Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Весна! Весна! И все ей радо!»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Силантьева Елена Владимировна

"Весна! Весна! И все ей радо!" Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_vesna.docx171.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Весна! Весна! И все ей радо!»

 

Тема: ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО! Вводный урок. Основное понятие раздела: «олицетворение».

Тип:  открытие нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с новым разделом.

Планируемые результаты  

Предметные: учащиеся научатся создавать различные тексты по заданному алгоритму, находить средства художественной выразительности (олицетворение) ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Метапредметные:  составлять план урока, находить необходимую информацию в произведениях.

Личностные: Постановка учебной задачи (определение темы и цели урока).

 Организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности  

Галерея портретов.

- Добрый день, ребята.

- Мы начинаем с вами урок литературного чтения.

- Я сегодня познакомлю вас с новым материалом. А чему научитесь вы?

- Какой раздел мы закончили?

- Произведения какого жанра мы читали в этом разделе?

- Что вам запомнилось?

- А сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом.

- Хотите узнать, о чем пойдет речь?

Отгадаем загадку:

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...

- Весна – это прекрасное время года. Весне посвящались стихотворения,  

картины и музыка.

- Послушайте музыку.

- Что вы представляли во время прослушивания?

- Время – когда природа пробуждается от долгой зимней спячки. И приходу

весны рады все и растения, и животные, и птицы, и конечно люди.

- Название раздела:

Весна, весна!

И все ей ….. (радо!)

- Сегодня у нас последний день зимы, а завтра наступит первый день весны.

Улыбаются друг другу и гостям.

          Говорят, что будут делать на уроке.

          Записывают ожидания в рабочий лист

          Отвечают на вопросы учителя, делают  

           предположения

               Картинки о весне

              Прием «Ассоциаций»

Актуализация необходимых знаний

- Прочитайте тему раздела и запишите в рабочем листе. Как вы его понимаете?

-Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться и чему

научимся?

- А ознакомиться с произведениями раздела нам поможет маршрутный лист и

 учебник.

- Рассмотрите маршрутные листы и учебник.

- Какие произведения вам знакомы?

- Стихотворения каких авторов вы читали?

Подумайте, что вам будет интересно, а что, по вашему мнению, не очень.

- Посмотрите, произведений, какого жанра больше всего в разделе.

- Как вы догадались?

         Высказывают свои предположения.

Предполагают цели на урок

Организация познавательной деятельности

- А давайте посмотрим, что думают Ваня и Аня.

- На столах у вас листочки.

- Прочитайте диалог Ани и Вани в парах.

Ваня: Аня, давай вместе прочитаем стихотворения.

- Стаяли снега –

И полна вдруг вся деревня

Шумной детворы.

- К нам весна шагает

Быстрыми шагами,
        И сугробы тают под её ногами.
        Чёрные проталины
        На полях видны.
        Видно очень тёплые ноги у весны.

- Аня: Но здесь только одно стихотворение, т.к. в нем

есть рифма.

- Ваня: Но есть стихи, в которых нет рифмы, но они очень ритмичны и красивы.  

Мне кажется, что в стихах главное настроение.

- Что обсуждали ребята?

- Какие разногласия у них возникли?

- Кто прав?

- Что мы должны знать о стихотворении, чтобы их рассудить?

- Итак, мы обсудим особенности стихотворений в ходе чтения произведений о

весне русских поэтов.

Составим план урока:

Сначала

Вспоминаем, все что знаем

Узнаем новое

Отдохнем

Делаем вывод

Сравниваем с авторским

Применяем знания

Оцениваем себя

Теперь нам надо двигаться по плану, но нам надо набраться сил.

Отдохнем

К солнцу руки протяну,

Головой я покручу.

На цветочек посмотрю

Через лужу я шагну.

- Итак, давайте вспомним все, что знаем.

- Какие особенности стихотворений вы знаете?

- Что такое рифма?

- Что мы узнали из диалога Ани и Вани про рифму.

- Рифма придает благозвучие стихотворению, подчеркивает музыкальность  

стиха, его ритм.

- Как вы понимаете, что такое ритм?

- Об этом, более подробно вы узнаете на уроках литературы в 5 классе.

- А, что еще есть в стихотворении, мы догадаемся, посмотрев на картинки.

- Что необычного в картинках?

- На кого они похожи? (Кого они вам напоминают)

- Почему? (есть лицо)

- Где мы можем проверить свои предположения?

- Кто нам помогает в этом?

- Откройте учебники на с.50. давайте прочитаем, что нам говорит профессор

Самоваров.

- Что нового вы узнали?

