Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. УМК "Школа России" (102 ч.)
рабочая программа по чтению (4 класс)

Петрова Мария Гаврильевна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. УМК "Школа России" (102ч.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа124.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27 городского округа «Город Якутск»

Утверждаю:

И.о. директора  МОБУ СОШ №27                                    

______________     Васильева Т.М.

«___»_________2021г.    

                                                                                                                               

                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для 4  класса

Составитель:

учитель начальных классов

                                   

                                                   

2021-22 уч. год

г. Якутск

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение»

Тематический раздел

Кол-во часов

Результаты освоения рабочей программы

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

1

Былины. Летописи. Жития.

10

Обучающиеся должны знать:

- о былинах;

- историю киевской Руси;

- имена княза Олега, Сергия Радонежского

Обучающиеся должны уметь:

обобщить полученную информацию по истории создания книги;

осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего;

  • придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

Пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас;

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием;

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

2

Чудесный мир классики

17

Обучающиеся должны знать:

-произведения выдающихся представителей русской литературы (П.П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А.П. Чехов);

-произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Обучающиеся должны уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос; 

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

-определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

-приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план

3

Поэтическая тетрадь

7

Обучающиеся должны знать:

-произведения выдающихся представителей русской литературы;

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

Обучающиеся должны уметь: 

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией.

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

4

Литературные сказки.

12

Обучающиеся должны знать:

- жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные -жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня; 

- особенности литературной сказки;

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов.

  Обучающиеся должны уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста;

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

Чтение по ролям, инсценирование, драматизация;

5

Делу время – потехе час

7

Обучающиеся должны знать:

- писателей (Н.Д. Шварц, В.Ю. Драгунский, В.В. Голявкин) советской детской литературы;

- произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Обучающиеся должны уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос; 

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

-определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

-приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста;

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными;

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

6

Страна детства

7

Обучающиеся должны знать:

- писателей (Б.С. Житков, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко) советской детской литературы;

- произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Обучающиеся должны уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос; 

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

-определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

-приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными;

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста;

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста);

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде)

Чтение по ролям, инсценирование, драматизация;

Создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

7

Поэтическая тетрадь

3

Обучающиеся должны знать:

-произведения выдающихся представителей русской литературы;

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

Обучающиеся должны уметь: 

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией.

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

8

Природа и мы

11

Обучающиеся должны знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

-выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения;

-пересказывать текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение (эпизод);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Чтение по ролям, инсценирование, драматизация;

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста;

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста);

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде)

9

  Поэтическая тетрадь

5

Обучающиеся должны знать:

-произведения выдающихся представителей русской литературы;

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

Обучающиеся должны уметь: 

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией.

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

10

  Родина

5

Обучающиеся должны знать:

- основное содержание текста;

- героев произведения.

Обучающиеся должны уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста;

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста);

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

11

Страна «Фантазия»

6

Обучающиеся должны знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

 Обучающиеся должны уметь:

-последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;

-воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров передавать их содержания по вопросам;

-осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

Чтение по ролям, инсценирование, драматизация;

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста);

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу.

12

Зарубежная литература

12

Обучающиеся должны знать:

-изученные произведения зарубежной литературы,

- их авторов;

- героев произведения.

Обучающиеся должны уметь:

-находить в мифологическом тексте эпизоды рассказывающие о представлениях древних людей о мире;

- сравнивать сказки разных народов,

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста);

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными;

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

Тематика проектов:

Проект «Создание календаря исторических событий»

Проект «Природа и мы».

Проект «Они защищали Родину».

Содержание учебного предмета

п/п

Название

раздела

Кол-во

часов

Содержание раздела.

1.

Былины. Летописи. Жития.

9

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».

Проект «Создание календаря исторических событий»

2

Чудесный мир классики

17

1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);  2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;  4. А. П. Чехов. «Мальчики».

3

Поэтическая тетрадь

7

1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

4

Литературные сказки.

12

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

5

Делу время – потехе час

7

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

6

Страна детства

7

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

7

Поэтическая тетрадь

3

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».

8

Природа и мы

11

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Проект «Природа и мы».

9

  Поэтическая тетрадь

5

1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

10

  Родина

5

1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин.    «О, Родина!    В    неярком    блеске...»; 4.        Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Проект «Они защищали Родину».

11

Страна «Фантазия»

6

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

12

Зарубежная литература

12

1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

 

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

            «Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.

