Конспект открытого урока литературного чтения : К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3 класс)

Умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в 

соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastr.vorobey.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока литературного чтения

Тема: К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» (урок 1)

Подготовила: 

учитель начальных классов

Коньшина Е.А.

 Тема: К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» (урок 1)

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 

Цель урока:

Цели урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения 

литературных  произведений и понимания поступков и состояния героев;  

совершенствовать умение давать характеристику персонажу. 

Задачи

Личностные УУД:

— формирование  навыков  культурного поведения при общении.

Регулятивные УУД

умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в 

соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. 

Коммуникативные УУД:

 умение оформлять свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Познавательные УУД:

 понимать содержание литературного произведения; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Оборудование: 

учебник Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецким,  М. В. Головановой «Литературное чтение», компьютер; экран; проектор.

1.Настрой на работу.

На уроке наши глазки смотрят 

И всё ….( видят)

Уши внимательно слушают и всё …( слышат)

Голова хорошо …(работает)

2.Мотивационный момент.

На доске изречение  Слайд 2 « Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».

— Прочитайте его.. Выделите, какую работу мы проводим на уроке чтения?         

(Прикрепляю карточки со словами:  учимся —  читать, размышлять, выделять главное для себя)

— Я желаю вам на уроке хорошо поработать, узнать что – то новое и полезное для себя.

3.Актуализация знаний

Работа в парах

 Обратите Внимание на слайд 3.Прочитайте предложение. К какому жанру литературы вы отнесёте его?  Для чего нужны скороговорки?

Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.

— Как мы можем поработать со скороговоркой?

— Попробовали, а теперь поработайте в паре. Ваша задача рассказать эту скороговорку вместе, без запинок.3-4 пары мы послушаем.

— Молодцы! Подумайте, какие слова из скороговорки можно объединить в группу по существенным признакам? ( влетела, выхватила – глаголы,  ворона и воробей – птицы, а ещё это словарные слова). Слайд 4.Расскажите, что вы знаете о воробьях?

Слушаю ответы ребят и дополняю.

-Из-за коротких ножек, они вынуждены передвигаться по земле прыжками.

— Воробьи очень любят семена подсолнечника, пшеничную крупу , бабочек, гусениц т.е. поедают вредителей сада и огорода, тем самым оказывают помощь садоводам и фермерам.  Воробьи  не могут голодать больше двух суток, поэтому зимой их гибнет очень большое количество.

— Как вы думаете, раз воробьям очень тяжело выжить зимой, почему они не улетают в тёплые края?

— Оказывается воробьи, будучи в воздухе, не могут лететь более 15 минут, им обязательно нужен отдых для восстановления сил.

— Как мы можем помочь воробьям? Встаньте, пожалуйста,  те, кто хоть раз за эту зиму покормил птичек или сделал  кормушку?

— Про воробьёв поговорили, давайте о воронах побеседуем. Что знаете о ни? ( Говорят  ребята)

-Вороны способны дружить. Если с птицей случилась беда, то её друзья обязательно придут на помощь. Будут опекать раненого друга, приносить пищу, пока птица полностью не поправиться.

— Если ворона найдёт сухой хлеб, то она сразу не будет есть грубую пищу. Она будет искать источник, чтобы размягчить добычу. Подойдёт любая лужа, птица подождёт, пока корочка размокнет, а потом только съест. 

-Ребята, а надо ли подкармливать ворон зимой ? 

— Вороны чётко знаю, что достать еду зимой можно из мусорных баков. Но так как баки плотно закрыты, то вороны ждут приезда работников для перегрузки мусора в машину и прекрасно запоминают график и маршруты подобной техники и пользуются этим знанием. Вот такие уж эти птицы хитрецы!

4.Постановка темы и целей урока.

— Как вы думаете, для чего мы говорим сегодня о них? Откройте учебник на стр…

— Прочитайте название произведения, о котором будем читать. Нам понятно слово воробей. А что означает слово растрёпанный? ( лохматый) А из-за чего он может быть лохматым? ( ему холодно зимой, голодно, ему негде помыть свои пёрышки зимой). Как мы можем помочь птицам зимой?

— Назовите автора. Можем ли мы сразу приступить к чтению рассказа? (нет, мы ничего не знаем об авторе) 

— Давайте поставим цели на урок. ( должны узнать об авторе, прочитать произведение, обсудить его, задавать вопросы по прочитанному) 

5.Знакоство с биографией писателя. 

— Посмотрите на  портрет писателя. Можем ли мы по внешнему виду определить каким был этот человек? Дома несколько ребят должны были приготовить сообщение об этом писателе. Давайте послушаем.

Ну а  теперь я немножко дополню.

  • — Константин Георгиевич Паустовский  19 мая (1892- 1968) родился в Москве. Отец был работником железной дороги. Поэтому часто семья переезжала сжить с одного места на другое. У него было 2 брата и сестра. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако их отец бросил, поэтому закончить его не смог в связи с переездом в Москву. Потом началась война и учиться дальше он так и не смог. Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях  отражалась любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки. По произведениям Паустовского снимали фильмы, мультфильмы и сериалы. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. 

   ФИЗМИНУТКА «Ёлочка»!!!!

6.Первичное чтение

  • Знакомство с текстом (1-й части)

— Давайте рассмотрим иллюстрации к тексту и попробуем предположить, о чём будет это произведение?

Произведение большое, в 3-х частях. Сегодня познакомимся с 1-й частью. Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий.

— Перед тем как начнём читать, давайте скажем, какие правила чтения мы должны соблюдать? 

