Технологическая карта урока литературного чтения - "Стихи Э. Успенского" (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Балакина Ирина Витальевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока «Стихи Э. Успенского»

 

Тип урока: общеметодологической направленности

 

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения произведений Э. Успенского

 

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить детей с произведениями Э. Успенского;
  • уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя;
  • уметь сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя антонимы.

Развивающие:

  • развивать внимание к слову с помощью беседы;
  • развивать речь посредством выразительного чтения.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;
  • воспитывать любовь к произведениям русских писателей;
  • воспитывать аккуратность при работе с учебником

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть,  авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России), компьютер, проектор, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 22.04.2022

Школа: МАОУ СОШ №84

Класс: 2

Урок: 1

Время: 13:00-13:45 

                         Студент: Балакина Ирина Витальевна

                         Группа: 42

                         Учитель: Леонтьева Алёна Георгиевна

Тема урока «Стихи Э. Успенского»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения произведений Э. Успенского

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить детей с произведениями Э. Успенского;
  • уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя;
  • уметь сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя антонимы.

Развивающие:

  • развивать внимание к слову с помощью беседы;
  • развивать речь посредством выразительного чтения.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;
  • воспитывать любовь к произведениям русских писателей;
  • воспитывать аккуратность при работе с учебником

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть,  авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России), компьютер, проектор, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1, 2.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации.

1. Проверка домашнего задания. 

Ребята, какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

-Кто автор этого произведения?

-Дома вы должны были составить план рассказа, используя вопросы:

- Как у забавного зверька появилось имя?

- Что оно означает?

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

- Как он оказался в магазине уцененных товаров?

- Где жил Чебурашка?

- Нравится ли тебе он?

- Также вы должны были подготовить дома пересказ этого произведения.

- «Чебурашка»

- Э. Успенский

Отвечают на вопросы учителя.

Зачитывают составленный план.

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

Учебная презентация: слайды

№ 3, 4, 5.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий и формирующий диалог 

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Ребята, а вы знали, что  Э. Успенский не только пишет сказки, но еще и стихотворения.

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Верно.

-Сегодня мы с вами не только познакомимся с творчеством Э.Н. Успенского, но и научимся составлять план, для дальнейшего пересказа прочитанного текста.

- Перед вами перепутанный план, составьте его в правильном порядке

Определяют тему и цель урока

- Познакомимся со стихотворениями Э. Успенского.

- План:

1) Вспомним факты из жизни Э.Н. Успенского.

2) Прочитаем и проанализируем его стихотворения.

3) Поработаем с незнакомыми словами.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация: слайды

№ 5, 6

Учебник.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы.

1. Открытие для учеников новых сведений.

- Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана.

Откройте учебник на с. 144. Найдите стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой...»

2. Прослушивание классом аудиозаписи лирического произведения.

-О чем это стихотворение?

-Почему он мечтает стать девчонкой?

-Расскажите, как вы помогаете маме.

-Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье?

-Можно ли назвать это стихотворение юмористическим? Почему?

-Ребята, что вы должны делать всегда, независимо от того мальчик ты или девочка?

-Верно, мы должны всегда помогать своим родителям, уважать свой труд и труд других людей.

3. Читают дети.

- Прочитайте стихотворение выразительно

Стихотворение «Над нашей квартирой»

- На с. 146 прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к нему. Предположите: о чем оно?

- Проверим, верны ли ваши предположения.

2. Прослушивание классом аудиозаписи лирического произведения.

- Какие слова повторяются в стихотворении? Почему? 

- Зачем в стихотворении появились печальные тучи? Почему они рыдают?

- Кто кому спать не дает?

- Какое это стихотворение: веселое, грустное, поучительное?

3. Читают дети.

- Прочитайте стихотворение выразительно

Внимательно слушают ответ одного ребенка. Дополняют по желанию.

- О том, как мальчик мечтает стать девочкой

- Чтобы помогать маме.

- Радость, веселье

- Мы должны помогать маме.

- Спать не дает.

- Их обидел маленький гром.

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знан

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 7, 8, 9.

Аудиозапись.

ДП

Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Выполнение упражнений.

Учебная презентация: слайды № 10.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: словарная работа

Парная и фронтальная формы работы.

Стихотворение «Память»

- На с. 148 прочитайте название следующего стихотворения.

- Как вы понимаете это название? Что такое, по-вашему, память?

- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Какие-то они странные. Можете ли вы объяснить, что здесь изображено?

- Попробуем во всем разобраться.

2. Прослушивание классом аудиозаписи лирического произведения.

-  Чем хвастался малыш?

- Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку?

-  Подумайте, как автор относится к герою стихотворения.

- Быстро и правильно повторите четверостишие про Ваню.

3. Читают дети.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Память

- Память – способность запоминать информацию

- Малыш хвастался хорошей памятью, что он может все и сразу повторить

- Потому что он неверно повторяет стихотворение

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Учебная презентация: слайд № 11, 12, 13, 14, 15.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Выразительное чтение.

Фронтальная, индивидуальная  форма работы

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи.

-Итак, прочитайте данные стихотворения в полголоса два раза.

- Кто желает прочитать стихотворение «Над нашей квартирой» выразительно на отметку? «Память»?

Читают самостоятельно стихотворения.

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Учебная презентация: слайд № 16.

ДЗ

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник: страницы 144-148. Выучить 1 стихотворение наизусть по выбору. подготовить выразительное чтение стихотворения Э. Успенского, которого нет в учебнике.

Записывают домашнее задание.

Учебная презентация: слайд № 19.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Литературоведческая пропедевтика.

Фронтальная форма работы.

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического обобщения.

Прочитайте пословицы. Кто как понимает данные пословицы?

• Друг на дружку, а шут на Матюшку.

• Жаль, жаль, а подсобить нечем.

• Не будь тороплив, будь памятлив.

- К каким стихотворениям они подходят?

- Народная мудрость гласит: «Больше те люди шутят, у которых сердце поет». Как вы понимаете эти слова?

- Можно ли так сказать об авторе прочитанных вами произведений Э. Успенском?

-Каким вам представляется этот писатель?

3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей.

- А какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

- Чего нового узнали?

Ответы детей на вопросы учителя.

-Подсобить – помочь в горе

- 1  «Если б я был девчонкой», 2 «Над нашей квартирой», 3 «Память»

- Когда человек, счастлив и у него нет проблем, он шутит, создает хорошее настроение для окружающих ему людей

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 17, 18

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Самооценивание.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Учебная презентация: слайд

№ 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Стихи Э. Успенского" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование читательской компетентности при изучении произведений Э. Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить во...

Конспект урока литературного чтения "Стихи Э. Успенского" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  продолжение формирования читательской компетентности при изучении произведений Э. Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, памят...

Конспект урока литературного чтения «Стихи Э. Успенского» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Стихи Э. Успенского»Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Э. Успенского; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки ...

Конспект урока литературного чтения "Стихи Э. Успенского" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со стихотворениями «Над нашей квартирой» и «Память» Э. Успенского; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения...

Технологическая карта урока литературное чтение "Э.Н. Успенский, "Чебурашка"" УМК "Школа России", 2 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока «Э.Н.Успенский «Чебурашка»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование чи...

Технологическая карта урока литературного чтения "Стихи Э.Успенского «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование  навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворения.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить с произведениями Э.Успенского: «Если был бы я девчонкой...

Технологическая карта урока литературного чтения "Стихи И. Токмаковой" (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование знаний о писательнице И. Токмаковой и знакомство с её творчеством.Задачи урокаДидактические:Познакомить с биографией И. Токмаков...