           В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

           Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств. В этом огромное значение приобретают уроки литературного чтения. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Межпредметные связи учебного предмета

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Литература связана с целым рядом других учебных дисциплин: русским языком, историей, окружающим миром, иностранным языком, музыкой, ИЗО, информатикой. При изучении конкретного произведения или темы привлекаются сведения из многих учебных предметов, которые дополняют, уточняют, развивают литературный материал. Данный курс направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию.

Учащиеся учатся контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Литературные произведения, репродукции картин известных художников, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о русском языке как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу. Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, помогает лучше понять художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

КОДИФИКАТОР

Код

Планируемые результаты обучения.

        Проверяемые умения        

1

Виды речевой и читательской деятельности

1.1

Различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста

1.2

Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

1.2.1

определять главную мысль

1.2.2

определять героев произведения

1.2.3

определять тему и подтемы (микротемы)

1.2.4

определять основные события и устанавливать их последовательность

1.2.5

 подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста

1.2.6

отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде)

1.3

Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:

1.3.1

делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план

1.3.2

устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста

1.3.3

находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию

1.4

Использовать различные формы интерпретации содержания текстов:  

1.4.1

формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

1.4.2

 понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык

1.4.3

понимать информацию, представленную в неявном виде,

устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую

1.4.4

сравнивать объекты, описанные в тексте, выделяя два – три существенных признака

1.4.5

пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас

1.4.6

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

1.4.7

обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

1.5

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

1.6

Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного)

1.7

Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт

2

Круг детского чтения

2.1

Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги

2.2

Самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию

2.3

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу

2.4

Пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой

3

  Литературоведческая пропедевтика

3.1

Сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы)

4

  Творческая деятельность

4.1

Создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта

4.2

Реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи

Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Литературное чтение»

КОД

Элементы содержания

1.Виды речевой и читательской деятельности

1.1

Аудирование (слушание)

1.1.1

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

1.1.2

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения,

1.1.3

определение последовательности событий

1.1.4

 определение цели речевого высказывания

1.1.5

умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению

1.2

Чтение

1.2.1

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.

1.2.2

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

1.2.3

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

1.2.4

Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

1.3

Чтение про себя

1.3.1

 Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).

1.3.2

Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).

1.3.3

Умение находить в тексте необходимую информацию.

1.3.4

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

1.4

Работа с разными видами текста.

1.4.1

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

1.4.2

Особенности фольклорного текста.

1.4.3

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

1.4.4

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

1.4.5

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

1.4.6

Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

1.4.7

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

1.5

Библиографическая культура.

1.5.1

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.

1.5.2

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

1.5.3

Книга учебная, художественная, справочная.

1.5.4

Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

1.5.5

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

1.5.6

Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

1.5.7

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

1.5.8

Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

1.6

Работа с текстом художественного произведения.

1.6.1

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

1.6.2

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

1.7

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

1.7.1

Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

1.7.2

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

1.7.3

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

1.7.4

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

1.7.5

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

1.7.6

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

1.7.7

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

1.7.8

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

1.8

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

1.8.1

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.).

1.8.2

Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).

1.8.3

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).

1.8.4

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

1.8.5

Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.

1.8.6

Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

1.8.7

Подробный пересказ текста.

1.8.8

Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста

1.9

Говорение (культура речевого общения)

1.9.1

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).

1.9.2

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

1.9.3

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания.

Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему

1.10

Письмо (культура письменной речи)

1.10.1

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев),

1.10.2

использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),

 рассказ на заданную тему, отзыв.

1.11

Круг детского чтения

1.11.1

Произведения устного народного творчества разных народов России.

1.11.2

Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения

1.12

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

1.12.1

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

1.12.2

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

1.12.3

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

1.12.4

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

1.12.5

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

1.12.6

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.

1.12.7

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

1.13

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

1.13.1

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:

1.13.2

чтение по ролям, инсценирование, драматизация;

1.3.3

устное словесное рисование,

1.3.4

знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий:

1.3.5

соблюдение этапности в выполнении действий);

1.3.6

изложение с элементами сочинения,

1.3.7

создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

4 класс

Дата план

Дата факт

Кол.

часов

Тема урока

КЭС

КПУ

Основные учебные действия (умения) и модели

Домашнее задание

Летописи, былины, сказания, жития (10 ч)

1

1

Введение. Знакомство с учебником.

1.5.2

1.2

1.2.6

Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде)

Повторить правила

2

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1.2.6

1.5

3.1

1.8.3

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).

