Технологическая карта урока литературного чтения «В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо»» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: умения выражать свое отношение к прочитанному; навыки чтения и анализа художественного текста в процессе знакомства с произведениями В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо»

Задачи урока

Дидактические:

1.    познакомить со стихотворениями В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо»;

2.    анализировать художественный текст, выразительно читать.

Развивающие:

1.    способствовать развитию логического мышления при обращении к опыту;

2.    способствовать развитию воображения при работе над описанием представляемой картины;

Воспитательные:

1.     Воспитывать чувство сострадания, стремления помочь ближнему;

2. Воспитывать эстетические чувства по отношению к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 15.04.2022

Школа: МОУ «Петропавловская СОШ»

Класс:

Урок:

Время:

Кабинет:

Студент: Карпова Ксения

Группа: 42

Учитель: Ирумбаева З.Ж.

Руководитель практики:

Тема урока: В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо»

        

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: умения выражать свое отношение к прочитанному; навыки чтения и анализа художественного текста в процессе знакомства с произведениями В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо»

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить со стихотворениями В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо»;
  2. анализировать художественный текст, выразительно читать.

Развивающие:

  1. способствовать развитию логического мышления при обращении к опыту;
  2. способствовать развитию воображения при работе над описанием представляемой картины;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство сострадания, стремления помочь ближнему;
  2. Воспитывать эстетические чувства по отношению к природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма

(Ф )

Словесный: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Посмотрите, за окном нас встречает теплое солнышко, а значит на дворе весна. Покажите друг другу своё весеннее настроение.

1. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Л: самоопределение

Учебная презентация

Слайд № 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма (Ф,И, П)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: речевая разминка

Практический: загадка

1.Организует речевую разминку.

  • Начнем урок с речевой разминки.
  • Посмотрите на слайд. Прочитайте скороговорку про себя.

Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек не ссорясь строчат

Есть ли незнакомые для вас слова?

  • Давайте все вместе прочитаем скороговорку медленно.
  • А теперь прочитаем её быстрее.
  • Теперь читаем очень быстро.
  • Отлично!
  • Скажите, с какими стихотворениями мы познакомились на прошлом уроке? Назовите их авторов.
  • О чем эти стихотворения?

Верно. Какое настроение данные стихотворения передают? 

Домой было задано выучить стихотворение. Кто желает рассказать для всего класса?

Остальные ребята анализируют по критериям.

ВЫРАЗИЕТЛЬНОСТЬ, ТЕМП, ЗНАНИЕ

2. Подводит к теме урока.

  • Хорошо. Сегодня мы также будем работать со стихотворениями. Но чтобы узнать, с какими именно стихотворениями, вам нужно отгадать загадки.
  • Не умею я ходить — Только прыгать и летать. «Чик—чирик» могу сказать. Кто готов меня назвать?
  • А что вы бы сказали, если бы научились летать?
  • Все бы сказали, что это чудо, название второго стихотворения звучит именно так.
  1. Читают скороговорку.

Читают скороговорку про себя

  • Нет
  • Читают скороговорку медленно Читают скороговорку, увеличивая темп Читают скороговорку в быстром темпе

  • Воробей

Что это настоящее волшебство и чудо.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство

П: использование знако-символических средств

Р: выполнение пробного учебного действия

Учебная презентация

Слайд № 2

Учебная презентация

Слайд № 3

Учебная презентация

Слайд № 4

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма

(Ф )

Словесный: учебный диалог

Моделироание: составление плана

  1. Формулирует тему и цели урока.

  • Предположите, какая тема урока будет у нас?
  • Какую цель можно поставить на наш урок?

  • Давайте соберем пункты плана в правильном порядке.

Тема: Стихотворения «Воробей», «Чудо»

Цели:

  1. Познакомиться с биографией авторов и их произведениями;
  2. Научиться выразительно читать

План :

  1. Познакомимся с биографией авторов;
  2. Познакомимся с произведениями.
  3. Проведём анализ произведений.
  4. Будем выразительно читать.
  5. Сделаем выводы.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: планирование

Л: самоопределение

Л:смыслообразование

 

Учебная презентация

Слайд № 6

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Форма

(Ф,И)

Словесный: слово учителя

Практический: слушание и анализ стихотворения

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: самостоятельное чтение

1. Учитель включает аудио для прослушивания, объясняет непонятные слова, сопровождает иллюстрациями на слайде.

  • мы познакомимся с новым автором

 1 апреля 1928 года в семье учителя родился мальчик, будущий детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.

Некоторые учёные считают, что Фамилия Берестов образовалась от слова береста. А береста это – верхний слой коры берёзы, которая состоит из тоненьких пластинок. Из сухой бересты делают сувениры, посуду, корзины. А в древности на ней писали грамоты и письма. Поэтому и считают, что предки, т.е. родственники людей с этой фамилией, занимались изготовлением различных изделий из бересты. Вот такая удивительная фамилия была у маленького Валентина. Мальчик был очень умный: уже в 4 года он научился читать. А читать его научила прабабушка. Она ничего не видела, но очень хотела знать, что делается в мире. Поэтому и просила мальчика рассказывать картинки из газет и журналов. И очень скоро Валентин научился читать. Мальчик стал ходить в читальный зал библиотеки. Там читал смешные истории и смеялся так громко, что его часто усаживали читать книги на крыльцо. 

