Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Смирнова Владислава Марковна

Тип урока: рефлексии.

 

Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева

«Честное слово»: формирование умение анализировать характеристику героя, умение осознанно и выразительно читать текст.

 

Задачи урока:

Дидактические:

1. Закрепить понимание прочитанного текста;

2. Создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;

3. Создать условия для совершенствования навыка чтения.

Развивающие:

1. Развивать навыки правильного чтения;

2. Развивать творческую деятельность обучающихся;

3. Развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;

Воспитательные:

1. Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

2. Воспитывать бережное отношение материальным и духовным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 07.04.2022

Школа: МАОУ «Лицей №35»

Класс: 3-1

Урок: 4

Время: 10:45-11:25              Кабинет: 202

Студент: Смирнова Владислава Марковна

Группа: 46

Учитель: Шайхисламова Сония Фаридовна

Руководитель практики:

Тема урока: «Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев произведения»

Тип урока: рефлексии.

Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева

«Честное слово»: формирование умение анализировать характеристику героя, умение осознанно и выразительно читать текст.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Закрепить понимание прочитанного текста;

2. Создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;

3. Создать условия для совершенствования навыка чтения.

Развивающие:

1. Развивать навыки правильного чтения;

2. Развивать творческую деятельность обучающихся;

3. Развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  2. Воспитывать бережное отношение материальным и духовным ценностям.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение», авторы: Н.А Чуракова., класс 3 часть 2 УМК «Перспективная начальная школа», учебная презентация, раздаточный материал,.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесные: беседа

Учитель приветствует учеников, настраивает их на

учебу, вспоминает вместе с учениками гигиенические

требования к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем мысленно

удачи.

Показывают свою готовность к уроку.

Встают, приветствуют.

Садятся.

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

 И, П

Словесные: подводящий диалог

Практические: выполнение теста по прочитанному

Создание проблемной ситуации, повторение пройденного правила.

- Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

- А какими качествами характера должен обладать герой?

- А где можно проявить героизм?

- Действительно, сейчас очень много говорят в новостях о том, как дети спасли ребёнка на реке, вынесли из горящего дома. Например, недавно произошел случай. Когда восьмиклассник спас ребёнка, тонущего в реке, мальчик просто провалился в воду, не удержался на ступеньках. Вот какой героический поступок совершил 15 летний школьник.

-А можно ли назвать героем мальчика из произведения, к

изучению которого вы уже приступали?

- А кто назовет это произведение?

- Сейчас мы проверим ваши знания, то как вы знаете

содержание произведения. Для этого на партах у вас лежат карточки. Подпишите листочки, и начинайте выполнять работу. На неё я даю вам 3 минуты.

1.К какому литературному жанру принадлежит

произведение Пантелеева «Честное слово»?

А)Повесть

Б)Роман

В)Рассказ

Г)Очерк

2. По какой причине автор засиделся в саду?

А)Писал картину

Б)Общался с друзьями

В)Писал стихи

Г)Читал книгу

3. Сколько примерно лет было мальчику, который громко

плакал в саду?

А)5 лет

Б)8 лет

В)10 лет

Г)12 лет

4. Во что играл мальчик с незнакомыми ребятами?

А) В индейцев

Б) В шпионов

В) В войну

Г) В пиратов

5. Что должен был охранять мальчик на своем посту?

А)Пороховой склад

Б)Пушку

В)Лошадей

Г)Раненых бойцов

6. Возле чего стоял мальчик на карауле?

А)Скамейка

Б)Цветочная клумба

В)Будка

Г)Киоск с мороженым

7. Как рассказчик решил выйти из положения и увести

мальчика с поста?

А)Найти ребят, с которыми он играл

Б)Вызвать милиционера

В)Позвать родителей мальчика

Г)Привести военного

8. Кто смог освободить мальчика с поста?

А)Майор

Б)Сержант

В)Старший лейтенант

Г)Капитан

Обменяйтесь листочками с соседом и сверьте с эталоном

на слайде

1- В

2- Г

3- Б

4- В

5- А

6- Б

7- Г

8- А

Оцените работу соседа по критериям оценки

Все правильно – 5. Одна ошибка – 4. Две ошибки – 3

Три и больше ошибок – 2

Поднимите руку те, кто ответил на все вопросы верно?

Отвечают на поставленные вопросы учителем.