Выр. чтение

3

1

 Сравнение текста летописи и исторических источников

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

1.2.3

Выр. чтение

4

1

 Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Выр. чтение ,  пересказ, составление

5

1

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

Выр. чтение, пересказ, рисунок

6

1

Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой

1.12.7

Ответы на вопросы раздела

7

1

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

1.8.3

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).

Выр. чтение, пересказ

8

1

Житие Сергия Радонежского

1.6

1.8.3

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).

Выр. чтение, пересказ

9

1

 Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития».

1.13

1.8.3

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).

Выр. чтение, пересказ

10

1

Проект «Создание календаря исторических событий».

1.13

2.2

2.3

Самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу

повторить

Чудесный мир классики (17 ч)

11

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

1.2.4

1.3.3

1.2.6

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Выр. чтение, пересказ

12

1

П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев.

Выр. чтение

Выр. чтение

13

1

А. С. Пушкин «Няне» А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..

1.12.4

1.2.4

1.3.3

1.2.6

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Выр. чтение, наизусть

14

1

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Выр. чтение, рисунок

15

1

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев

Выр. чтение

16

1

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части

1.12.4

Ответы на вопросы

17

1

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»

1.2.1

1.2.2

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.6

Определять главную мысль.

Определять героев произведения.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного)

Выр. чтение, пересказ

18

1

М. Ю. Лермонтов «Аши – Кериб»

1.2

Выр. чтение, пересказ

19

1

М. Ю. Лермонтов «Аши – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

1.4

Выр. чтение, пересказ

20

1

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев

Выр. чтение, пересказ

21

1

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой «Детство»

1.4

1.2.1

1.2.2

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.6

Определять главную мысль.

Определять героев произведения.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного)

22

1

Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня

1.4

Выр. чтение, пересказ

23

1

А. П. Чехов «Мальчики»

Выр. чтение, пересказ

24

1

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

1.6

Выр. чтение, пересказ

25

1

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики»

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.5

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

повторить

27

1

Оценка достижений

1.13

1.2.6

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

повторить

Поэтическая тетрадь № 1 (7ч)

28

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

1.3.3

1.2.4

1.2

1.2.1

1.2.2

Находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Определять основные события и устанавливать их последовательность;

Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

Определять главную мысль.

Выр. чтение, наизусть по выбору

29

1

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки»

Выр.

чтение , рисунок

30

1

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

1.2.3

Выр. чтение

наизусть по выбору

31

1

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов «Школьник»

Выр. чтение,

32

1

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки.»

И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

1.12.7

Выр. чтение, наизусть по выбору

33

1

Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь № 1»

2.1.

Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги

Наизусть по выбору

34

1

Оценка достижений

1.12.7

1.3.3

1.2.6

Находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

повторить

Литературные сказки (12 ч)

35

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

1.2.4

1.3.3

1.2.6

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Выр. чтение

36

1

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

Выр. чтение

37

1

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

1.12.4

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.4

Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

Определять главную мысль.

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Выр. чтение, пересказ

38

1

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».  Герои литературного текста

1.2

1.4

Выр. чтение, пересказ

39

1

П.П. Бажов «Серебряное копытце» .

1.2.4

1.2

1.2.1

1.2.2

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

Определять главную мысль.

Выр. чтение

40

1

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

1.12.4

Выр. чтение, пересказ

41

1

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

1.2.4

1.3.3

1.2.6

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Выр. чтение, пересказ

42

1

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1.7.2

Выр. чтение, составление плана, пересказ

43

1

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

Выр. чтение по ролям

44

1

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части

Рисунок к сказке

45

1

Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики»

1.1.2

Понимать информацию, представленную в неявном виде,

Ответы на

1.4.2

вопросы

46

1

Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие

1.13

1.2.6

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Делу время – потехе час (7 ч)

47

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1.3.2

1.4.2

1.4.3

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык.

Понимать информацию, представленную в неявном виде,

устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую.

Выр. чтение, пересказ

48

1

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1.7.7

Выр. чтение, пересказ, рисунок

49

1

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Выр. чтение, составление плана, пересказ

50

1

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка

1.2.2

Ответы на вопросы

51

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения

1.13

1.2.1

1.2.2

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.6

Определять главную мысль.

Определять героев произведения.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного)

Подготовить инсценировку

52

Обобщающий урок «Делу время – потехе час»

1.12.7

Повторить

53

Оценка достижений

Повторить

Страна детства (7 ч)

54

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1.2.3

1.2.6

1.5

3.1

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

пересказ

55

1

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения

пересказ

56

1

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1.2.3

пересказ

57

1

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

Выр. чтение, пересказ, составление плана

58

1  

М.М. Зощенко «Ёлка»

1.12.4

1.2.4

1.2

1.2.1

1.2.2

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

Определять главную мысль.