Уже в детстве Валентин стал сочинять. Сначала он сочинял дразнилки, чтобы немного посмеяться над друзьями.

  •  Как вы думает, о чем будет стихотворение «Воробей»?
  • Давайте его послушаем.
  • Какое настроение почувствовали ? Почему?
  • Почему воробьи радуются концу зимы?
  • Есть непонятные слова?
  • Отлично. Кто хочет прочитать стихотворение всему классу выразительно?
  • Оцените работу вашего одноклассника.
  • (спросить 3-4 ученика)
  • Слушают  биографию

и стихотворение.

  • О птичке воробей.
  • Веселое, потому что воробьям удалось выжить, но одновременно грустно, потому что они могли не пережить зиму.
  • Читают стихотворение полностью Оценивают работу одноклассника

Предметные: знакомство в биографией В. Берестова и его произведением «Воробей»

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П.:осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: установление причинно-следственной связи, обобщение, вывод

Учебная презентация слайд № 7

Аудиофрагмент

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод

(Ф , П)

Словесный: слово учителя

Практический: выразительное чтение произведения

Практический: выполнение упражнения

Организует слушание второго стихотворения и знакомство с биографией автора

  • А теперь давайте познакомимся с биографией Романа Сефа
  • Настоящее имя поэта Роальд Семёнович Фаермарк, Сеф был партийным псевдонимом отца писателя. Советский детский поэт, писатель и драматург, переводчик, сценарист, учитель. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Всю жизнь писал для детей.
  • Откройте учебники. Как называется стихотворение?
  • Послушайте стихотворение «Чудо».
  • Есть ли слова, которые вам не понятны?
  • В чем увидел чудо писатель?
  •  А что для вас чудо?
  • С каким настроением нужно читать данное произведение?
  • Отлично. Кто хочет прочитать стихотворение всему классу выразительно?
  • Оцените работу вашего одноклассника.
  • (спросить 2-3 ученика)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Слушают стихотворение

  • Писатель увидел чудо в растущей сквозь асфальт березе.

  • С чувством удивления.
  • Читают стихотворение полностью Оценивают работу одноклассника

Выполняют движения по видеофрагменту.

Предметные: знакомство с биографией Р.Сефа и его произведением «Чудо»

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 9

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма

(И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Самостоятельный анализ произведений

  1. Выдает задание на самостоятельное решение
  2. Контролирует процесс выполнения
  • Сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.
  • Вам нужно будет снова обратиться к прочитанным произведениям и выбрать иллюстрации подходящие к ним. Соединить стрелочкой название произведения с иллюстрацией, которая к нему подходит.
  • Посмотрите на слайд, проверьте, верно ли выполнили задания, у кого есть другое мнение на данный счет?
  •  Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок?
  • У кого есть ошибки?

1.Выполняют самостоятельную работу

Выполняют самостоятельную работу.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: самостоятельное создание способов решения проблем

Р: контроль, коррекция, оценка

Слайд 11

 

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма

(Г)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

1.Вспоминанают правила

2.Дает задание в группе

  • Чем похожи и чем отличаются данные произведения? Обсудите в парах.
  •  Кто-то может увидеть чудо, даже в воробушке.
  • Повторите правила работы в группах.
  • Сейчас вы получите листы, вы подумаете и вспомните, когда вы испытывали чувство радости и удивления от дикой природы, нарисуете этот случай.
  • Готовые работы вывесите на доску.
  • Какие явления для нас являются чудесными?
  • Что еще из не изображенного можно считать чудом?

1.Вспоминают правила работы  в группы

Уважать мнение товарища.

Быть внимательным.

Соблюдать тишину.

Участвовать всем.

Предметные: умение подобрать пословицы  к прочитанным произведениям

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К.: работа в команде- умение устанавливать рабочие отношения

Слайд 11

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

  • 1.  Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
  • Итак, давайте подведем итоги нашей работы на уроке.
  • Над какой темой мы работали?
  • А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?
  •  Оцените свою работу по шкале оценивания, которая весит на доске, возьмите соответствующий цвет и прикрепите на нужном месте на шкале.
  1. Формируют конечные результаты своей работы на уроке.

Тема: Стихотворения «Воробей», «Чудо»

Цели:

  1. Познакомиться с биографией авторов и их произведениями;
  2. Научиться выразительно читать

Л: самооценка на основе критерия успешности

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Телефон"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Телефон...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении ...

Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «П. Платонов \'Еще мама 2\'».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Еще мама»; создание услови...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Берестов «Кисточка»; И. Токмакова «Плим»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства со стихотворениями «Кисточка» и «Плим», развитие навыка осознанного и выразительного чтения, анализа сти...