературного чтения"

Использование информационных компьютерных технологий для повышения эффективности уроков литературного чтения  Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они мо...