пересказ

59

1

Обобщающий урок «Страна детства»

1.1.5

1.2.2

1.2.6

1.3.1

1.3.2

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

60

1

Оценка достижений

1.1.2

Ответы на вопросы

Поэтическая тетрадь № 2 (3 ч)

61

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1.2.3

1.3.3

1.2.4

1.2

1.2.1

1.2.2

Находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Определять основные события и устанавливать их последовательность;

Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

Определять главную мысль

Выр. чтение

62

1

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Выр. чтение

63

1

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1.12.7

Выр. чтение

Природа и мы (11 ч)

64

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1.2.2

1.5

1.6

1.7

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-

Выр. чтение, пересказ с.58-59

65

1

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе

Выр. чтение, творческий пересказ

66

1

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Выр. чтение, пересказ, составление плана

67

1

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

1.7

1.12.2

1.12.3

Познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного).

Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Выр. чтение, пересказ, составление плана

68

1

М.М. Пришвин «Выскочка»

1.4.5

Выр. чтение, пересказ, краткий план

69

1

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании поступка

Выр. чтение, творческий пересказ

70

1

Е. И. Чарушин «Кабан»

Выр. чтение, план (подробный), пересказ

71

1

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Выр. чтение, пересказ

72

1

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

Выр. чтение, пересказ, краткий план

73

1

Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы»

1.7.5

Ответы на вопросы

74

Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

1.13

2.2

2.3

Самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу

Повторить

Поэтическая тетрадь № 3 (5 ч)

75

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу»

1.2.4

1.3.3

1.2.6

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Выр. чтение

76

1

Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н.М. Рубцов «Лебедушка»

Выр. чтение

77

1

С.А. Есенин «Лебедушка»

1.12.4

Выр. чтение

78

1

Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

1.23

2.2

Выр. чтение

79

1

 

Оценка достижений.

Ответы на вопросы

Родина (5ч)

80

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1.2.1

1.2.2

1.2.4

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.5

2.2

2.3

Определять главную мысль.

Определять героев произведения

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу

Выр. чтение, пересказ, рисунок

81

1

С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

Выр. чтение, пересказ

82

1

Обобщающий урок «Родина»

1.7.4

Выр. чтение

83

1

Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

 Проект «Они защищали Родину»

1.13

Выр. чтение, план, пересказ

Защитить проект

84

1

Оценка достижений

Проверить, повторить

Страна Фантазия (6 ч)

85

1

 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»

1.7.7

1.2.1

1.2.2

1.2.4

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.5

Определять главную мысль.

Определять героев произведения

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Выр. чтение, пересказ

86

1

Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанра

чтение по ролям

87

1

К. Булычев «Путешествие Алисы».  Особенности фантастического жанра

Выр. чтение

88

     1

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра

1.1.5

Ответы на вопросы

89

1

Путешествие по стране Фантазии

1.4

1.2.6

1.3.1

1.3.2

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

Выр. чтение, пересказ

90

1

Оценка достижений

1.8.1

1.4.5

Выр. чтение

Зарубежная литература (12 ч)

91

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1.6

3.1

Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного).

Сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Выр. чтение

92

1

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».  Герои приключенческой литературы.

1.7.6

Пересказ, составление плана

93

1

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка

1.4

Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

Определять главную мысль.

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Выр. чтение, пересказ

94

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.4

Выр. чтение, пересказ, краткий план

95

1

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев

1.1.2

Выр. чтение, пересказ

96

1

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.4

Определять главную мысль.

Определять героев произведения

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Выр. чтение, пересказ, краткий план,

97

1

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.5

Выр. чтение, пересказ, рисунок

98

1

С. Лагерлёф «Святая ночь»

1.4

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.4

Определять главную мысль.

Определять героев произведения

Определять основные события и устанавливать их последовательность.

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Выр. чтение, пересказ

99

1

С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.5

Выр. чтение, пересказ

100

1

Контрольная работа за 2 полугодие

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.5

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Повторить

101

1

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

1.2.6

1.3.1

1.3.2

1.5

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план.

Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.

Повторить

102

1

Урок – игра «Литературные тайны»

1.13

1.2.6

Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

Повторение изученного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого 4 класс

Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений.Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс , авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 года), на основе Пример­ной программы нача...

Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» 4 класс УМК «Школа России» Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Календарно-тематическое планирование  по учебному предмету «Литературное чтение» 4 класс УМК «Школа России»...

2 класс Рабочая программа по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты ос...

3 класс Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по литератуному чтению  включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результа...