Чтение до слов «Маша стояла у окна».

  1. Словарная работа.

— Какие незнакомые слова встретились? ( спросить у ребят, что обозначают эти слова, если есть затруднения, то дать возможность прочитать на слайде.)

Кузнец — Мастер по ковке металла.

Наковальня – металлическая опора, на которой куют металлические заготовки;

— С чего начинается произведение? (Начинается с описания настенных часов). Они необычны. В чем их особенность – кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось

— Чтобы лучше понять, как это выглядит на самом деле, я предлагаю посмотреть небольшой отрывок из мультфильма ( аудиозапись с 37 сек.) Найдите здесь олицетворение. « Звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих»

— Читаем дальше ( до слов «и звоном мимо милиционеров»)

Картинка театра. Слайд 8

(Делюсь собственными впечатлениями о  внешнем виде театра). Воспользуемся приёмом «Бинокль» (дети делают из пальчиков воображаемый бинокль, а я в это время приближаю изображение на экране) слайд 9

— Читаем дальше «потому что он очень хрупкий» ( если успеваем, то дальше до слов… не моргая, на Машу)

-Задайте одноклассникам вопросы по прочитанной части. А теперь мои вопросы.

— попробуйте пересказать этот отрывок от лица мамы. Если затрудняются, то задаю вопросы.

— Почему мама запретила Маше даже мизинцем трогать букетик?

— Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? (Автор одушевляет их)

-Почему не спала Маша? (возможно, она скучала по папе)

-А отопление? (оно выполняло свою работу, обогревало дом)

— Ну, а зима, почему не спит (она сыпет с неба  тихий снег) 

— Что же непонятно было Маше? Найдите в тексте.

— Как вы думаете, почему она ничего не понимала? (она была ещё маленькая)

— Кто был у окна? (Это была ворона.) Чего она ждала? (ждала, когда Петровна откроет форточку)

— Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку? (Чтобы что-нибудь стащить).

— Как Маша и Петровна узнавали, что это ворона таскала у них продукты?

— Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны? (Сетовали, всплескивали руками)

— Каких  главных героев выделите в этой части? (Маша, мама, Петровна и появилась ворона)

8.Работа по содержанию.

Проверим, внимательно ли вы слушали 1  часть. Поиграем в игру « Верю –не верю»

Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны  с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

Вопросы

1.Железный кузнец в часах опустил молот?

2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз?

3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа?

4.Маша стояла у окна?

5.Маша ушла в театр?

6.Театр был огромный с деревянными ставнями?

7.На крыше театра были чугунные лошади?

  1. Нянюшку Маши звали Петровна?

9.Мама Маши в театре танцевала?

10.Мама готовилась танцевать Красную Шапочку?

11.Маленький букетик цветов был сделан из тонкого стекла?

Взаимопроверка по эталону слайд 10. Обмен листочками. Оцениваем.

Итог урока и рефлексия.

  1. Приём «Шесть шляп мышления»

— Чтобы подвести итог урока, воспользуемся приёмом «Шесть шляп мышления». Пока ребята формируют группы, я раздаю шляпы. Минута на подготовку.

Белая   — расскажите, что нового узнали на уроке

Красная – Что вы чувствуете по отношению к главным героям?

Чёрная – Что плохого в поступках главных героев?

Жёлтая – что полезного для себя возьмёте из произведения?

Синяя – дайте совет главным героям

Зелёная – Предположите, что произойдёт дальше

— Молодцы! Очень дружно поработали. На следующем уроке мы узнаем продолжение этой истории. Всем спасибо за урок!

 

Вопросы

+ или —

1.Железный кузнец в часах опустил молот?

2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз?

3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа?

4.Маша стояла у окна?

5.Маша ушла в театр?

6.Театр был огромный с деревянными ставнями?

7.На крыше театра были чугунные лошади?

8. Нянюшку Маши звали Петровна?

9.Мама Маши в театре танцевала?

10.Мама готовилась танцевать Красную Шапочку?

11.Маленький букетик цветов был сделан из тонкого стекла?

 

Белая   —                    расскажите, что нового 

                                        узнали на уроке

 

Красная –              Что вы чувствуете по отношению

                                     к главным героям?

 

Чёрная –                       Что плохого в поступках 

                                         главных героев?

 

Жёлтая –                     Что полезного для себя 

                                 возьмёте из произведения?

 

Синяя –                 Дайте совет главным героям

 

Зелёная –             Предположите, что произойдёт дальше

 Учимся

Читать

Размышляь

Извлекать главное

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения: К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей"

Конспект урока литературного чтения: К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей". Программа ПНШ...

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ...

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Произведение  К. Г. Паустовского "Растрёпанный воробей"изучается в 3 классе по программе  Литературное чтение "Школа России". Данная тема занимает два урока На занятиях п...

Презентация к уроку по литературному чтению "К.Г.Паустовский."Растрепанный воробей" (3 класс, Школа России)

Презентация к уроку по литературному чтению "К.Г.Паустовский."Растрепанный воробей" (3 класс, Школа России)...

Конспект урока литературного чтения «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» ознакомительное чтение» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»  Планируемые результаты:П...

Технологическая карта урока литературного чтения " К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа К.Г. Паустовского « Растрепанный воробей».Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с произведением К...

Технологическая карта урока литературного чтения " К. Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" 3 класс

Цель урока: формирование читательской компетенции: составление характеристики героев; совершенствование навыков осмысленного выразительного чтения.Задачи урокаДидактические:Знать жанровые особенности ...