- Нужно быть внимательным,

наблюдательным, думающим

- Смелость, мужественность, храбрость.

- На войне и в обычной ситуации,

например, при спасении людей в чрезвычайных ситуациях.

- Мы читали произведение Леонида

Пантелеева «Честное слово».

Выполняют задание по карточке.

Выполняют взаимопроверку

Оценивают работу соседа, ставят отметку

Поднимают руку

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М:  аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Пред: знания о прочитанном произведении

Л: оценка

Учебная презентация

Карточки

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные: формирующий диалог

Учитель помогает сформулировать тему, поставить цель.

- Нам сегодня нужно понять, поняли ли до конца главную мысль рассказа. Какова главная мысль рассказа? - Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы с вами поставим?

Формулируют тему, ставят цель.

- Нужно быть честным

- Л. Пантелеев «Честное слово». Характеристика героев произведения

- Охарактеризовать главного героя рассказа

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г, Ф

Практические: выполнение упражнений

Работа с учебником, учитель дает задание по характеристике героев, вопросы с доказательством из

текста, далее идет проверка и работа в группах, ученики должны в группах по 4 человека составить рассказ с характеристикой героя.

-Я предлагаю вам сегодня составить характеристику героя рассказа «Честное слово» в виде таблицы. Над ней мы будем работать вместе и доказывать свои ответы с

помощью текста. Таблица будет состоять из трех колонок, её в тетради писать не будем, она будет постепенно появляться на слайде.

Характеристика

героя

Отношение

автора к герою

Определение

собственного

отношения к

герою

Внешность:

Смешной,

маленький,

веснушчатый

Характер:

честный,

храбрый,

надежный

Искренность,

трепетное

отношение к

герою,

дружелюбность,

вежливость,

восхищение

Уважение,

гордость

1.-Каким мы видим героя? С.127-128, 134 «А около её

стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми….»

-Скажите мне, это героическая внешность, похож ли

мальчик на героя?

2. Я выписала черты характера мальчика, вы должны по

тексту найти доказательства этих качеств. (мальчик честный с. 130)

-Ребята, посмотрите на слайд

- К слову «честное» подберите родственные слова,

синонимы.

-Верно. Давайте посмотрим, какое толкование слова «честь» даётся в словаре Ожегова. Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран. Честь – достойное уважения и гордости моральное качество человека.

-Теперь подтвердите мне словами то, что мальчик храбрый (с. 128, 131)

-Эти слова доказывают, что мальчик очень храбрый, что он не испугался темноты, что он не испугался человека,

который к нему подошёл, а наоборот перестал плакать

Теперь давайте докажем, что мальчик надёжный, откройте страницу 134.

-Действительно, этими строками мы можем сказать, что

мальчик надежный, что он не бросил пост не смотря на то, что он уже понял, что над ним пошутили ребята, он стоял до конца на своем месте, потому что он храбрый, честный и надежный человек.

3.-Соответствует ли внешность мальчика его характеру?

-Молодцы! Давайте встанем и разомнемся немного.

Динамическая пауза.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул.

4.- Почему автор решил помочь мальчику? (С.130)

- Как автор искал военного? (С. 131-132)

-Искренно ли взрослый помогал ребенку?

5.А как вы относитесь к мальчику?

- Хорошо, молодцы! Сейчас мы свами будем составлять характеристику героя. Послушайте внимательно задание. На листочке вам нужно вписать недостающие слова в пропуски по характеристике мальчика. Выполним это задание в группе. Ребята, а какие правила работы в группе вы знаете?

Для вас будет опора, она будет у каждого из вас, в группе

можно совещаться, так же смотрите на таблицу, которую

мы заполнили ранее.

Опора:

Характеристика героя

В рассказе _________ мы знакомимся с_____________.

Внешне он___________________________, и совсем не

похож на ______________.  А характер мальчика говорит о том, что он ______, потому что__________________. А ещё ________, так как ___________. Рассказчик относится к нему _______________________________.

Моё отношение к мальчику ____________________,

потому что________________.

-Можете выполнять задание

-Давайте проверим, у каждой группы по очереди я

приглашаю человека, который представит характеристику героя, пожалуйста

-Молодцы ребята, вы все постарались, у кого-то получилась

очень полная характеристика героя, молодцы!