- Чье мнение совпало с выводом профессора Самоварова?

- Как вы поняли, что такое олицетворение.

- Применим новые знания.

- Вернемся к стихотворениям.

- Что мы в них должны найти?

- А легко ли придумать самим олицетворение?

- Давайте попробуем.

- На рабочих листах у вас записаны слова.

- Попробуйте придумать предложения, чтобы в них было олицетворение.

- Помогут вам в этом   опорные слова.

Легкий ветерок

Подмигнуть, протянуть ладошки, растрепать кудри, укутать, заглянуть в гости, дрожать, спрятаться, набежать, ласкать.

Лучик солнца

Зеленый листок

- И так в стихах есть …

- Составим кластер в рабочих листах. Самостоятельно.

Проверим.

- Итак, мы теперь знаем признаки, которые чаще всего встречаются в

стихотворении.

- Для чего нам нужны будут эти знания?

Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром

злится…»

- Что вы представили, слушая стихотворение?

- Передайте ваши впечатления.

- Какой прием использует автор?

- Да, поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах.

- Найдите и прочитайте эти строки.

- Как названа в стихотворении Весна? Найдите в тексте.

- Как названа в стихотворении Зима? Прочитайте.

- Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?

- Какими качествами обладает Зима? Весна?

- Изобразите мимикой, друг другу, как злится Зима, а как ведет себя Весна.

- Что такое мимика?

- Как вы думаете, кто победит?

- Прочитайте, как отреагировала Весна на проказы Зимы.

- Найдите рифму в стихотворении.

- Посмотрите еще раз в маршрутные листы, на каком этапе мы находимся?

- Отметим, раскрасьте солнышко.

- Посмотрите, какой у нас длинный путь.

- Чем он заканчивается?

- Прочитайте задание.

- Легко ли его выполнить?

- Кто мне сочинит стихотворение?

- У вас на рабочих листах есть рифма. Попробуйте.

- Что бы справиться с заданием, на протяжении изучения раздела мы будем

выписывать в тетрадку рифмы и олицетворение.

- В конце раздела нас ждет творческий конкурс.

      Читают по ролям диалог Ани и Вани.

Выразительное чтение

         

         Отвечают на вопросы учителя.

Делают предположения.

          Составляют план.

 

             Повторяют движения за учителем.

             Отвечают на вопросы и говорят свои    

              предположения.

        РИФМА – это созвучие слов в окончании

         стихотворных строк.

         РИТМ – равномерное чередование  

         ритмически сильных (ударных) и  

         ритмически слабых (безударных) слогов.

         Отвечают на вопросы учителя.

           Чтение в парах.

           Один читает. Второй отмечает, что уже

            знают, а что нет.  

           Сравнивают свой вывод с авторским.

       

              Находят олицетворение.

              Составляют предложения в парах.

                Составляют кластер.

         Работа над стихотворением.

Слушают запись чтения стихотворения.

  Отвечают на вопросы.

            Выборочное чтение.

              Слушают учителя, представляют.      

              высказывают свои представления.

Весна – красна

Грачи – трубачи

Скворец – певец

Рефлексия деятельности

         - Вернемся к нашему плану урока.

- Какие этапы мы выполнили? Что еще должны сделать?

- Подведем итог.

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • На сегодняшнем уроке я научился …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня сумел …

- В начале урока мы с вами нацелили себя на работу.

- В рабочих листах запишите, что у вас получилось и оцените себя.

- Давайте проанализируем каких результатов мы достигли.

- А, чтобы мы могли увидеть, как вы оценили свою работу, на столах у вас лежат конверты. В них лучик, цветок и сугроб.

- Если вам было интересно, и вы готовы изучать произведения раздела, то

прикрепляете лучик.

- Если вам все понравилось, но вам необходима помощь, то прикрепляете

цветок.

- Если вы не во всем разобрались и пока испытываете трудности, прикрепляете

снежный комочек в сугроб.

- Давайте поиграем.

- Закройте глаза. А теперь посмотрите какой признак я закрыла тучкой.

- Дома вам надо найти стихи о весне и выделить в них олицетворение.

 

            Обобщают. Подводят итоги.

         Возвращаются к своим предложениям и    

         заполняют таблицу в рабочем листе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "А.Чехов «Весной», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами», 2 класс, УМК 21 век

   Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с новыми произведениями Антона Павловича Чехова и Александра Сергеевича Пушкина.      Задачи:Образовательн...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: Тема: А. Блок «Ветхая избушка»

Урок открытия новых знаний.        Педагогическая цель: познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного ч...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...