Оцениваю характеристику

-Знаете, в вашем возрасте, я тоже в школе читала данный

рассказ и мне он очень понравился, особенно этот мальчик, чье имя, к сожалению, мы так и не узнаем. И я решила тоже, как и вы составить о нём характеристику, посмотрите на слайд.

«В рассказе Леонида Пантелеева «Честное слово» мы

знакомимся с героем рассказа – мальчиком.

Внешне он маленький, смешной, с веснушчатым носом и

коротеньких штанишках, совсем не похож на героя,

который раскрывается в нем дальше. А характер мальчика говорит о том, что он настоящий герой, потому что имеет столько выносливости, не испугался темноты и

незнакомого человека, который оказал ему помощь. А ещё он человек честный, храбрый, так как держит слово

несмотря ни на что. Рассказчик относится к нему с

искренним восхищением и дружелюбием. Он не мог не

помочь мальчику, потому что увидел в нём силу воли.

Мне очень понравился это рассказ и особенно мальчик,

который понимал, что его забыли и бросили, но несмотря

на это был полон решимости не покидать свой пост. Ведь

для него нарушить свое слово было невозможным.

Твердости характера это мальчика может позавидовать

каждый.»

Чему же учит нас этот рассказ?

- Вернемся к началу урока, когда я спрашивала у вас какая главная мысль рассказа?

- А какой характер у мальчика?

Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель

написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав

рассказ?

Задаёт домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: проиллюстрировать любой момент из рассказа «Честное слово».

Ученики отвечают на вопросы с

доказательством из текста

- Смешной, маленький, веснушчатый

Ученики читают предложение на

указанной странице

- Нет, совсем не похож

«А он говорит: «Дай честное слово что не уйдешь» ну, я и сказал: «Честное слово, не уйду». … Я честное слово сказал…»

- Честность, честь, честный, добросовестный, правдивый, прямой.

 

- «Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки…. Я боялся, что сад закроется. Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и сказал…» «А человек на часах стоит. В темноте.»

«Из тебя выйдет настоящий воин…»

- Не соответствует, так как он маленький, а мы представляем героев большими, сильными, высокими.

Изображают действия.

«Я уже хотел засмеяться, но потом

спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет ….»

«Я стал у ворот и долго поджидал….»

Да, он был рад ему помочь, хотел ему помочь, потому что посчитал его сильным человеком, честным.

Отношусь с уважением и гордостью за то, что есть такие честные и надежные люди.

- Не перебивать друг друга, слушать всех, вести себя тихо, не мешать другим.

Ученики по опоре выполняют задание в группе и пишут характеристику героя,

опираются на слова из таблицы, которую заполняли ранее.

Ученики выходят и представляют свою работу, читают то, что получилось у них.

- Рассказ учит быть честным, смелым, ответственным. Учит крепко держать свое слово, и не обращать внимание на то, что

другие свое слово не держат. Учит

отзывчивости и сочувствию. Учит уважать любого человека, вне зависимости от его возраста.

- Данное слово нужно держать вне

зависимости от каких-либо обстоятельств.

- Честный, храбрый, надёжный

- Чтобы мы учились держать слово при любых обстоятельствах.

Записывают домашнее задание.

М: использование знаково-символических средств (П);

Пред: умение находить нужную информацию в тексте произведения

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Учебник

Карточки

.Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Проведение рефлексии по итогу урока.

- Какая была тема урока?

- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик?

Почему?

- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Какие цели мы ставили на уроке?

- Поднимите руку, если считаете, что целей мы достигли? Всем спасибо, урок окончен!

Рефлексия по пройденному материалу.

- Л. Пантелеев «Честное слово». Характеристика героев произведения.

- Всем хотелось бы дружить с этим

мальчиком.

- Да.

- Хорошо.

- Охарактеризовать главного героя рассказа

Поднимают руки.

Л: самооценка;

М: рефлексия способов и условий действия (П)

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: М. Зощенко «Золотые слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представл...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...

Технологическая карта урока литературного чтения "Аркадий Гайдар “Чук и Гек” «Телеграмма»" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением А. Гайдара “Чук и Гек” «Телеграмма» ...

Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...

Технологическая карта урока литературного чтения «Дональд Биссет «УХ!»» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умения выражать свое отношение к прочитанному; навыки чтения и анализа художественного текста в процессе...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...